Влияние оздоровительной физической культуры на организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно -показательные выступления и др.).

Содержание работы

1. Введение............................................................................................................2

2. Компоненты физической культуры.................................................................2

Физическое воспитание......................................................................3

Физическое развитие...........................................................................5

Профессионально-прикладная физическая культура......................6

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.............7

Спорт....................................................................................................8

3. Влияние оздоровительной физической культуры на организм..................11

4. Список использованной литературы.............................................................15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Введение............................................................................................................2

 

2.  Компоненты физической культуры.................................................................2

 

    1. Физическое воспитание......................................................................3

 

    1. Физическое развитие...........................................................................5

 

    1. Профессионально-прикладная физическая культура......................6

 

    1. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура.............7

 

    1. Спорт....................................................................................................8

 

3. Влияние оздоровительной физической культуры на организм..................11

 

4.  Список использованной литературы.............................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно -показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень  развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует  рассматривать как особый род  культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и личности. В социальной жизни  в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

К культурным достижениям (ценностям) относится литература, наука, скульптура, музыка, спортивные сооружения, оборудование, инвентарь, одежда.

 

Компоненты физической культуры

 

1. Базовая физическая культура - это часть физической культуры, где закладываются основа - база - фундамент для нормального физического развития и дальнейшего совершенствования.

Базовая физическая культура подразделяется на дошкольную и школьную физическую культуру.

 

2. Спорт - это часть физической культуры направленная на достижение высших результатов.

Спорт выделяет пять направлений.

 

1) детско-юношеский спорт, в нем  учитываются половые, возрастные, физиологические признаки. Главное в детско-юношеском спорте - массовость, т.к. в нем происходит естественный отсев, и к спорту высших достижений доходят единицы. Детско-юношеский спорт направлен на высшие достижения.

 

2) спорт высших достижений и  профессиональный спорт можно объединить, т.к. направлены на достижение мировых рекордов. В профессиональном спорте платят зарплату за выступления и берут штрафы за плохую подготовленность и выступление в соревнованиях. В профессиональном спорте правила отличаются от любительского спорта.

 

3) массовый спорт, в нем главное  не достижения, а участие.

                                                                                                                                                                              

 

4) инвалидный спорт - для людей с врожденными и приобретенными заболеваниями.

 Спортсмены с ограниченными  возможностями выступают по своим  нормативам. Соревнования проводятся  по степени заболевания, где  каждый выступает в своей группе.

Для спортсменов это возможность, не только укрепить своё здоровье, но и социальной адаптации.

 

3. Прикладная физическая культура

 

Профессионально-прикладная физическая культура, в ней средства физической культуры используются для повышения  профессиональзма и помогает легче  освоить профессию.

 

В специализированных учреждениях  физическая культура должна иметь также  специализированный характер.

 

Кроме этого, профессионально-прикладная физическая культура направлена на восстановление работающих мышц. Существует производственная гимнастика, которая выполняется во время максимального перенапряжения на работе, Физкультминутки, активный отдых в выходные дни.

 

Военно-прикладная физическая культура - существует в военных полувоенных  заведениях: войска, МЧС, пожарники, маряходки  и т.д. К военно-прикладной физической культуре относится и подготовка будущих войнов в школах, в частности на уроке общественной безопасности жизнедеятельности.

 

4. Оздоровительная физическая культура - направлена на укрепление всех функций организма.

 

Оздоровительная физическая культура делится на лечебную физическую культуру (ЛФК) и гигиеническую физическую культуру.

К гигиенической физической культуре - относится утренняя гигиеническая  гимнастика. Гигиена тела, обуви, одежды, помещений, соблюдение режима дня, сна  , питания.


Физическое  воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.

 

Постепенно в ходе исторического  процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые  вели более активный и подвижный  образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

 

 

 

Осознав эффект упражняемости, человек  стал имитировать необходимые ему  в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение  животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, осознание человечеством  явления упражняемости и важности так называемой предварительной  подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком  появления подлинного физического  воспитания.

 

Формы организованного физического  воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они  оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

 


 

К основным понятиям теории физического  воспитания относятся следующие:

  1. «физическое воспитание»;
  2. «физическая подготовка»;
  3. «физическое развитие»;
  4. «физическое совершенство»;
  5. «спорт».

 

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения  определенных воспитательно-образовательных  задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

 

 

Физическое  развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

Существует три уровня физического  развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем  грудной клетки, размер стопы и  т.п.).

Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется  изменениями трех групп показателей.

Показатели телосложения (длина  тела, масса тела, осанка, объемы и  формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые  характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

 

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных  показателей в течение жизни  зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной  мере определяется законами наследственности, которые

 

 

должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие

физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании  возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется  также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического  развития человека с целью управления им можно только на основе учета  особенностей и возможностей человеческого  организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

 

Процесс физического развития подчиняется  закону единства организма и среды  и, следовательно, существенным образом  зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического  воспитания имеют биологический  закон упражняемости и закон  единства форм и функций организма  в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Информация о работе Влияние оздоровительной физической культуры на организм