Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы удалось проанализировать различное техничное исполнение пирамиды «стойка на стопах нижней» высококвалифицированными спортсменами. Проведенный анализ техники позволил выявить методику обучения данной пирамиде в женских группах.
Область применения полученных результатов:
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные техника и методика обучения пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» могут использоваться в практической деятельности тренеров при организации подготовки спортсменов-акробатов высокой квалификации.

Содержание работы

Введение
6
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей и их значимость при выполнении акробатических упражнений
8
1.1. Понятие о координационных способностях
8
1.2 Возрастная динамика естественного развития координационных способностей
12
1.3 Двигательно-координационные способности и их контроль в акробатике
13
1.4Основы техники акробатических упражнений
16
1.5 Методика обучения парно-групповым упражнениям (упражнениям в балансировании)
20
Глава 2. Методы и организация исследования
24
2.1 Методы исследования
24
2.2 Организация исследования
25
Глава 3. Анализ результатов исследования
27
3.1 Теоретическое обоснование техники исполнения акробатической пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»
27
3.2 Методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «Стойка на стопах нижней» в женских тройках

Файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Всестороннее развитие спортсменов, разностороннее воспитание морально-волевых  и двигательных качеств, развитие работоспособности, совершенствование координационных  возможностей – важнейшие стороны  подготовки спортсменов высокой  квалификации. Большую роль в повышении  мастерства спортсменов играет их теоретическая  и методическая подготовка. Успешное решение задач тренировки требует  правильного гигиенического режима и врачебного контроля.

Основным средством тренировки акробатов являются три группы физических упражнений:

  1. упражнения того вида акробатики, в котором специализируется спортсмен;
  2. общеразвивающие упражнения;
  3. специальные упражнения для развития качеств, необходимых в избранном виде акробатики.

В тренировке акробатов осуществляется физическая, техническая, морально-волевая  и тактическая подготовка спортсменов.

Для овладения акробатическими  упражнениями необходим достаточный  уровень физического развития. Чем  сложнее упражнения, тем этот уровень  должен быть выше. Поэтому, осваивая спортивную технику, акробат одновременно постоянно  улучшает свою физическую подготовку и развивает функциональные возможности  организма.

Существенную необходимость  для повышения спортивного мастерства акробата составляют двигательно-координационные  способности (в некоторых учебниках  описанные как «ловкость»).

Ловкость – это способность быстро и правильно реагировать в неожиданно складывающейся обстановке. Процесс освоения техники акробатических упражнений требует постоянного проявления ловкости. Не будь этого качества, акробату не удалось бы провести буквально ни одного занятия без травм. Несомненно, что лучшим средством совершенствования ловкости является сама акробатика. Неслучайно на занятиях самыми различными видами спорта её применяют для развития ловкости. Однако несомненно, что акробатам для совершенствования в ловкости следует, кроме акробатических, использовать упражнения на гимнастических снарядах, прыжки на батуте, вращения на рейнском колесе, лопинге, бросковые упражнения (для специализирующихся в прыжках) и прыжки (для занимающихся силовой акробатикой). Всё это позволяет совершенствовать чувство ориентировки во времени и пространстве и быстро реагировать на создавшиеся положения соответствующими действиями.

Развитию ловкости также  содействуют спортивные игры, предлагаемые обычно для совершенствования общей  выносливости. [17]

Большую роль играет контроль и оценка координации движений акробата на этапе начального отбора – мероприятии, проводящемся в конце учебного года после переводных испытаний и в основном в сентябре. Так как возраст отбора детей в спортивные группы, независимо от вида акробатики,  – 6 – 8 лет, то и нагрузка при контроле должна соответствовать уровню их физического развития.

Для оценки координации движений применяются контрольные тесты (специальные  упражнения). При выполнении их детьми учитываются такие характеристики, как точность, ритм, темп, амплитуда, быстрота освоения движений, качество выполнения. Контрольные тесты пониженной трудности – это простейшие упражнения типа: счёт 1 – руки вперёд, 2 – в  стороны, 3 – вверх, 4 – дугами наружу, руки вниз. Средней трудности –  сочетание движений конечностями, например: счёт 1 – стойка на левой ноге, правую назад на носок, руки вперёд; счёт 2 –  правую ногу назад – книзу, руки вверх; 3 – правую назад на носок, руки вперёд и т.п. (то же, другой ногой). Контрольные тесты повышенной трудности  – это сочетание движений руками, туловищем и ногами, переключение с одного движения на другое (А.М. Шлемин, 1973).

К контрольным тестам повышенной трудности относятся следующие  упражнения:

  1. На счёт 1 – шаг правой ногой, левая рука в сторону; 2 – шаг левой ногой, правая рука в сторону; 3 – приставить правую ногу, круг руками книзу; 4 – прыжок с кругом руками кверху и руки вниз (то же, но начинать движение левой ногой и правой рукой). Преподаватель показывает один раз упражнение в целом, затем ещё раз по частям, после чего испытуемые должны выполнить его сами под счёт без предварительной подготовки. Оценка 10 баллов – запоминание и безошибочное выполнение; 9,5 балла – допущена одна ошибка; 9 баллов – две ошибки; 8,5 балла – три ошибки.
  2. На счёт 1 – прыжок в стойку ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжок в стойку ноги вместе, руки вниз. Повторить прыжки 4 раза, затем быстро переключиться на следующее упражнение. И.п. – руки в стороны. На счёт 1 – прыжок в стойку ноги врозь, руки вниз; 2 – прыжок в стойку ноги вместе, руки в стороны. Повторить 4 раза. Упражнения показывают один раз в целом, один раз по частям, после чего испытуемые выполняют упражнения под счёт без предварительной подготовки. Оценка 10 баллов – безошибочное переключение с одного упражнения на другое с сохранением темпа движения; 9,5 балла – остановка между первым и вторым упражнением; 9 баллов – переключение с одной ошибкой; 8,5 балла – переключение с двумя ошибками. [3]

Всё вышесказанное свидетельствует  о повышенных требованиях к подготовке акробатов для успешного выполнения предлагаемых заданий тестирования. Так как акробатика относится  к сложнокоординационным видам спорта (ведь это и является её базой и основой), то контроль за уровнем развития двигательно-координационных способностей в данной сфере будет осуществляться значительно строже, что и предопределит успешность дальнейшей не только тренировочной и соревновательной, но и жизненной деятельности.

 

    1. Основы техники акробатических упражнений

 

Несмотря на большое многообразие акробатических упражнений, все они  имеют общие основы техники.

Во-первых, упражнения исполняются  людьми. Следовательно, все упражнения должны подчиняться анатомо-физиологическим  закономерностям.

Во-вторых, при выполнении акробатических упражнений происходит перемещение тела в пространстве. Это совершается по закономерностям  механики, поэтому каждое упражнение подчиняется моментно-механическим закономерностям.

В акробатике чаще всего  используется такой вид равновесия, когда имеющаяся площадь опоры  расположена внизу. Если проекция общего центра тяжести (ОЦТ) не выходит за край площади опоры, то тело вернётся в  устойчивое положение (И.П. – исходное положение) благодаря действию момента устойчивости. Если же проекция общего центра тяжести (ОЦТ) выходит за границы площади опоры, то тело опрокидывается благодаря действию момента опрокидывания.

В общем случае, устойчивость тела определяется его способностью полную противоположность нарушению  его равновесия.

Трудность статических упражнений зависит не только от особенностей условий удержания равновесия в  заданной позе, но и от степени необходимого напряжения мышц. А степень необходимого напряжения мышц, в свою очередь, зависит  также от массы спортсмена.

Относительно оси, проходящей через плечевой сустав, момент силы, а также степень необходимого напряжения мышц будет больше там, где  больше длина тела, даже при одинаковой массе.

Существует ещё один фактор, определяющий трудность статических  упражнений, который можно назвать  анатомическим. В одном упражнении (например, вис на кольцах сзади) движение рук достигло анатомического предела. В другом случае анатомических  ограничений нет (вис на кольцах  спереди).

Мягкие ткани и недостаточно сильные мышцы не могут уравновесить момент опрокидывания, и оно начнётся раньше, чем проекция общего центра тяжести (ОЦТ) тела пересечёт край опорной поверхности (рисунок 1).

Рисунок 1 – Зоны сохранения положения

 

На поверхности опоры  выделяют следующие зоны:

  1. – оптимальная зона равновесия;
  2. – зона сохранения положения (величина её зависит от физической и технической подготовленности акробата);
  3. – зона восстановления положения – это область, в которой равновесие невозможно, но из которого акробат ещё способен активно вернуться в заданное положение.

Все зоны индивидуально очень  различны. Они зависят от физической подготовленности, спортивной квалификации и эмоционального состояния акробата. Вместе с ростом силы и приобретением  навыков балансирования зоны увеличиваются.

 

Управление сохранением  положения

Сохранение положения  акробата достигается компенсаторными, амортизирующими и восстанавливающими действиями.

Восстанавливающие движения направлены на возвращение проекции общего центра тяжести (ОЦТ) тела из зоны 3 в зону 2. Восстановить положение  акробат может только относительным  перемещением общего центра тяжести (ОЦТ) или опоры.

Возможны 3 варианта восстановления:

  • Подвести опору под ОЦТ;
  • Поместить ОЦТ над опорой;
  • Смешанное, то есть и то, и другое одновременно.

Ведущая роль в балансировании двух акробатов принадлежит нижнему. В действиях нижнего выделяют балансирование опорными звеньями (кистями, ступнями, головой), когда нижний, надавливая по вертикали на соответствующий край опоры верхнего, удерживает его ОЦТ над зоной 2; балансирование движением, когда нижний подводит по горизонтали опору под линию тяжести верхнего.

Для надёжности построения пирамиды все входы и перемещения  выполнять плавно, с постоянным и  привычным ритмом движений. При силовых  перемещениях важно обеспечить «невидимость»  значительных усилий. Партнёр, не выполняющий  перемещение, должен насколько возможно сильнее фиксировать звенья тела, на которые опирается партнёр, чтобы  обеспечить устойчивое положение.

Всё вышесказанное можно  отнести не только к парным видам  акробатики, но и к рассматриваемым  нами женским группам, а также  – к мужским четвёркам.

Выводы:

  1. При прочих равных условиях устойчивость тела тем больше, чем больше его масса; ниже расположен центр тяжести; больше площадь опоры.
  2. Чем ближе проекция центра тяжести расположена к краю опоры, тем больше вероятность потери равновесия при дальнейшем смещении центра тяжести в данную сторону.
  3. При выходе проекции центра тяжести за пределы площади опоры равновесие нарушается и тело падает.

 

Понятие статика  и устойчивость в упражнении

Статикой называется раздел механики, в рамках которого рассматриваются  условия равновесия физических тел  в силовом поле.

Статическими называются такие упражнения (позы, положения  тела), при выполнении которых сумма  моментов сил, действующих на тело спортсмена равна нулю; скорость и ускорение  также равны нулю.

Способы выполнения статических  упражнений основываются на законах  статики, которая изучает условия  равновесия твёрдых тел.

Различают следующие типы равновесий:

а) устойчивое (например, вис на брусьях);

б) неустойчивое (стойка на руках);

в) ограниченно устойчивое («ласточка»);

г) безразличное (группировка).

Устойчивое равновесие характерно для висов, то есть положений, в которых  общий центр массы (ОЦМ) тела спортсмена расположен ниже точки опоры.

Неустойчивое равновесие – это когда общий центр  массы (ОЦМ) располагается выше опоры  и если опоры недостаточно (ограниченная опора). Практически всегда возникает  момент силы тяжести, опрокидывающий тело до положения устойчивого равновесия.

Безразличное равновесие – нечто среднее между устойчивым и неустойчивым равновесием, и сочетает в себе некоторые их свойства.

Ограниченно устойчивое равновесие (ОГУР) – главный и, по сути, единственный случай, представляющий интерес для  гимнастических видов спорта, так  как всё, что связано с представлением о сохранении равновесия, баланса, выработки  соответствующих навыков, связано  именно с ограниченно устойчивым равновесием.

Сопоставляя ограниченно  устойчивое равновесие (ОГУР) с другими  видами равновесия, можно убедиться, что в этом случае присутствуют все  ранее рассматриваемые признаки равновесия.

Также следует отметить такое  понятие, как статическая устойчивость тела – способность тела спортсмена сопротивляться всякому нарушению  его равновесия.

Факторы устойчивости зависят  от массы тела, расположения общего центра массы (ОЦМ) и площади опоры. Таким образом, можно выделить 3 основных условия устойчивости тела спортсмена:

  • Чем больше масса тела спортсмена, тем устойчивее будет собственно его тело;
  • Чем ниже к опоре расположен общий центр массы (ОЦМ) тела, тем в более устойчивом состоянии будет находиться тело спортсмена;
  • Чем больше площадь опоры, тем лучше устойчивость тела спортсмена.

Основные способы  балансирования в спортивной акробатике

Упражнения в балансировании выполняются усилиями одного или  обоих партнёров без разрыва  хвата или опоры партнёров  толчком, силой, рывком или махом.

Информация о работе Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т