Техника спортивного ориентирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — совершенствование методики начального обучения спортивному ориентированию студентов на основе контроля их физического состояния и развития психических процессов.

Содержание работы

Введение+
Глава I. Спортивное ориентирование как комплекс физических и эмоциональных нагрузок в туристическом многоборьи.+
1.1 Общая характеристика спортивного ориентирования.+
1.2 Влияние спортивного ориентирования на здоровье и физическое развитие +
Глава II. Методы и организация исследования.+
2.1 Особенности организации спортивного ориентирования для подростков 15 лет.+
2.2 Методы укрепления и сохранения здоровья подростков.+
Заключение.+
Выводы.
Список литературы.+

Файлы: 1 файл

курсовая 4 к 8 с.docx

— 56.32 Кб (Скачать файл)

Содержание+

Введение+

Глава I. Спортивное ориентирование как комплекс физических и эмоциональных нагрузок в туристическом многоборьи.+

    1. Общая характеристика спортивного ориентирования.+
    2. Влияние спортивного ориентирования на здоровье и физическое развитие +

Глава II. Методы и организация исследования.+

2.1 Особенности  организации спортивного ориентирования для подростков 15 лет.+

2.2 Методы укрепления и сохранения  здоровья подростков.+

Заключение.+

Выводы.

Список  литературы.+ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования. Жизнь с ее быстрыми темпами и нарастающим потоком  информации,, поставила перед высшими учебными заведениями, вузовским физкультурным движением новые задачи. Они связаны с необходимостью расширения сферы благотворного влияния занятий физическими упражнениями, и использования элементов, спортивной, интеллектуальной деятельности, в учебе и трудовом творчестве.

Физическое  воспитание как учебная дисциплина предусматривает овладение студентами определенной системой знаний, обучение движениям и развитие физических качеств, овладение профессионально значимыми знаниями, качествами, умениями и навыками, создание установок на активное приобщение студентов к физической культуре и спорту, включение в процесс самовоспитания и самосовершенствования.

Однако  возможностей комплексного проявления физической и умственной работоспособности студентов в практике физического воспитания, практически не наблюдается и в настоящее время эта проблема привлекает немногих исследователей Редко изучаются физические и психические особенности студенческой молодежи, юношей и девушек в процессе овладения навыками определенного вида деятельности.

Оптимальной моделью для комплексного изучения проявлений физической и умственной работоспособности в  практике физического  воспитания является спортивное ориентирование.

Специалисты утверждают, что бег на местности с выполнением элементов ориентирования является более эффективной формой физической подготовки начинающих ориентировщиков (школьников 10-15 лет), чем другие формы бега, систематические занятия влияют на особенности физической подготовленности ориентировщико юношеских разрядов.

Хорошее физическое развитие, оптимальный уровень функционального состояния спортсменов-ориентировщиков отмечены в целом ряде прикладных и теоретико-методических исследований.

Развивая генетические задатки, спортсмены-ориентировщики в процессе многолетней подготовки достигают максимального уровня умственной работоспособности, выраженной у мужчин и женщин высокими показателями, скорости мыслительных процессов, оперативного мышления, устойчивости, внимания и способности к его переключению, зрительной и оперативной памяти. Эти данные соответствуют показателям элиты работников умственного труда.

Обучение  в вузе - это деятельность, требующая, мобилизации и концентрации физических усилий и психических процессов.

Проблемы  развития- человеческого интеллекта, особенностей интеллектуальной деятельности учащейся молодежи, в том числе процессе спортивной или физкультурной деятельности всегда занимали важное место в педагогических исследованиях.

Одним из видов спорта, способствующим подготовке студенческой молодежи к решению указанных задач, является спортивное ориентирование. Именно оно - учит воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую - одновременно по разным каналам, принимать решения и творчески, решать новые задачи в необычных ситуациях. Следовательно, спортивное ориентирование может явиться необходимой неспецифической адаптацией интеллектуальных систем организма.

В настоящее  время имеются научно-обоснованные рекомендации по методике начального обучения спортивному ориентированию в условиях вуза. Они учитывают факторы, обусловливающие успешность обучения и соревновательную результативность, а также возрастные особенности физического и психического развития студентов.

Представляется  интересным исследование динамики воспитания физических и умственных способностей студента посредством начального обучения спортивному ориентированию.

Исследование  непосредственно связано с активным поиском возможностей повышения умственного потенциала человека, способности к творческому труду. Результаты исследования могут оказать помощь тренерам-преподавателям при работе со студентами-новичками, у которых систематические занятия ориентированием направлены на достижение максимального спортивного результата.

Универсальность спортивного ориентирования в плане  физической и интеллектуальной подготовки, значимость этого вида спорта для  учебной и профессиональной деятельности обусловливают актуальность избранной  темы исследования.

Объект  исследования. Процесс обучения и  совершенствования в спортивном ориентировании, успешность которого определяется развитием интеллектуальных способностей студентов уровнем их физической подготовленности.

Предмет исследования. Структура и содержание физической и интеллектуальной подготовленности студентов в процессе начального обучения спортивному ориентированию с точки зрения профессиональной прикладно.

Цель  исследования — совершенствование  методики начального обучения спортивному  ориентированию студентов на основе контроля их физического состояния  и развития психических процессов.

Гипотеза  данного исследования заключалась в том, что успешность обучения спортивному ориентированию студентов, имея те же качественные зависимости и связь с успеваемостью, создает благоприятные условия для: воспитания не только физических, но и интеллектуальных качеств, что способствует дальнейшему развитию психических процессов, физической подготовленности и успеваемости студентов:

Методологическими и теоретическими основами исследования являются: теория и методика физического  воспитания и спорта (Л.П. Матвеев,. 1991; Ж.К. Холодов, B.G. Кузнецов, 2000); методика начального обучения спортивному ориентированию студентов (JI.B. Беляков, А.Д. Ганюшкин, A.JI. Моисеенков, 1973); физическая; культура студента (М.Я: Виленский, 1999; В.И. Ильинич, 2000); общая психология (Е.П. Ильин, 2000; В.М. Мельников, 1987; Б.М: Теплов, 1961).

Основные  положения, выносимые на защиту:

1. Спортивное  ориентирование, как вид спорта  в системе академических занятий  в ВУЗе по физической культуре  обладает рядом; преимуществ,  т.к. является средством повышения  эффективности физических и интеллектуальных  способностей студенческой молодежи.

2. Занятия спортивным ориентированием способствуют развитию общей выносливости, скоростно-силовых качеств, координации движений, а также развитию памяти, внимания, мыслительных процессов студентов.

3. Обучение спортивному ориентированию в системе обязательных занятий по физической культуре способствует повышению академической успеваемости студентов младших курсов, что подтверждается результатами корреляционного анализа.

Научная новизна исследования впервые доказано, что спортивное ориентирование, внедренное в учебный процесс по физическому воспитанию, благотворно влияет на адаптацию студентов младших курсов к обучению в ВУЗе, что выражается в повышении их умственной и физической подготовленности, начальное обучение спортивному ориентированию наиболее успешно проходит при зачете особенностей их физического и психического развития на основе тестирования студентов, занимающихся спортивным ориентированием, выявлен более высокий прирост физических и интеллектуальных способностей, чем у студентов, занимающихся общей; физической подготовкой. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенных исследований расширяют представления о содержании и методике проведения занятий по физической культуре на дневном отделении технических и гуманитарных специальностей.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась соблюдением исходных методологических положений, логическим обоснованием и практическим использованием широкого комплекса методов оценки специфической деятельности на начальном  этапе подготовки в спортивном ориентировании учащейся молодежи, адекватных предмету и задачам исследования. 
 

Глава I. Спортивное ориентирование как комплекс физических и эмоциональных нагрузок в туристическом многоборьи.

Спортивное ориентирование - сравнительно молодой вид спорта в нашей стране, однако, уже имеющий своих верных почитателей практически всех возрастов.

Ключевое  слово в названии вида спорта «ориентирование» наводит непосвященных на мысль  о размеренной, неторопливой работе с картой на лоне природы. В действительности это стремительный вид кросса на незнакомой местности, связанный  с определенной физической и эмоциональной нагрузкой.

Спортивное  ориентирование - соревнования в преодолении  на местности с компасом и картой трассы из последовательности контрольных  пунктов (КП) и с выбором наиболее рациональных путей движения между  ними. Задачи, которые дистанция  ставит перед спортсменами, требуют  от них, не только высокой физической подготовки, способности преодолевать естественные препятствия и стойко переносить любые погодные условия, но и точного и быстрого мышления. Тесный контакт с окружающей средой является элементом экологического воспитания. Все это позволяет  называть спортивное ориентирование интеллектуальным видом спорта.

Данный  вид спорта имеет важное прикладное значение, прививая качества, которые  трудно воспитать на обычных практических занятиях по топографии. Его можно  рекомендовать к изучению, начиная  с начальной школы, например, как  один из разделов ОБЖ, а так же для  учебных заведений, готовящих специалистов, которым необходимы навыки чтения карты и ориентирования на местности (лесная промышленность, горное дело, землеустройство и др.). Умение ориентироваться на местности является важнейшим фактором для успешного прохождения туристского маршрута. Военно-прикладное значение трудно переоценить, ведь, с картой имеют дело представители любого рода войск. Особенно важно уметь читать карту в обстановке военных действий на вражеской территории, когда невозможно воспользоваться другой информацией. В этих условиях самостоятельность принятия решений играет первостепенную роль. И, конечно, большое значение приобретает быстрота, с которой эти решения принимаются. В брошюре, кроме обычного спортивного ориентирования описаны специализированные международные соревнования среди военных.

Еще одной  привлекательной стороной является сравнительная простота организации  массовых соревнований, для которых  не обязательно наличие спортивных залов, площадок и стадионов, дорогостоящего оборудования и инвентаря, особенно в летний период. Основной затратой является подготовка качественной карты. Ареной для интереснейших состязаний может послужить почти любой  участок леса или городской парк не менее 0.5 кв.км. Соревнования могут  проводиться днем и ночью, в любое  время года, бегом или на лыжах. И, как отдельные разновидности, при соблюдении главного спортивного  принципа равенства условий для  всех участников: на велосипедах и  мотоциклах, на лодках, даже на автомобилях. 

1.1 Общая характеристика спортивного ориентирования.

Спортивное  ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты(КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и её длина определяется принципом, основанным на том, что для успешного прохождения трассы соревнований требовалось бы в равной степени умение ориентироваться и физическая подготовленность спортсмена.

Виды  спортивного ориентирования.

Заданное  направление. Суть вида заданное направление заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. Участники стартуют последовательно через равный промежуток времени (как правило, 1 минута, возможен интервал в пределах 30 сек — 3 мин). За минуту до старта, или в момент старта участник получает в свое распоряжение карту, на которой нанесены место старта, контрольные пункты и место финиша. Дистанция на карте соединяется линией, которая обозначает последовательность движения. Нарушение последовательности движения является нарушением правил соревнования и участник автоматически снимается с дистанции. Кроме этого, у участника есть «легенда» — уточняющее описание месторасположения контрольного пункта (например, северный угол поляны). Показателем, по которому определяется победитель, является время прохождения участником дистанции.

Ориентирование по выбору. Суть вида ориентирование по выбору заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке, найти требуемое количество КП/КП за назначенное заранее контрольное время. В обоих случаях взятие определённого КП засчитывается только один раз. Сложность в том что участнику самому надо выбрать взятие всех КП(по степени дальности и сложности). За превышение контрольного времени назначается штраф, как правило — отнимается по одному баллу за каждую полную минуту превышения контрольного времени.

Информация о работе Техника спортивного ориентирования