Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка

Описание работы

1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация.
2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры.
3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет.

Файлы: 1 файл

шпоры госы 1 экз..docx

— 104.73 Кб (Скачать файл)

 

42.Постросние спортивной тренировки. 3 уровня структуры тр-ки Микроструктура - структура отдельного тренировочного занятия и малых циклов состоящих из нескольких занятий. Наиболее распространенный 7-дневные микроцнклы, типы: а) втягивающий - подведение к нагрузкам организма; б) ударный - большой суммарный объем, с высокими нагрузками; г) восстановительный - после соревнований, д)соревновательный -строится с программой соревнований. Мезоцикл - продолжительность от 3 до 6 недель. Различают а)втягивающий - подведение к специфической работе - на повышение возможностей. б)базовый  -  повышение  функциональных возможностей, развитие ф. качеств,. в)контрольно-подготовительных – применение соревновательных и спец.-подготов-ых упр-й, г)предсоревнов-ые -в каждом   макроцикле выделяют    3    периода:    подготовительный, соревновательный, переходный. 1Этап состоит из 2-3 мезоциклов :а)Втягивающий - (2-7 микроцикла);б)Базовый (3-6 недель микроцикл) в)спец. подготов-й (2-3 мезоцикла). 2Этап-Соревновательный-обеспечение интегральной     подготовки     к     основным соревнованиям. 3Этап Переходный - на восстановление психич. и. физ. потенциала после высоких тренировок.

 

43.Общая структура многолетней подготовки спортсмена. Период многолетней подготовки спортсмена зависит от качественного тренерского процесса до окончания его деят-ти. Определяется это возрастом, содержанием процесса. Сущ. Этапы многолетней тренировки: 1 .этап начальной базовой подготовки -это когда дети приходят заниматься, делятся от специфики вида спорта: занимаются вначале основами техники. 2.этап предварительно базовой подготовка – характерен примерно до 3 лет, 3 этап –специализированной подготовки он охватывает если брать спорт. игры этап спец, подгот. до 17 лет, здесь определяется повышение спец. Физ. качеств, объем работы, что ведет к максим, результату. 4 этап - реализации спорт., возможностей, начинается с 17 лет, здесь идут максим .нагрузки, все зависит от вида спорта 5 этап-сохранение спорт. достижения. Это задача максимально сохраняемых возможностей. результаты не растут, но стабильны

 

44.Спортивный отбор и его этапы. Спортивный отбор мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих способностями: Предварительный (9 -  1,4) обладающих способностями для конкретного спорта. В 3этапа; 1. - агитация - вызвать интерес; 2 -тестирование   наблюдение; 3-наблюдение в 
процессе    обучения и развития    физ.способностей. Вторичного отбора - углубленный отбор - 
для   выявления   перспективных   юношей   и  девушек (10-17 л), обладающих высоким уровнем способностей.3- Спортивной ориентации - для выявления спортсменов (18-20 л.) для зачисления в коллективы высокой квалификации. Отбор на основе изучения тренировочной и соревноват деят-ностн, тестирование, обследование 4.Отбор в сор-ные команды - изучается соревновательная деят-стъ          В отборе участвуют тренеры, и группы экспертов. Учитывается уровень, изменения показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки .

 

45.Система подготовки спортивного резерва в РБ. Существует общая система, система ф.в. физ.система спорта. Существуют подсистемы: в системе спорта- основные-идейные, научно-методические и основы программно-нормативные. Существуют организационные основы, которые представлены организациями. Они отличаются по форме собственности: государственные, общественные, частные или коммерческие. Существуют основы подготовки спортсменов. Это качественные орг-ан-ии, такие как: 1.школы олимп. резерва 2.часть школ принадлежит министерству спорта и туризма, минист.образования, силовые минист., общественные от профсоюзов. З.УОР 4.школа высш.спорт.мастерства, спорт.классы в школах.

 

46.Распределение занимающихся ф.к. на медицинские группы. Для занятий по учебной программе учащиеся распределяются не 3 медицинские группы основную – здоровые учащиеся, а также не 
имеющие    незначительные  отклонения в состоянии    здоровья, но достаточно  физ. Подготовлены. Этой   группе   разрешаются в полном объеме занятия по учебной программе ф.в.,  занятия  в  спорт.   секциях,  участие  в соревнованиях. Подготовительные - лица с незначительными отклонениями  в  состоянии    здоровья и ф. развития  либо лица с  недостаточиой физ. подготовкой занимаются  по той    же программе, однако срок прохождения и сдачи норм для них увеличены.3.Специальные - имеющие значительные отклонения в состоянии здоровье (постоянного или временного характера), но допущены к выполнению учебной работы по специальной программе физ. воспитания.

 

47. Нарушение осанки. Сколиоз. Корригирующая гимнастика. Осанка- привычное положение тела непренуждённо стоящего человека. Нарушение осанки могут быть в сагитальной и фронтальной плоскостях. В сагитальной плоскости: 1.круглая спина 2. плоская спина(уменьшение всех физиолог. изгибов позвоночника) З.кругло-вогнутая(увелич. физ.изгибов позвоночника в передне-заднем направлении. 4.плоско-вогнутая(хар-ся уменьшением грудного кифоза при нормальном лордозе) Нарушение во фронтальной плоскости явл. асимметричная осанка. Очень часто встечающаяся патология, которая переходит в стадии сколиоз. Основными факторами сколиоза и другими изменениями в позвон. столбе являются слабые м-цы Определяют так называемые сколиозы-позы: несимметричность плеч; одно плечо выше др; углы лапаток смешены и расположены на разных уровнях.

 

48.Острые патологические состояния у занимающихся ф.к. и спортом. 1.Острая сосудистая недостаточность:-обморок - кратковременно или частично потеря сознаяня; коллапс;- шок. Обморок - недостаточное количество кислорода, поступающее в мозг. Потеря сознания после интенсивного бега, ходьбы и т.д. назыв. гравитационный шок, который проявляется в резком уменьшении венозного возврата крови к сердцу - застой крови в печени (колет в правом боку). Профилактика - глубокое дыхание, легкий массаж. Причина - недостаточная тренированность, переутомление, перегревание. -ортостатический  шок  (резкий  подъем из горизонтального  положения) -  цель  подать 
кровь к сосудам головного мозга. -гипогликемнческое состояние - развивается  в беге на длинные дистанции и сверхдлинные или недоедание.    Это   связано   с   уменьшенным содержанием глюкозы в крови. Признаки;- острое чувство голода, развивается слабость, головокружение, холодный липкий пот. -тепловой и солнечный удары. Тепловой   удар    в    связи   с    нарушением теплоотдачи      (испарения).     Симптомы  -потоотделение,    сухость    слизистой.    При появлении симптомов нагрузку прекратить -холод на голову. Солнечный     -  ультрафиолетовое   излучение(покраснение лица, головная боль, помрачение сознания).Печеночно-болевой синдром - при нагрузке увеличивается кровоток к печень не успевает перерабатывать кровь (застой).

 

49.Спортыввый травматизм  и его профилактика. Травма - воздействие на организм человека внешнего фактора нарушающего строение и целостность тканей в нормальное течение физиологических процессов. Характера травм: кожные (ушибы);подкожные (разрывы связок, переломы)прямые или не прямые (в зависимости от точки-приложения силы;- удар в боксе). Травмы бывают: открытые, закрытые.По степени тяжести: тяжелые, средние, легкие, острые, хронические, микротравмы. Причины: методика занятий; организация соревнований; недостаток- материально-технич. обеспечения, метеорологич. факторы. Профилактика: знания причин и особенности травм в различных видах спорта, знания о мерах предупреждения. Цель — содействие эффективности ф.в. и спорта. Задачи профилактики- организация и проведение лечебных профилактик, санитарно-гигиенических мероприятий, выявление ранних признаков заболевания и повреждений их профилактика, питание, размещение на соревнованиях.

 

50. Допинг. Антидопинговый контроль. Допинг-(dаре - давать наркотик)-это введение в организм фармакологических препаратов искусственного поддержания высокой работоспособности и спортивного результата. Классификация;1)Стимуляторы(ЦНС,обезболивающие,амфетамин,эфедрин,кокаин);2)Наркотики(морфин,его производные, 
метадон). Цель-обезболивание. К нему привыкаешь. Побочные эффекты - сонливость, тошнота, рвота, обморок, запор, кома. 3) Анаболические стероиды. Цель - наращивание мышечной массы. Побочные действия: у мужчин: развитие груди, облысение, бесплодие, импотенция, затвердение яичек,   агрессивность.   У   женщин:   развитие мужских     черт,     нарушение     менструаций, появление волос на лице.4.В-блокаторы  (действуют  на бета-рецепторы парасимпатической н.с.)Повышается сердечн. сокращение, вызывает антиаритмический эффект.5.Диуретик(мочегонные) - может привести к обезвоживанию   организма.    Используется в бодибилдинге. Используется для скрытности др. анаболиков.6 алкоголь.

 

51. Физиологическая характеристика восстановительны процессов после мышечной деятельности. После прекращений упр. происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем. Фазы восстановления: 1.Быстрого восстановления;2.Замедленного  восстановления; этим 2-ум фазам соответствует период  восстановления 
работоспособности,   сниженной   в   результате утомленной работы;3.Суперкомпенсации       -       повышения  работоспособности;4Длительного   (позднего)   восстановления, возвращения к предрабочему уровню. Восстановления различных функций протекает с резкой скоростью, так что достижения   ими уровня покоя происходит неодновременно. Кислородный долг - это избыточное потребление кислорода которое обеспечивает энергией организм для восстановления до предрабочего состояния. Скорость потребления кислорода после работы снижается: - Восстановление запасов кислорода. Кислород находится в мышцах в форме химической связи с миоглобулином. -Восстановление гликогена - может длиться до 2-3 дней.

 

52.Физиологическая хар-ка устойчивого состояния при мышечной деятельности. При выполнении упр-й постоянной аэробной мощности вслед за периодом быстрых изменений функции организма следует период устойчивого состояния. При выполнении упр-й небольшой мощности на протяжении периода устойчивого состояния имеется количественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кисдородым запросом) к ее удовлетворением. Такие упр-я относятся к упр-ям с устойчивым состоянием. Кислородный долг после непродолжительного их выполнения практически равен лишь кислородному дефициту, возникающему в начале работы. В упр-ях макс. аэробной мощности после короткого периода врабвтывания потребления кислорода достигает уровня МПК и потому не может увеличиваться. Далее оно поддерживается на этом уровне, иногда снижается. - поэтому 2 рабочий период в упр. макс, аэробной мощности наз. период ложного устойчивого состояния.

 

53.Утомление и причины его возникновения при разных видах мышечной деятельности. Утомление - обратимое снижение работоспособности за  счет  реакции на физ.нагрузки.- происходит повышение ЧСС, изменение цвета кожи, понижение сердечной производительности. Переутомление или перетренированность – это прогрессирующее    развитие    переутомления. Проявляется  -   нарушение  сна,   ухудшение самочувствия,    неустойчивость    настроения, ухудшение координации. Перетренированность приводит к неврозам: -неврастения, истерия, навязчивое состояние. Признаки перетренированности: потеря аппетита, сна, нежелание тренироваться, агрессивность, безразличие. Стадии перетренированности: 1. начальная; 2постепенная; 3.невротическая.При    переутомлении   суперкомпенсация   не наступает. Реабилитация - восстановительные центры. Для   оценки   -   пробы   с   ф.   нагрузкой, электрокардиографы, фармакологические пробы. Средства восстановления - педагог,  медиц., психология.

 

54. Физиологическая характеристика разминки. Под разминкой понимается выполнение упр-й, которое предшествует выполнению на соревновании или основной части тренировочного занятия. Разминка способствует оптимизации предстарового состояния, повышает работоспособность. Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, усиливает деятельность всех звеньев дыхание и кровообращение. Это приводит к усиленному снабжению тканей кислородом и уменьшению кислородного. Цель разминки - способствовать повышении температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородотранспортной системы, обмена в мышцах. Специальная размашка по своему характеру должна быть как можно ближе к предстоящей деятельности. Следует включить сложные в координационном отношении упр-я, обеспечивающие необходимую настройку ЦНС. Оптимальный перерыв между разминкой и соревнованиями не более 15 минут.

 

55.Гнгиенические требования к режиму дня и питанию школьников. Важное гигиеническое значение имеет рациональный суточный режим школьника, способствующий сохранению и укреплению здоровья, а также высокой работоспособности. Суточный режим устанавливается на основе гигиенических положений. Выполнение различных видов деят-ти в строго определенное время; чередование различных видов деят-ти; достаточный отдых, в числе пребывания на воздухе, полноценный сон. Подъем всегда в одно время, сразу утр. гимн. Важное значение имеет сон. 8-10 лет - 11-10,5 часов; 11-12 лет - 10 ч; 13-14 лет - 9,5 ч; 15-16 лет - 9 ч; В период напряженных дней - сон увеличить. Основные элементы суточного режима (время подъема, приема пиши, отхода ко сну) должны соблюдаться в воскресенье и праздники.

 

56. Гигиенические требования к школьным спортивным сооружениям. Школа должна иметь спортивную зону и учебно-спортивные помещения.- Спортивная зона — на участке школы не менее на 10 м от окон. Ее размеры зависят от типа школы. В школах всех типов в спортзале размещается легкоатлетическая и гимнастическая площадки. Дня средней школы проектируется площадка для футбола, комбинированная площадка для баскетбола, волейбола. Для группы школ, для всех климатических районов при соответствующих обоснованиях допускается сооружение крытого бассейна. Учебно-спортивные помещения включают спортивные залы и расположенные при них 2 раздевалки, 2 душевые, 2 туалета и 2 спец. комнаты (преподават, и для хранения инвентаря).Спорт, залы на 1 этаже изолированы от учебных секций. Вход - из раздевалок или через обособленный коридор. Из спорт. зала или комнаты хранения инвентаря выход на участок. Температура в спортзале -15-17° С.

 

57. Психологическая характеристика личности и деятельности учителя ф.к. Общие психол. особ-сти деят-ти учителя ф.в.: учитель должен формировать личность школьника, исходя из этого реализуется воспит., оздоровит., оздоров. образ, задачи. Функции учителя: а) воспитать - формировать нравственные и идейные взгляды личности у школьника; б) образовательные -просветительные передачи спец знаний и умений; в) управленческого -организаторская в организации уроков; г) проектированная -входит перспективное и текущее планирование мероприятий, определение нагрузок. Психологические основы педагогического такта : любой учитель осуществляет свою деятельность с комплексом приемов, которые определяют стиль его деятельности, кот. подразделяются:1.демократический    (привлекает    ученика    к принятию решения, просьба, совет),2.авторитарный (характерен жесткий контроль и выполнение требований);3.либеральный - без контроля,4индивидуальные стили. Структура деятельности учителя ф.к.: состоит из 2 подразделов 1 - работа в школе – включает пассивную работу и внеклассное проведение уроков; 2- работа вне школы работу по месту жительства участников, в лагерях. Внеклассная       -       проведение       секций, внутриклассных    соревнований,    праздников, турпоходов.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"