Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.
Двигательная функция человека формируется под влиянием биологических и педагогических факторов. Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, и его влияние на двигательную функцию подчиняется закономерностям возрастного развития.

Содержание работы

1. Характеристика возрастных особенностей лиц, занимающихся основной гимнастикой и особенности подбора гимнастических упражнений для них. Особенности методики проведения занятий основной гимнастикой с различными контингентами………………………………………………….стр.3
Методика занятий гимнастикой в школе…………………………..стр.3-7
Младший школьный возраст (7 – 9 лет)…………………………....стр.7-8
Средний школьный возраст (10 – 14 лет)………………………...стр.8-15
Старший школьный возраст (15 – 17 лет)……………………стр.15--16
Методика проведения занятий с женщинами…………………...стр.17-21
Методика занятий гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………...стр.21
Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………………...стр.21-22
Содержание и формы занятий среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………………...стр.23-27
2. Составление и запись комбинаций упражнений на двух видах гимнастического многоборья на выбор студента…………………………стр.28
3. Техника выполнения и методика обучения одному из гимнастических упражнений на выбор студента………………………………………....стр.29-30
Список литературы………………………………………………………….стр.31

Файлы: 1 файл

Контрольная №2.doc

— 589.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Национальный государственный Университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»

 

 

Кафедра теории и методики гимнастики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

 

Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям

 

 

 

                                                                       ВЫПОЛНИЛ:                                                                          

                                                                         

                                                                      ПРОВЕРИЛ:

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014г.

Содержание

 

1. Характеристика возрастных особенностей лиц, занимающихся основной гимнастикой и особенности подбора гимнастических упражнений для них. Особенности методики проведения занятий основной гимнастикой с различными контингентами………………………………………………….стр.3

    1. Методика занятий гимнастикой в школе…………………………..стр.3-7
      1. Младший школьный возраст (7 – 9 лет)…………………………....стр.7-8
      2. Средний школьный возраст (10 – 14 лет)………………………...стр.8-15
      3. Старший школьный возраст (15 – 17 лет)……………………стр.15--16
    2. Методика проведения занятий с женщинами…………………...стр.17-21
    3. Методика занятий гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………...стр.21
      1. Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………………...стр.21-22
      2. Содержание и формы занятий среднего, пожилого и старшего возраста…………………………………………………………………...стр.23-27

2. Составление и запись комбинаций упражнений на двух видах гимнастического многоборья на выбор студента…………………………стр.28

3. Техника выполнения  и методика обучения одному  из гимнастических упражнений  на выбор студента………………………………………....стр.29-30

Список литературы………………………………………………………….стр.31

 

 

1. Характеристика  возрастных особенностей лиц, занимающихся  основной гимнастикой и особенности  подбора гимнастических упражнений  для них. Особенности методики проведения занятий основной гимнастикой с различными контингентами

 

1.1 Методика занятий гимнастикой в школе

 

Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.

Двигательная функция человека формируется под влиянием биологических и педагогических факторов. Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, и его влияние на двигательную функцию подчиняется закономерностям возрастного развития.

Двигательный анализатор у детей совершенствуется на протяжении ряда лет. Семилетний возраст считается переломным периодом — началом становления произвольных движений и совершенствования координационных механизмов в центральной нервной системе.

С 7 до 14 лет происходит активное развитие двигательного анализатора, которое к 13—14 годам достигает высокого уровня, происходит созревание ядра двигательного анализатора, повышаются функциональные возможности коры больших полушарий и нервно-мышечного аппарата. Дальнейшее развитие функции двигательного анализатора происходит менее интенсивно или вовсе приостанавливается. Ускоренный рост продольных звеньев в теле также оказывает существенное влияние на физическое развитие, а также на координационную деятельность подростков. Двигательная зрелость не приходит сама собой с возрастом. Она развивается и совершенствуется под влиянием окружающей среды и тесно связана с режимом двигательной деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем реализации основных компонентов педагогического фактора.

Двигательная функция у детей и подростков проявляется через двигательную деятельность, которая зависит от запаса условно-рефлекторных связей. Чем большим запасом условнорефлекторных связей обладает человек, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у него новые формы движений. У детей необходимо равномерно воспитывать все физические качества, акцентируя внимание на воспитание в 7—9 лет быстроты выполнения одиночных движений и ловкости; в 10—12 —гибкости, скорости и ловкости; в 13—14 — скоростной силы; в 15—16 — силы и выносливости.

Наиболее важным в обучении является умение точно оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий. «Каждая сознательная работа, — пишет П. Ф. Лесгафт, — несомненно, требует серьезного понимания пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле». Для воспитания таких умений используются общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, упражнения в равновесии, упражнения в висах и упорах, лазанье, акробатические упражнения. При их выполнении занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения с качественной оценкой, получаемой от учителя в виде информации о пространстве и времени, которое они затрачивают на выполнение тех или других двигательных действий. Информация о времени, пространстве и степени мышечных усилий в процессе двигательной деятельности дает возможность занимающимся научиться дифференцировать получаемые ощущения, что очень важно для управления движениями.

Сознательное управление двигательной деятельностью тесно связано с развитием чувств, и особенно мышечного чувства. Через органы чувств происходит восприятие внешнего мира, и чем меньше развиты слух, зрение и другие чувства, тем более ограничена деятельность человека и тем менее он развит. Специальными исследованиями установлено, что дети, овладевшие умением сознательно управлять своими движениями в пространстве, времени и степенью приложения мышечных усилий, успешнее справляются с различными двигательными действиями, чем те, которые не обучались этому.

Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания учащихся в школе.

Под правильной осанкой понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит. Правильная осанка оказывает благоприятное воздействие на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и центральной нервной системы. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.

Для формирования правильной осанки и устранения ее дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.

Исследованиями установлено, что гармоническое развитие мышц всего тела лишь предпосылка для формирования правильной осанки. Осанка — это рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, направленная на воспитание умения принимать позу правильной осанки, а также сохранять ее длительное время сидя, стоя и при ходьбе. Необходимо также научить детей управлять этой позой, т. е. уметь оценивать положения различных частей тела в пространстве (головы, туловища и ног).

Начинать обучение следует с постановки головы и плечевого пояса. От правильного положения головы в силу действия шейно-тонических рефлексов зависит распределение тонуса мышц, удерживающих туловище и голову.

Далее следует обратить внимание на положение туловища и ног. На этой стадии следует добиться, чтобы учащиеся могли самостоятельно безошибочно принимать правильное положение тела. С этой целью применяются упражнения на ощущение правильной осанки. Дальнейшая работа по формированию правильной осанки заключается в закреплении и стабилизации навыка правильной осанки.

Характерные признаки осанки. Одним из важных характерных признаков осанки является взаимное расположение частей тела (головы, туловища и ног) в сагиттальной плоскости.

Как известно, продольной осью части тела принято считать линию, соединяющую центры суставов или середины поперечных осей суставов. Следовательно, продольной осью голени считается линия, соединяющая центры коленного и голеностопного суставов; бедра — линия, соединяющая центры тазобедренных и коленных суставов; туловища — линия, соединяющая середины поперечных осей тазобедренных и плечевых суставов, а головы и шеи — линия, соединяющая середину поперечных осей плечевых суставов и головы, поперечная ось которой проходит на уровне середины верхнего края наружного слухового прохода. Измерив расстояния от всех точек до вертикальной линии, можно графически изобразить и описать взаимное расположение звеньев тела в сагиттальной плоскости.

 

 

 

Другой характерный признак осанки — профиль позвоночника (величины изгибов в шейной, грудной и поясничной области). Специальным устройством измеряются расстояния от вертикали до верхних точек изгиба позвоночника и до точки затылка, которые изображены на рис. 138,6.

 

1.1.1 Младший школьный возраст (дети 7 – 9 лет)

Детям 7—9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонно поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестницам, перелезание через препятствие высотой до 1 м, бросание и ловля мячей, метание в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см), акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойки на лопатках — для 2-го класса).

При обучении детей нужно пользоваться методами показа и рассказа-. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий и к указанию о том, как их выполнять. Показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети данного возраста склонны к подражанию. Поэтому, обучая их, целесообразно пользоваться методом имитации и показа. Рекомендуется давать конкретные указания, прыгать по разметкам как можно дальше и выше, попасть в цель, сделать, как делает преподаватель, и т. д.

Упражнения должны быть простыми, понятными и доступными. Необходимо помнить, что дети быстро устают, но после кратковременного отдыха снова способны выполнять двигательные действия. Следовательно, упражнения должны быть непродолжительными и чередоваться с короткими паузами для отдыха.

У детей 7—9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10—13-летних, и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков необходимо изучаемые упражнения повторять по 6—8 раз в каждом занятии, причем в относительно постоянных условиях (из одного и того же исходного положения, в одном и том же темпе) и по 2 - 3 раза в один подход.

Поэтому рекомендуется большинство упражнений приближать к играм или проводить в форме игр. Для организации занятий надо применять фронтальный, групповой, поточный и игровой способы. Особенности мальчиков и девочек этого возраста выражены незначительно, поэтому различий в методике и содержании упражнений нет.

 

1.1.2 Средний школьный возраст (10—14 лет)

В среднем школьном возрасте на занятиях основной гимнастикой продолжается дальнейшее физическое развитие и укрепление растущего организма детей, воспитываются морально-волевые качества, более детально изучаются основные двигательные навыки, а также умения оценивать свои движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Дети до 12 лет (мальчики) и 11 лет (девочки) по возрастной периодизации относятся ко второму детству, а 13—14 лет (мальчики) и 12—13 лет (девочки) — к подростковому возрасту.

Рост и развитие детей среднего школьного возраста происходят неравномерно. Особенно выделяется начало периода полового созревания (И—13 лет), в котором бурно протекают морфологические и функциональные изменения во всех системах организма. Пути развития мальчиков и девочек различны. Девочки значительно прибавляют в весе и уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости.

Высокая возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата способствуют значительному развитию быстроты движений. В 13—14 лет подростки по скорости мышечных сокращений достигают максимума. Поэтому у них нужно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость (последнее обусловлено созреванием двигательного анализатора).

Следует также развивать гибкость, учитывая, что тонические сопротивления мышц после 12 лет значительно увеличиваются. Процесс формирования двигательных навыков у детей 11—13 лет проходит значительно быстрее, чем у 8—9-летних, поэтому они способны овладевать более сложными упражнениями. Детям 10—11-летнего возраста также нужны краткие объяснения при разучивании упражнения. Однако они уже способны различать детали изучаемых упражнений и могут выполнять знакомые или похожие упражнения по рассказу. При обучении новому, показ и объяснение обязательны.

Информация о работе Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям