Стресс и его влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям, но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами, у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Сущность понятия «стресс»…………………………………………………….……..4
2. Стресс в жизни студента……………………………………………………………….5
3. Методы борьбы со стрессами………………………………………………………….7
4. Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов……….………7
Заключение…………………………………………………………………………..…….9
Список использованных источников и литературы………………………………...…10

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 26.80 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Сущность понятия «стресс»…………………………………………………….……..4

2. Стресс в жизни студента……………………………………………………………….5

3. Методы борьбы со  стрессами………………………………………………………….7

4. Рекомендации по преодолению  тревожности и стресса у студентов……….………7

Заключение…………………………………………………………………………..…….9

Список использованных источников и литературы………………………………...…10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям, но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами, у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях.

В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.

Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.

Цель работы: анализ стрессового состояния студентов в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность понятия  «стресс»

В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любое предъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (таким образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет жизни). Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такое определение стрессу дал Г. Селье.

Также стресс - это состояние индивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия - чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А. Г) - вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические, физико-химические, социально-психологические факторы.

Встречается и такое определение стресса - ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.

У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный - эутостресс,

б) стресс вредоносный - дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов.

Чтобы стресс принял характер эутостресса, необходимо наличие определенных условий:

  • положительный эмоциональный фон;
  • опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
  • одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
  • наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов как объективного, так и субъективного характера:

  • эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации;
  • чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;
  • большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

2. Стресс в жизни  студента

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:

  • недостаток сна;
  • несданные во время и незащищенные лабораторные работы;
  • не выполненные или выполненные неправильно задания;
  • большое количество пропусков по какому-либо предмету;
  • отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
  • недостаточно полные знания по дисциплине;
  • плохая успеваемость по определенной дисциплине;
  • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т. е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
  • конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;
  • отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
  • плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногрупниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

3. Методы борьбы со стрессами

Существует множество методов борьбы со стрессом, к которым может прибегнуть студент:

1. При распределении времени  держать ситуацию под контролем  не менее важно, чем управлять  стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное  отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической  релаксации.

3. Непродолжительные прогулки  на свежем воздухе.

4. Посещение культурных  и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями  или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством  от стресса является смех. Он  тренирует многие мышцы, снимает  головную боль, понижает артериальное  давление, нормализует дыхание и  сон. При этом в кровь поступают  так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть  также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег  трусцой, плавание, спортивные игры  и т. д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

4. Рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)». Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.

 

 

 

 

Заключение

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - с. 528

2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - с. 256

3. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2009. - с. 288

4. Ресурс Интернета: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html

5. А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. Психологические технологии управления состоянием человека Издат. «Смысл» 2009.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 2010.

7. Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 2006г.

 


Информация о работе Стресс и его влияние