Функции спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П.Матвеев (1991,1997,1999).
Физическая культура в узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.
В широком смысле физическая культура рассматривается как органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных и практических достижений в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности населения.

Содержание работы

Вступление 3
Функции спорта 6
Эталонная функция 6
Социально-общественная функция 6
Спортивно-престижная функция. 7
Оздоровительно-рекреативная функция 7
Зрелищная функция. 8
Функция социальной интеграции и социализации личности. 8
Эстетическая функция. 9
Экономическая функция. 9
Заключение 10
Литература 11

Файлы: 1 файл

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение.docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное  Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

 

Финансовый Университет при  Правительстве 
Российской Федерации 
(Финансовый университет)

 

 Кафедра «Физическое воспитание»

Реферат на тему: 
«Функции спорта »

 

 

 

Выполнила:  
студентка группы ВН3-2а

Орджоникидзе Елизавета Сергеевна

Проверил: 
Доцент, к.п.н.

Татарова  Светлана Юрьевна.

Москва 2013


 

 

Содержание:

Вступление 3

Функции спорта 6

Эталонная функция 6

Социально-общественная функция 6

Спортивно-престижная функция. 7

Оздоровительно-рекреативная функция 7

Зрелищная функция. 8

Функция социальной интеграции и социализации личности. 8

Эстетическая функция. 9

Экономическая функция. 9

Заключение 10

Литература 11

 

 

Вступление

 

В настоящее время трудно представить общественную жизнь  без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую  популярность, становятся наряду с  наукой и искусством полноправными  компонентами социальной жизни общества.

Что же представляют собой  физическая культура и спорт? В чем  смысл этих социальных явлений?

В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение  дает Л.П.Матвеев (1991,1997,1999).

Физическая культура в  узком смысле – это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком  двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического  совершенствования.

В широком смысле физическая культура рассматривается как органическая часть (отрасль) культуры общества, включающая всю совокупность его научных  и практических достижений в создании специальных средств, методов и  условий направленного развития физической дееспособности населения.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт в узком  смысле можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентировано противобоческого выявления  сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное  средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими  для реализации достиженческих целей).

Вместе с тем, спорт  нельзя сводить только к соревновательной деятельности. Определяемое понятие  имеет и более глубокий смысл, обусловленный социальной сущностью  и назначением спорта в современном  обществе.

Для того чтобы достичь  высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в  сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств  массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная  с межличностных отношений в  отдельном спортивном коллективе и  заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

Таким образом, спорт в  широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной  подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие 

отношения, поведенческие  нормы и достижения в сфере  этой деятельности.

По мнению Л.П.Матвеева (1999) в таком широком понимании  спорт представляется весьма сложным  многофункциональным и многообразным  явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества.

С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования  и направленного развития физической дееспособности населения, является составной  частью физической культуры. Однако следует  отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с  высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как  различные понятия.

Спорт- это сложное и  многогранное социальное явление. Он представляет собой одну из самостоятельных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, обладая относительной самостоятельностью (автономностью), эта подсистема не существует изолированно от других подсистем  общества, государства. Спорт тесно  связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и  т.п.

Причем, между данными  социальными подсистемами существуют весьма многообразные и сложные  взаимосвязи и взаимоотношения (прямые и опосредованные, односторонние  и двусторонние, положительные и  отрицательные и др.).

В настоящее время не вызывает сомнения факт вовлечения государства  в спорт, хотя мотивы этого вовлечения довольно разнообразны и зависят  от многих факторов. Это и тип  государства, его исторические традиции, политические и социально-экономические  условия, система общественных и  культурных ценностей, демографические  и образовательные характеристики, проповедуемая религия и т.д.

Причем, действие этих мотивов  оценивается по-разному на отдельных  этапах развития того или иного общества. Но главным, несомненно, является господствующая в данной стране социальная философия, которая во многом определяет существующую в стране модель спорта и организационную  структуру национального спортивного  достижения, т.е.каждому историческому  этапу развития государства присуща  своя спортивная модель, учитывающая  перечисленные и многие другие факторы.

Актуальность данной работы состоит в том, что все эти факторы вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной системы. Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобщения человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежит удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, специфичные преимущественно для спорта, как одного из компонентов физической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален. В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры.

 

 

Функции спорта

 

«Функциями спорта» при  строгом истолковании их принято  называть производные от его сущности и вместе с тем зависящие от конкретных условий его культивирования  свойства, которые выражаются в характере  воздействия спорта на человека и  человеческие отношения, позволяют  удовлетворят через спорт определенные потребности личности и общества. В этой связи говорят о роли спорта, его значении и назначении в обществе.

Наиболее важными являются следующие функции.

Эталонная функция

Эталонная функция, которая  выражается в том, что уровень  спортивных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального  развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем, и ориентиром на пути к дальнейшему  раскрытию и совершенствованию  потенциальных психофизических  резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а со временем повышается, стимулируя тем самым  мобилизацию усилий спортсменов  по самосовершенствованию своих  способностей. Особенно ярко это проявляется  в спорте высших достижений, где  наблюдается неуклонный рост мировых  рекордов, несмотря на кажущиеся пределы  человеческих возможностей.

Эвристически-прогностическая  функция. Она тесно связана с  эталонной функцией и выражается прежде всего в том, что спорт  представляет собой тип эвристической  деятельности, т.е. деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружения  нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений. Результаты этого поиска воплощаются в новых спортивных достижениях, отражают уровень прогресса  физической культуры в обществе становятся общекультурным достоянием всего человечества. В свое время выдающийся английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по термодинамике мышечного сокращения А.В. Хилл сказал, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических  данных о человеке содержится не в  книгах по физиологии, а в мировых  спортивных рекордах.

Социально-общественная функция

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного  воспитания, обучения и развития. Спорт  представляет большие возможности  не только для физического и спортивного  совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального  и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к  проявлению физических и психических  сил представляют широкие возможности  для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат  в достижении воспитательных целей  зависит не только и не столько  от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются  не сами по себе, а посредством системы  воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

Так как спорт включен  в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством  физического воспитания, а благодаря  занятиям профессионально-прикладными  видами спорта становится важнейшим  компонентом в трудовой и военной  деятельности.

Спортивно-престижная функция.

Спорт является важным факторам самоутверждения личности в обществе, поднятия международного престижа страны.

Известно, что только считанные  страны способны конкурировать с  крупными державами мира в интеллектуальном, научном или техническом отношениях. В спорте же возможна победа представителя  молодой страны над самыми сильными соперниками. Такой успех олицетворяет достижения развивающегося государства  в целом, приносит ему известность  и славу, повышает интерес к нему и его авторитет на мировой  арене.

Оздоровительно-рекреативная функция

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном  влиянии спорта на состояние и  функциональные возможности организма  человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий  спортом на развивающийся и формирующийся  организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются  навыки систематических занятий  физическими упражнениями, формируются  привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет  снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии  у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий  научно-технического прогресса с  характерным для него резким уменьшением  двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации  здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в  массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Зрелищная функция.

«Язык» спорта понятен  любому человеку. Поэтому спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они  оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать  в спортивной борьбе; сплачивают значительные группы людей.

В основе зрелищной привлекательности  спорта лежит присущая ему высокая  эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и  бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние олимпийские игры, чемпионаты Мира и Европы смотрят сейчас несколько  миллиардов человек.

Функция социальной интеграции и социализации личности.

Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в  общественную жизнь, приобщения к ней  и формирования у занимающихся опыта  социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются  в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния  спорта на личность, усвоения ее социального  опыта как в сфере спорта, так  и в более широком масштабе.

Информация о работе Функции спорта