Сущность и социальные функции спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:05, реферат

Описание работы

Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I: Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности.
1.1Понятие “Спорт” и его функции.....................................................................4
1.2 Классификация видов спорта……….............................................................6
Глава II: Практическое изучение роли спорта в современном обществе.
2.1 Социальные функции спорта………………………...……………………..10
2.2 Роль физической культуры в жизнедеятельности человека …………….12
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат по физре.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ ФИНУНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

 

 

Студента Андриянова Алексея Игоревича

Группа: 3ЭБФ1

Тема: Сущность и социальные функции спорта

 

Факультет: финансово-учётный

Направление: Экономика (профиль “финансы и кредит”)

Отделение: очное

Преподаватель: Алёшин Д.Г.

 

 

 

……………………                               …………………                                          ...……………….

Дата регистрации                               Дата защиты работы                                         Ф.И.О. преподавателя

                                                                                                                                                              (подпись)

                                                                                                                                      

Калуга

2014г

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I: Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности.

1.1Понятие “Спорт” и его функции.....................................................................4

1.2 Классификация видов спорта……….............................................................6

Глава II: Практическое изучение роли спорта в современном обществе.

2.1 Социальные функции спорта………………………...……………………..10

2.2 Роль физической культуры в жизнедеятельности человека   …………….12

Заключение…………………………………………………………………….....16

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую популярность, становятся наряду с наукой и искусством полноправными компонентами социальной жизни общества. 
То, что мы называем "современным спортом", приобрело знакомые нам формы на рубеже ХIХ-ХХ веков. Его появление связано с развитием городской культуры. Его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых возможностях досуга: если атлеты древности своим совершенством приближались к богам, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

физическая культура спорт

 

 

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ “СПОРТ” И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

1.1 Понятие «спорт»  и его функции

С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия. 

Спорт имеет не только собственную соревновательную деятельность, но и широкие возможности для включения человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности.

Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них [5]:

-соревновательную, обеспечивающую выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающую разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.;

-воспитательную, обеспечивающую, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности;

-повышающую физическую активность, способствующую подготовке к различным видам общественной деятельности и призванную содействовать всестороннему развитию человека;

-оздоровительную, направленную на укрепление и сохранение здоровья;

-рекреационную, позволяющую использовать спорт как средство активного отдыха людей;

-производственную, направленную на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков;

-познавательную – использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей организма в условиях соревнования;

-укрепляющую дружеские отношения между странами и народам;

-зрелищную – удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований;

-экономическую – обеспечение финансовыми средствами развитее спорта внутри страны, установление внешнеэкономических связей;

-престижную – использование достижений в спорте для повышения престижа страны;

Современный спорт подразделяется на массовый (любительский) и спорт высших достижений (профессиональный).

Массовый, любительский или общедоступный спорт включает

  1. школьно-студенческий,
  2. профессионально-прикладной,
  3. физкультурно-кондиционный,
  4. оздоровительно-рекреативный [2].

В зависимости от направленности занятии в массовом спорте в процессе систематических занятии решаются следующие задачи [4]:

  1. образовательные,
  2. воспитательные,
  3. оздоровительные,
  4. профессионально-прикладные,
  5. рекреативные
  6. повышения своего физического состояния (кондиции).

 

Спорт дает возможность людям укреплять здоровье, совершенствовать физические качества и двигательные возможности, способствует долголетию.

Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его образ жизни[3].

Высокие спортивные результаты и победы являются достоянием любой страны, т.к. рекорды и победы укрепляют ее авторитет на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований. Олимпийские игры, чемпионаты мира, мировые рекорды стали духовными ценностями, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней.

Таким образом, основные критерии эффективности в спорте высших достижений – победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

 

1.2 Классификация  видов спорта

 

Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более двухсот самостоятельных видов спорта. В нашей стране культивируются около ста пятидесяти из них. При этом многие виды спорта включают в себя несколько соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым составом действий, собственными способами ведения спортивной борьбы и правилами проведения состязаний.

В Олимпийской хартии вид спорта определяется как исторически сложившийся тип соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая (легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, гимнастика и т.д.). Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин.

Соревновательная дисциплина это вид соревновательной деятельности, в котором проводятся состязания спортсменов. 

При изучении общих и частных закономерностей спортивной деятельности, безусловно, необходима систематизация видов спорта по наиболее характерным для них признакам.

В наиболее широко известной классификации предлагается подразделять виды спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на 6 групп [10]:

1. Виды спорта, для которых  характерна активная двигательная  деятельность с предельным проявлением  физических и психических качеств  занимающихся (большинство видов  спорта).

2. Виды спорта, основа  которых заключается в действиях  по управлению специальными техническими  средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.).

3. Виды спорта, двигательная  активность в которых лимитируется  условиями регламентированного  поражения цели из специального  оружия (стрельба пулевая, стрельба  из лука, дартс и т.д.).

4. Виды спорта, в основе  которых лежит модельно конструкторская  деятельность спортсмена (авиамодельный, судомодельный и т.д.).

5. Виды спорта, смысловое  содержание которых заключается  в абстрактно логическом обыгрывании  соперника (шашки, шахматы, бридж и  т. д.).

6. Виды спорта, основу  которых составляют двигательные  действия, входящие в различные  виды спорта (спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, современное пятиборье и т.д.).

В спортивной практике виды спорта и отдельные спортивные дисциплины, входящие в основном в первую группу, могут также классифицироваться по характерному типу проявления физических и технико-тактических способностей занимающихся на 6 подгрупп [2]:

– скоростно-силовые (прыжки, метания, спринтерский бег, тяжелая атлетика, велосипедный спринт и т.д.);

– циклические (требующие преимущественного проявления выносливости локомоции: бег, плавание, лыжные гонки, гребля, шоссейные велогонки и т.д.);

– сложно координационные (гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, акробатика, горнолыжный спорт и т.д.);

– спортивные игры (футбол, волейбол, водное поло, теннис и т.д.);

– единоборства (бокс, борьба, фехтование и т.д.);

– многоборья.

Таким образом, на сегодняшний день существует большое количество классификаций видов спорта.

 

На основании рассмотренного материала можно сделать некоторые выводы по первой главе:

Основные критерии эффективности в спорте высших достижений – победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

На сегодняшний день существует большое количество классификаций видов спорта

Направления спорта различны, например массовый общедоступный спорт, дает много возможности для любого человека в обществе, ведь в зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально прикладные, связанные с поддержанием занимающимися своего оптимального физического состояния.

Спорт высших достижений он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств. Оздоровительно рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.

 

 

 

ГЛАВА II: ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

2.1 Социальные  функции спорта

В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий. Вместе с тем, спорт оказывает огромное влияние на культурное и экономическое развитие общества, на весь образ жизни людей. Поэтому спорту присущи социальные функции[9].  
В настоящие время теоретики выделяют ряд присущих спорту социальных функций – специфических и неспецифических.

Информация о работе Сущность и социальные функции спорта