Совершенствование индивидуально-тактических действий футболистов в нападении на этапе специальной базовой подготовки 13-18 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – совершенствование методики технической и тактической подготовки футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд.
Задачи исследования. Основными задачами исследования являлись следующие.
1. Выявить аналитические закономерности игры в футбол посредством анализа игр команд высокой квалификации.
2. Проанализировать техническое выполнение футболистами действий с мячом в соревновательных играх на предмет выявления специфики в их исполнении и факторов, ее обуславливающих.
3.Провести экспериментальное исследование переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом при переходе от тренировочных условий к условиям соревновательных игр.
4. Сформулировать основное направление работы, принципы и методы тренировки при совершенствовании профессиональными футболистами технического мастерства.
5.Экспериментально проверить возможности освоения квалифицированными футболистами зрелого возраста новых для них способов оперирования мячом.
6. Определить благоприятные возрастные периоды для обучения юных футболистов быстроте и точности действий с мячом; сформулировать основные задачи, определить акценты в работе и особенности методики при становлении технического мастерства в различные возрастные периоды.

Содержание работы

Общая характеристика работы
1. Основные проблемы технической и тактической подготовленности футболистов
2. Аналитические закономерности игры в футбол
3. Совершенствование технического мастерства профессиональными футболистами
4. Становление технического мастерства юных футболистов
5. Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол
6. Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Украины

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского

 

 

 

 

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра спортивных игр

 

 

 

 

 

 

Совершенствование индивидуально-тактических действий футболистов в нападении на этапе специальной базовой подготовки 13-18 лет

 

 

 

Содержание:

Общая характеристика работы

1.                           Основные проблемы технической и тактической подготовленности футболистов

2.                           Аналитические закономерности игры в футбол

3.                           Совершенствование технического мастерства профессиональными футболистами

4.                           Становление технического мастерства юных футболистов

5.                           Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол

6.                           Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх

Выводы

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Эффективность соревновательной деятельности в футболе определяется уровнем специальной работоспособности футболистов, который предполагает гармоничное сочетание основных ее составляющих: техники владения мячом, тактического мастерства, двигательных возможностей, психологической подготовленности (Г.М. Гагаева, 1969; А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, 1975; Г.С. Зонин, 1974; С.Ю. Тюленьков, 1996; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 1999; В.Н. Шамардин, 2002).

В силу того что сутью игры в футбол является доставка мяча на ударную позицию и взятие ворот, несмотря на несомненную важность развития двигательных качеств и функциональных возможностей, все-таки первостепенную роль в футболе играют техническое и тактическое мастерство футболистов.

Это обусловило повышенное внимание специалистов футбола к анализу тенденций развития техники и тактики игры (А.А. Аверьянов, 2003; А. Бубнов, 2000; Ю.А. Морозов, 1977), поиску наиболее рациональных вариантов построения атакующих и оборонительных действий (А.А. Аверьянов, 2003; А.М. Зеленцов, 1989; Ю. Колосовский, 2006; Г.А. Лисенчук, 1991; Н.М. Люкшинов, Г.В. Мешков, 1979), выявлению эффективных методов и средств технической и тактической подготовки квалифицированных футболистов (Г.А. Голденко, 1984; В. Губа, Н. Ермаков, И. Строева, 2002; Г.С. Зонин, 1974; В.Н. Колобов, 1987; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, Р.Р. Сагасти, 1989; Г.А. Рымашевский, 1978), исследованию различных аспектов обучения технике и тактике игры юных футболистов (В.В. Варюшин, 1987; В.А. Выжгин, 1972; А.Я. Долгов, 1990; А.П. Золотарев, 1987, 1997; В.З. Ивасев, 2001; И.А. Клесов, 1991; В.И. Козловский, 1979; Н.М. Люкшинов, 2003; А.В. Петухов, 2006;. М.К. Хоутка, 1959).

Анализ литературных данных и опыта работы в детско-юношеском и профессиональном футболе позволяет констатировать, что в современной методологии технической и тактической подготовки футболистов существует ряд вопросов, которые представляются важными, однако разработаны недостаточно глубоко, а именно:

– закономерности игры в футбол, отражающие большую или меньшую вероятность тех или иных событий в соревновательных играх;

– специфика в технике выполнения футболистами основных действий с мячом в соревновательных играх в разных зонах поля;

– явление переноса тренированности в быстроте и точности выполнения футболистами действий с мячом при переходе от тренировочных условий к условиям соревновательных игр;

– возможности освоения квалифицированными футболистами зрелого возраста новых для них способов оперирования мячом;

– основное направление работы и алгоритм построения упражнений для совершенствования квалифицированными футболистами технического мастерства;

– благоприятные возрастные периоды для обучения юных футболистов быстроте и точности действий с мячом и принципиальные подходы к подбору упражнений, используемых на разных возрастных этапах при обучении технике игры;

– обучение тактике игры юных футболистов и совершенствование тактических действий квалифицированными футболистами с учетом тенденций развития тактики игры в футбол.

Вышеназванные проблемы, с одной стороны, еще не в полной мере изученные, а с другой – несомненно, важные для совершенствования методики технической и тактической подготовки футболистов, предопределили актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – тренировочная и соревновательная деятельность футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд в разделе техники и тактики игры.

Предмет исследования – методика базовой и профессиональной технической и тактической подготовки футболистов.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы исследования были выдвинуты предположения о том, что:

– становление технического мастерства юных футболистов связано со своевременностью применения соответствующих упражнений в многолетнем плане, которая определяется тем, используются ли данные упражнения в благоприятные возрастные периоды для воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий футболистов с мячом;

– совершенствование профессиональными футболистами технического мастерства определяется эффективностью тренировочных упражнений, которая зависит от того, учитывались ли при их построении аналитические закономерности игры в футбол, специфика в исполнении технических приемов в соревновательных играх и закономерности переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом;

– повышение тактического мастерства отдельных футболистов и команд в целом обусловлено, в том числе и использованием при выборе тактики игры, планировании тренировочного процесса и определении пропорций в работе над отдельными составляющими тактической подготовленности игроков аналитических закономерностей доставки мяча на ударную позицию и взятия ворот в футболе.

Цель исследования – совершенствование методики технической и тактической подготовки футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд.

Задачи исследования. Основными задачами исследования являлись следующие.

1. Выявить аналитические закономерности игры в футбол посредством анализа игр команд высокой квалификации.

2. Проанализировать техническое выполнение футболистами действий с мячом в соревновательных играх на предмет выявления специфики в их исполнении и факторов, ее обуславливающих.

3.Провести экспериментальное исследование переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом при переходе от тренировочных условий к условиям соревновательных игр.

4. Сформулировать основное направление работы, принципы и методы тренировки при совершенствовании профессиональными футболистами технического мастерства.

5.Экспериментально проверить возможности освоения квалифицированными футболистами зрелого возраста новых для них способов оперирования мячом.

6. Определить благоприятные возрастные периоды для обучения юных футболистов быстроте и точности действий с мячом; сформулировать основные задачи, определить акценты в работе и особенности методики при становлении технического мастерства в различные возрастные периоды.

7. Проанализировать тенденции развития тактики игры в футбол и разработать подходы к построению тактических индивидуальных и командных действий футболистов с использованием в качестве основы для выбора тактики игры аналитических закономерностей взятия ворот в футболе.

8. Разработать методику контроля действий футболистов с мячом по трем основным направлениям: игровая деятельность, подготовленность игроков, построение упражнений с мячом и качество их выполнения.

Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы специалистов в области:

– теории и методики спортивной тренировки (В.М. Дьячков, 1972; Л.П. Матвеев, 1991, 1997; Н.Г. Озолин, 1970; В.Н. Платонов, 1984; М.П. Шестаков, 1998; Б.Н. Шустин, 1985);

– теории и методики спортивных игр (А. Гомельский, 1966; В.Я. Игнатьева, 1983; В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов, 1986; С.В. Малиновский, 1981; Ю.М. Портнов, 1989, 1996; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2001; В.А. Усков, 2004; М.М. Шестаков, 1992);

– теории и методики детско-юношеского спорта (Л.В. Волков, 1984; А.А. Гужаловский, 1978, 1979; Ю.Д. Желязняк, 1981; В.Я. Игнатьева, 1995; М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; Н.А. Фомин, В.П. Филин, 1972);

– теории и методики подготовки квалифицированных футболистов (Ю. М. Арестов, М.А. Годик, 1980; Б.А. Аркадьев, 1962; О.П. Базилевич, 1983; А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, 1985; Г.С. Зонин, 1974; Г.Д. Качалин, 1986; Н.М. Люкшинов, А.И. Шамардин, 2000; В.Н. Шамардин, 1978; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, Р.Р. Сагасти, 1989; С.А. Савин, 1963, 1975; С.Ю. Тюленьков, 1996, 1998; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 1999);

– теории и методики подготовки юных футболистов (В.В. Варюшин, 1997; В.А. Выжгин, 1972; Л.Я. Евгеньева, 2004; А.П. Золотарев, 1987, 1997; В.И Козловский, 1979; А.П. Лаптев, А.А. Сучилин, 1983; А.В. Петухов, 1990, 2006; М.С. Полишкис, 1984; А.И. Шамардин, 2000;);

– спортивной метрологии (Б.А. Ашмарин, 1979; Х. Бубе и др., 1968; В.М. Зациорский, 1979, 1972; Н.А. Плохинский, 1970);

– контроля тренировочной и соревновательной деятельности в футболе (Г.М. Гаджиев, М.А. Годик, Г.С. Зонин, 1982; М.А. Годик, 1980; Г.А. Голденко, 1989; Н.М. Люкшинов, 1989; Ali A.H., 1988).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения и тестирование; педагогические эксперименты (сравнительный, параллельный, лонгитудиальный); экспертные оценки методом парного сравнения; методы математической статистики, включая однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный и факторный анализ.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической базой исследования, адекватностью используемых методов исследования поставленным задачам, достаточным объемом экспериментального материала, корректностью статистической обработки цифровых данных.

Организация исследований.

Исследования проводились в период с 1992 по 2006 г. по нескольким направлениям:

– анализ литературных источников по проблемам теории и методики технической и тактической подготовки футболистов профессиональных команд и детско-юношеского возраста;

– выявление аналитических закономерностей игры в футбол на основании данных игровой деятельности команд высокой квалификации;

– определение благоприятных возрастных периодов для обучения юных футболистов быстроте и точности действий с мячом посредством лонгитудиального исследования, в котором участвовали 11-17-летние футболисты и школьники, не занимающиеся футболом;

– изучение явления переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом посредством экспериментального исследования, в котором участвовали футболисты 16-18 лет, и экспериментальная проверка возможностей и сроков освоения профессиональными футболистами (команд Премъер-лиги Чемпионата России) новых для них способов оперирования мячом;

– разработка методики технической подготовки профессиональных футболистов и подхода к моделированию тактических действий футболистов, предполагающего использование для этого закономерностей игры в футбол, и анализ их реализации в соревновательной практике профессиональных команд по футболу;

– разработка и апробирование в профессиональных командах и детско-юношеских футбольных школах системы контроля качества действий с мячом в тренировках и соревновательных играх.

Научная новизна основных результатов исследования и его выводов связана с решением одной из наиболее значимых проблем теории и методики подготовки спортсменов игровых видов спорта – становлением и совершенствованием технического и тактического мастерства. Впервые:

– сформулирован подход к определению благоприятных возрастных периодов для обучения юных спортсменов быстроте и точности действий с мячом, предполагающий комплексную оценку возрастной динамики быстроты и точности специфических и не специфических действий, степени происходящих через год изменений в быстроте и точности данных действий в разном возрасте и влияния созревания организма и занятий конкретным видом спортивных игр на эти изменения;

– выявлены благоприятные возрастные периоды для тренировочного воздействия в 11-17 лет на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий футболистов с мячом;

– разработан подход к выявлению аналитических закономерностей тех спортивных игр, в которых имеет место доставка мяча на ударную позицию и взятие ворот;

– сформулированы основные положения переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом при переходе от условий тренировочных упражнений к условиям соревновательных игр;

– разработана система совершенствования технического мастерства профессиональными футболистами, основанная на учете аналитических закономерностей игры в футбол, специфики в исполнении технических приемов в разных зонах поля в соревновательных играх и закономерностей переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом;

– предлагается подход к построению игры команд в игровых видах спорта, предполагающий моделирование тактических атакующих и оборонительных действий на основании аналитических закономерностей конкретных спортивных игр;

– сформулированы основные направления контроля качества действий спортсменов с мячом в тренировках и соревнованиях в спортивных играх.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволили разработать принципиальные подходы к решению проблемы становления и совершенствования технического и тактического мастерства спортсменов различных видов командных спортивных игр.

Информация о работе Совершенствование индивидуально-тактических действий футболистов в нападении на этапе специальной базовой подготовки 13-18 лет