Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Мышцы детей эластичны, поэтому они способны выполнять движения по большой амплитуде. Однако упражнения для развития гибкости дети выполняют в соответствии с их мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища (особенно статической) имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте неустойчива.

Содержание работы

Обучение гимнастическим упражнениям детей школьного возраста.
Младший школьный возраст (7-9 лет)
Средний школьный возраст (10-14 лет)
Старший школьный возраст (15-17 лет)
Обучение гимнастическим упражнениям студентов ВУЗов.
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип систематичности
Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста.
Содержание и формы занятий с различными возрастными группами.

Файлы: 1 файл

ГимнастикаКР.docx

— 54.68 Кб (Скачать файл)

Для развития физических качеств  целесообразно выполнять упражнения в подтягивании, сгибание рук в  упоре, поднимание ног в висе, прогибания, наклоны и др.

Вторая серия учебных  заданий должна включать упражнения для освоения исходных и конечных положений, которыми начинаются и заканчиваются  изучаемые двигательные действия. Умение правильно выполнять исходное и  конечное положения' в гимнастике обязательно. Первая и вторая серии учебных  заданий могут осваиваться одновременно или в разное время.

Третья серия учебных  заданий предусматривает действия, обеспечивающие условия для выполнения изучаемого упражнения: размахивание в висе или в упоре на снарядах, маховые движения ногой и темповые подскоки при выполнении некоторых  прыжковых и акробатических упражнений и др.

В четвертую серию учебных  заданий входят действия, связанные  с обучением умениям оценивать  выполнение действия в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий. Количество и степень точности дифференцировок (пространства, времени  и силы) зависят от координационной  сложности изучаемого упражнения. Иногда бывает достаточно уметь оценивать  только амплитуду маха или степень  сгибания и разгибания тела, а иногда скорость движения или степень мышечных усилий. При обучении более сложным  упражнениям необходим комплекс диффереп-цировок, обеспечивающий условия для правильного выполнения основных действий, составляющих' техническую основу упражнения.

Пятая серия учебных заданий  — подводящие упражнения и части  изучаемого двигательного действия.

Последними изучаются движения в целом в облегченных условиях с помощью тренажера и других технических средств. При изучении каждого задания учитываются индивидуальные особенности занимающихся, их готовность к выполнению изучаемого материала, контролируется правильность выполнения учебных заданий, определяется порядок перехода от одного учебного задания к другому. От правильного решения этого вопроса зависит результат обучения.

Всегда ли нужно пользоваться предписаниями алгоритмического типа при обучении детей и подростков двигательным действиям? Конечно, нет. Многим из них можно обучить по сложившейся методике. К таким  относятся: строевые, общеразвивающие, некоторые прикладные упражнения, а  также упражнения в смешанных  висах и упорах и др.

Примерное предписание алгоритмического типа при обучении лазанью по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами.

I. Техника лазанья по канату. В висе на согнутых руках захватить канат ногами, опираясь о канат, выпрямить ноги и перехватить руки выше, но так, чтобы остаться в висе на согнутых руках. Далее действия повторяются. При опускании вниз все действия чередуются в обратном порядке.

II. Серии учебных заданий.

1-я серия (специальная  физическая подготовка):

1.В висе сидя ноги  врозь с захватом каната согнуть  руки, удержаться 3—4 сек. и вернуться  в и. п. (3—4 раза).

2.Из виса сидя хватом  за гимнастическую стенку (согнув  ноги врозь), сгибая руки и перехватывая  с рейки на рейку, встать  и вернуться в и. п. (3—4 раза).

3.То же, но из виса  сидя ноги врозь на канате (3—4  раза).

4.Из виса стоя (на канате, гимнастической стенке, перекладине,  одной жерди) прыжком вис на  согнутых руках, держать 3—4  сек.

(5—6 раз).

5.То же, но медленное  (в течение 5—6 сек.) опускание,  разгибая руки (3—4 раза).

6.Контрольные упражнения:

а) из виса стоя (руки согнуты  под углом 90°) на канате подтягивание (мальчики 3—4 раза, девочки 1—2 раза);

б) из виса стоя на гимнастической стенке (руки как в предыдущем упражнении) подтягивание и далее опереться  ногами о рейку и перехватить  руки выше на следующую рейку. Так  подняться до верхней рейки.

После выполнения контрольных  упражнений можно переходить к следующей  серии учебных заданий.

2-я серия (изучение  захвата каната ногами):

1.Сидя на гимнастической  скамейке, имитация захвата ногами гимнастической палки, имитируя захват каната.

2.То же, но захват каната  ногами и удержание каната  стопами и голенями.

3.Из виса сидя захват  каната ногами и переход в  вис с захватом каната ногами.

4.То же, но сгибание  и разгибание рук в висе  с захватом каната ногами (5—6  раз).

5. Контрольное упражнение: из виса стоя на согнутых  руках захват каната ногами  и, сгибая руки, выпрямлять ноги (4—5 раз).

3-я серия (действия, на  основе которых выполняется изучаемое  упражнение):

1.В висе на согнутых  руках с захватом каната ногами  разгибание их с перехватом  руками выше и возвращение  в и. п. (3—4 раза).

2.То же, но быстро (контрольное  упражнение). 4-я серия (части изучаемого  упражнения):

4-я серия

1.Из того же и. п., что в первом упражнении 3-й  серии, разгибая ноги, перехватить  руки выше и захватить канат  выше первоначального. Выполняя  действия в обратном порядке,  вернуться в и. п.

2.То же, но сделать два  перехвата руками и ногами (контрольное  упражнение).

5-я серия (лазанье по  канату на заданную высоту):

1.Лазанье на 2—3 м в  висе на согнутых руках.

2.То же на 3—4 м с  опусканием вниз, строго соблюдая  чередование действий ногами  и руками.

3.То же на время (как  можно быстрее).

4.Лазанье на заданное  время (уметь определять скорость  лазанья).

6-я серия (варианты  лазанья):

1.Лазанье в три приема; то же на время.

2.Лазанье в два приема; то же на время.

3.Лазанье в висе без  помощи ног (для мальчиков с  4-го класса).

 

    1. Старший школьный возраст (15—17 лет)

  Физическая работоспособность юношей и девушек приближается к работоспособности взрослых. В этом возрасте постепенно замедляется рост в длину и увеличивается поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса; интенсивно растет мускулатура, увеличиваются ее силовые возможности. Деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем становится более уравновешенной. Повышается интерес к выполнению упражнений, требующих больше силы и ловкости.

  Занятия основной и атлетической (для юношей) гимнастикой в этот период должны быть направлены на совершенствование физических качеств и подготовку юношей и девушек к трудовой деятельности. ,

  Занятия основной гимнастикой с юношами и девушками имеют существенные различия и проводятся раздельно. Юношам необходимо в совершенстве овладеть основными прикладными двигательными навыками. Они должны уметь преодолевать естественные и искусственные препятствия, бросать мячи разного веса на дальность и в цель, лазить по канатам, шестам, владеть приемами переноски живого груза и различных предметов, выполнять подъемы переворотом, перевороты в сторону и вперед.

  В процессе занятий этими упражнениями нужно развивать силу, выносливость, быстроту, ловкость, воспитывать настойчивость, трудолюбие.

  Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила мышц отстает в развитии, и ее нужно систематически развивать. Особое внимание следует уделять укреплению мышц брюшного пресса, плечевого пояса, ног. С этой целью целесообразно выполнять общеразвивающие упражнения с набивными мячами, палками, на гимнастической стенке, скамейке. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, следует включать в урок упражнения художественной гимнастики, а также танцевальные шаги и пляски.

  Наряду с этим надо совершенствовать у девушек такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, для чего необходимо применять прыжки (в длину, высоту, с подвесных площадок, через различные препятствия), метание мячей разного веса, лазанье, преодоление препятствий, упражнения в равновесии, подвижные игры, акробатические упражнения. Методы обучения принципиально ничем не отличаются от описанных для детей 12—14 лет.

 

    1. Обучение гимнастическим упражнениям студентов ВУЗов.

  Гимнастика – одна из основных дисциплин высших учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре и спорту. Владение данной дисциплиной имеет важное значение для тренера-преподавателя любого вида спорта, поскольку нет ни одного вида, где бы не применялись гимнастические упражнения (в качестве средств ОФП и СФП, а также упражнений, помогающих освоить технику основных движений данного вида спорта – т.е. подводящих). Гимнастика также содействует воспитанию организованности и дисциплине (за счет строевых упражнений – строгий порядок точная регламентация деятельности занимающихся, выполнение упражнений точно по команде).

Методика лишь тогда ведет  кратчайшим путем к цели, когда  основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию  деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной  направленности. Есть вместе с тем  ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в  силу этого являются обязательными  при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований. Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами: поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности.

2.1 Принцип сознательности и активности. Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности. Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях: Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация.

Следует уче6сть так же, что физическое воспитание, особенно людей зрелого возраста, строится в значительной мере на самостоятельных  началах. Все это требует умелого  сочетания руководящей роли преподавателя  с высокой активностью и самостоятельностью занимающихся. Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их. Физические упражнения по природе своей связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями. При умелой организации занятий действие этого фактора усиливается и может стать одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса. Было бы неверно делать ставку только на этот фактор и придавать занятиям развлекательный характер. Путь к физическому совершенству прежде всего большой напряженный труд. Здесь неизбежны и однотипные утомительные упражнения, и «скучные» задания, интерес к которым появляется лишь на основе глубокого понимания их важности, необходимости. Следовательно, решающим условием активно заинтересованного отношения к делу является понимание сущности его и осознание цели занятий как объективной необходимости. Именно на этой основе формируется устойчивое стремление преодолевать трудности. Существенную роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования.

2.2 Принцип наглядности Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Наглядность необходимая предпосылка освоения движений. Практическое познание, начинается с чувственной ступени «живого созерцания».

Наглядность неотъемлемое условие  совершенствования двигательной деятельности. Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимы вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления. По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют во все более  тесном взаимодействии, образуя единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время  обобщенным восприятиям, необходимым  для совершенного управления движениями. Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает положительным. Функции одних анализаторов могут  в определенных ситуациях ослаблять  другие рецепторные функции. Ускорить процесс их совершенствования помогают избирательно направленные воздействия  на определенные афферентные системы, в частности на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит  особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимания идея временного искусственного выключения некоторых анализаторов, например зрительного, для того чтобы повысить требования к двигательному анализатору  и тем ускорить совершенствование  его функций. Такого рода метод нельзя считать пригодным для всех случаев. Он не применяется обычно на первом этапе обучения новым движениям (этапе ознакомления). Следует, кроме  того, учитывать специфику изучаемых  действий, а также индивидуальные особенности занимающихся. Существует и ряд других методов избирательного воздействия на функции анализаторов. Это, в частности, использование  светолидеров и звуколидеров, позволяющих направленно упражнять различные воспринимающие системы. В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств. Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность. Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую.

Информация о работе Техника и методика обучения гимнастическим упражнениям