Спорт как зрелище, определение и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть значение и роль спорта как зрелища в обществе.


Задачами курсовой являются:
Определить роль спорта в жизни человека,
Рассмотреть формирование спорта как зрелища.
Определить проблемы связанные со зрелищной сферой услуг .
Определить методы решения проблем в зрелищной сфере.

Содержание работы

Введение……………………………..………………………………………3
Глава 1. Спорт как зрелище, определение и функции
1.1 Понятие спорт …….…………………………………………………....5
1.2 Значение спорта в современной жизни …………….……………...5
1.3 Формирование спорта как зрелища…………………………………...7
Глава 2. Спорт как зрелище
2.1 Спорт как зрелище…………………...…………………….…………..8
2.2 Цели и задачи производителей спортивно – зрелищной сферы……9
Глава 3. Потребители спортивных зрелищ
3.1 Агрессия и спорт ……………………………… …………………….11
3.2 Спортивное зрелище и молодежная «околоспортивная»
субкультура ………………………………………………………………14
3.3 Фанат…………………………………………………………………..16
Выводы …………………………………………………………………....18
Список используемой литературы…………………………………….....23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа тимфк новая.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение……………………………..………………………………………3

Глава 1. Спорт как зрелище, определение и функции

1.1 Понятие спорт …….…………………………………………………....5

1.2 Значение спорта в современной жизни …………….……………...5

1.3 Формирование спорта как зрелища…………………………………...7

Глава 2. Спорт как зрелище

2.1 Спорт как зрелище…………………...…………………….…………..8

2.2 Цели и задачи производителей спортивно – зрелищной сферы……9

Глава 3. Потребители спортивных зрелищ

3.1 Агрессия и спорт ……………………………… …………………….11

3.2 Спортивное зрелище и молодежная «околоспортивная»

субкультура ………………………………………………………………14

3.3 Фанат…………………………………………………………………..16

Выводы …………………………………………………………………....18

Список используемой литературы…………………………………….....23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение спорта как зрелища, место, роль и функции его в современном мире, вопросы агрессии в среде потребителей спортивного зрелища. Какую роль играет спорт в жизни человека. Во всём мире люди видят её по-разному. Первые, равнодушно относятся к спорту. Вторые, понимают смысл спорта и их, к счастью, больше, чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то - заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренера, врачи, директора спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта. С развитием технологий, мир становится всё быстрее, течение время становится всё более стремительным и уловить какие-то тенденции развития и эволюции становится всё сложнее. Что касается области жизнедеятельности человеческого сознания в частности связанной с культурой и искусством, то тут вопрос актуальности прошлого и введении чего-то нового на мой взгляд встаёт ещё более возвышенно.

    Спорт обладает удивительными свойствами. Объединяет людей, знакомит их между собой, укрепляет здоровье, характер и умственные способности людей, которые им занимаются, развивает физические качества. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды.

Предмет работы: Спорт как зрелище.

Объект работы: Спорт как зрелищная сфера

Цель работы: Рассмотреть значение и роль спорта как зрелища в обществе.

 

 

Задачами курсовой являются:

  1. Определить роль спорта в жизни человека,
  2. Рассмотреть формирование спорта как зрелища.
  3. Определить проблемы связанные со зрелищной сферой услуг .
  4. Определить методы решения проблем в зрелищной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Спорт как зрелище, определение и функции

1.1 Понятие спорт

    Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport - "игра", "развлечение") - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

    Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.  (Агеевец В., Выдрин В.М.2000)

 

1.2 Значение спорта в современной жизни

     Физическая культура и спорт - неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности. Рассматривая значимость физической культуры в современном обществе, следует выделить несколько аспектов.

Первый из них - оздоровительный. Регулярные физические тренировки резко снижают заболеваемость населения, благотворно влияют на психику человека, способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств - настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности, коллективизма, коммуникабельности, вырабатывают активную жизненную позицию. Кроме того, занятия физкультурой помогают людям всех возрастов эффективно использовать своё свободное время, а также способствуют отвыканию от таких социально и биологически вредных привычек.

   Воздействие физических упражнений на организм человека выражается в ряде общебиологических эффектов.

    Увеличение резервных возможностей. С помощью регулярной физической тренировки, значительно повышается потенциал систем и органов человека. В экстремальных ситуациях они будут функционировать без перенапряжения, наблюдаемого у физически нетренированных людей.

Эффект экономизации. В состоянии покоя системы и органы тренированного человека работают более экономно.

    Число дыханий у тренированных в 1,5-2 раза реже, чем у нетренированных людей.

    Эффект компенсации. Одной из основных причин заболеваемости населения в настоящее время является низкая двигательная активность - гипокинезия. Возникновение её связано с растущей механизацией и автоматизацией производства и быта, увеличением числа людей, занятых умственным трудом, развитием общественного и личного транспорта. Из-за гипокинезии ухудшается деятельность всех систем организма, регуляция его функций, питание тканей, наступает преждевременное старение. Регулярные физические упражнения помогают повысить двигательную активность и компенсировать вредное воздействие гипокинезии.

   Регуляторный эффект. Целенаправленная физическая тренировка может избирательно улучшить функции организма: как двигательные, так и вегетативные.

   Эффект активного отдыха. В процессе любой деятельности у человека наступает утомление. Выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений, переключая деятельность нервных центров, способствует эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности и снятию нервно-эмоциональных перенапряжений.

  Названные эффекты в процессе физической тренировки взаимодействуют между собой, обеспечивая мощное оздоровительное воздействие на организм. (Жолдак В.И. 2002)

 

 

1.3 Формирование спорта как зрелища

     В полном соответствии с тем, что подход к зрелищности изменяется в ходе исторического процесса, наиболее зрелищными сегодня по праву могут считаться виды деятельности, связанные с риском, и игровые виды. Именно в связи со зрелищностью одним из ведущих критериев, определяющим выбор предпочитаемых видов и конкретных упражнений в институте спорта, становится фактор уникальности, т.е. стремление основываться на принципе «сделать то, что никто не делал» или «добиться максимального результата в крайне причудливой, сенсационной деятельности». Подобные виды деятельности в институте спорта практически не имеют иной целевой нагрузки кроме внешне различающихся, но практически тесно взаимосвязанных факторов: для спортсменов уровень вознаграждения в непосредственно денежной или престижной форме, но в конечном счете в той же денежной форме в виде доходов от участия в рекламной деятельности, для менеджеров-организаторов и спонсоров - повышения зрелищности состязаний, что в конечном счёте приводит к росту их дивидендов.( Бестужев-Лада И.В.2000)

     Следует отметить, что и Олимпиады нового времени, возрожденные в 1896 году, также были спортивно-культурными форумами. Так, инициатор возрождения Игр и будущий глава МОК, Пьер де Кубертен, увлекшись идеей закрепления взаимосвязи между спортом и искусством, созвал в мае 1906 г. в Париже Консультативную конференцию искусства, литературы и спорта, которая предложила МОК учредить пять конкурсов по архитектуре, музыке, скульптуре, живописи и литературе. На Олимпиаде в Стокгольме (1912 г.) Кубертен, выступавший под псевдонимом, был удостоен золотой медали Олимпиады в номинации литература за сочинения стихов «Ода спорту».

    При этом издержки, понесенные спортсменами и организаторами спортивного бизнеса, остаются прежними – не меняются затраты на тренировочный процесс, транспортные расходы, содержание технического персонала и материальной базы. Однако теперь они окупаются не только за счет зрителей, пришедших на стадионы, но и за счет всех прочих болельщиков, пользующихся радио, телевидением и Интернетом. Это обстоятельство создает для спортсменов и тренеров две важнейшие предпосылки:

а) их узнаваемость и слава радикально возрастает;

б) их доходы значительно увеличиваются.

Превращение профессионального спорта в значимый сегмент шоу-бизнеса означает также вступление в острую конкуренцию с прочими продуктами вещателей – прежде всего, с кино, театром, эстрадой, цирком, прочими досуговыми и развлекательными институтами. Чтобы выдержать эту конкуренцию, спортивное шоу должно быть интересным, содержательным, информационно насыщенным, содержать в себе элементы праздника и новизны. А это, в свою очередь, требует специальной подготовки от спортивных менеджеров и организаторов спортивных соревнований. (Пономарчук В.Д., Винник В.А.2003)

 

 

Глава 2. Спорт как зрелище

 

2.1 Спорт как зрелище

    Спортивное зрелище - одно из самих массовых явлений современности - во многом отражает общественные отношения. Оно способно формировать те или иные духовные ценности, в том числе и связанные с гуманным культурным потенциалом общества. Поэтому вполне закономерно спорт в целом и спортивное зрелище в качестве одного из его важнейших компонентов рассматривать в контексте общечеловеческой культуры как один из важнейших его элементов. В числе основных общественно значимых функций спортивного зрелища можно отметить следующие: средство проведения досуга и общения людей, воспитательная, информативная, идеологическая.( Пономарчук В. А., Савченко Е.С., Козлова B.C.2003)

    Спортивное зрелище и досуг. Научно-технический прогресс, рост производительности труда создают условия для увеличения свободного времени субъектов социума. Тем самым во все большей мере находит свое осуществление известный тезис К. Маркса: «Свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство; отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью». В связи с этим встает насущная задача заполнения свободного времени деятельностью, способствующей творческому, гармоническому развитию. И решение этой задачи во многом берет на себя социальный институт спорта. (Родиченко B.C.2007)

   Спортивное зрелище и воспитание. В процессе спортивного зрелища у болельщиков вырабатываются определенные представления о нравственно-этическом облике спортсменов.  Пьер де Кубертен  писал, что спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства. Иными словами, рука об руку с воспитательной функцией идет функция информационная, позволяющая расширить знания о мире в целом. ( Пономарчук В.Д., Винник В.А.2003)

 

2.2 Цели и задачи производителей спортивно – зрелищной сферы

   Превращение спорта в спортивно-зрелищную сферу ставит задачу теоретического осмысления социальной сущности не только производителей, но и потребителей ее услуг. Исследования показывают, что относящие себя к болельщикам видят в спортивном зрелище, прежде всего, возможность отдохнуть, расслабиться, стать свидетелем-соучастником достижений человека, хороший способ рекламы товаров и достижений фирм, возможность приобщиться к спортивной деятельности, коль уж самому не удалось добиться успеха на этом поприще. Показатели ежедневных затрат времени у фанатов и активных болельщиков на добычу и «переваривание» спортивной информации, касающейся зрелищного спорта, составляют не менее часа (у 88% фанатов и 75% среди активных болельщиков). Затраты в «модальном» диапазоне 1-2 часа соответственно у 75% и 60% контингентов. Каждый пятый из активных болельщиков до 2,5 часов и более затрачивают каждый день на досуг такого плана.( Толстых А. В.2000)

    Однако приведенные выше факты касаются истинных ценителей спортивного зрелища, но отнюдь не субъектов околоспортивной толпы. Откажется от просмотра телерепортажа при знании спортивного результата каждый десятый фанат и для еще каждого третьего «большая часть удовольствия от зрелища» будет потеряна. Модальной же позицией в этом случае для фаната станет устраивающий его результат. Эта позиция встречается практически вдвое чаще, чем интерес к собственно содержанию спортивного зрелища.

    Достаточно важную роль играет и кажущаяся легкость восприятия спортивного зрелища, ибо многие считают, что достаточно только понимать степень важности соревнований или даже только то, кто соперники. Таких даже среди фанатов более половины, тогда как фактор знания правил соревнований считает важным только треть участников опроса. К тому же даже по самооценкам до 15-20% контингента имеют недостаточные знания в этом отношении. Более того, необходимость знания правил для восприятия спортивного зрелища отрицается практически половиной респондентов, причем среди фанатов такая позиция встречается чаще и показатель в этом случае достигает 53,3%. (Толстых А. В.2000)

   Однако легкость восприятия спортивного поединка при ближайшем рассмотрении оказывается во многом обусловленной не только тем, что перед нами двигательная деятельность, но и тем, что спорт - это концентрированное выражение наиболее знакомой зрителю жизненной ситуации. Более того, спортивное соревнование открывает перспективы мысленной и эмоциональной доработки, данного ему в зрелищном акте. Иными словами, спортивное зрелище всегда предполагает творческое соучастие зрителя и даже определенное его соавторство.

Информация о работе Спорт как зрелище, определение и функции