Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка

Описание работы

1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация.
2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры.
3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет.

Файлы: 1 файл

шпоры госы 1 экз..docx

— 104.73 Кб (Скачать файл)

 

11.Принципы обучения физическим упр. Принцип-наиболее важное и.п., руководящие установки для деят-ти учителя и учеников, обусл. законом-тями пед.процесса. Сознательности - ученик должен

понимать цель своей учебной деят-сти. Повышение сознательности достигается:

приучение учеников продумывать изучаемое  движение; осмысливать движения, добиваться понимания учениками прикладной ценности упр.Активности – является главным показателем сознательного отношения к процессу. Активность с 2-х сторон: 1 - активность - как черта; 2 – как характеристика его учебной деятельности. Активность может проявляться в разл. видах д.активности, активный процесс приобретения спец.знаний, стремление к самост. деят-ти, дисциплинированность. Реализация принципа предполагает учета следующих правил: предъявляемые требования должны опираться на хар-р мотивов; повышение активности через развитие устойчивого внимания; учебно-воспит. процесс так организовывать, чтобы активность направлялась на коллективную деят-ть. Прочности - являются соблюдение всех принципов обучения - эта его черта. Индивидуализации –выражается в избирательном воздействии на ученика. 3 правила содержания принципа:1)индивид. особенности ребенка- перспектива его развития 2)опираясь на сильные стороны возможно преодолевать слабые3)любая индивидуализация строится на общих законах и закономерностях обучения. Принцип требует учета уровня развития ребенка, а также хар-ра и индивид. отличий детей(уровень здоровья. возраст, ф.работоспособность, ф.подготовка.. Доступности - ученику материал должен быть доступным. 2 вида доступности: 1. программно-нормативная – доступность учебного материала для определенного контингента учащихся; 2 - индивидуальности -доступность    учебного материала для конкретной личности. Наглядности –сущность заключается в положении1)для овладения д.д.следует воздействовать на многие анализаторы обучаемого2)все наглядно воспринимаемое должно быть понятно и осознанно3)наглядность должна обладать действенностью(побуждать ребенка к действию).Виды наглядности:зрительная,слуховая(звуколидеры),двигательная(мышечные ощущения),словестная(объяснение,рассказ).Повторности-формирование двигательного умения и спец. знаний через многократные повторения Реализация1)упр оказывают стойкое влияние только через повторенияя; 2) ф.у. приводит к утомлению-предусмотреть интервалы отдыха;  3) во время и после  ф.у.происходит приспособительные изменения. Выделяют: простое повторение(вне измененных усл.)и вариативное повторение(в разл.вариантах и усл.)Постепенности Реализация: по направлениям:1)усложнение    изучаемых    действий;2)расширение их состава. Это приводит к повышению психо-физической нагрузки. Виды повыш. нагрузки:1)прямолинейно восходящее2)ступенчатое3)волнообразное.Последовательности-уч.материал распределяется так, что содержание каждого урока учитывает содержание предыдущего и создает базу для последующего. Предпосылками реализации выступает планирование.2 вида последовательности: линенйное(поочередное),концентрическое(с возвращением к старому материалу, но на более высоком уровне)Правила реализации:1)от легкого к трудному2)от простого к сложному3)от освоенного к неосвоенному4)от знаний к умению.Системности-1) в рамках реализации принципа происходит: разработка систем и задач на занятие и серию занятий2)определение взаимных связей между задачами3)учет результативности эффекта одного упражнения и системы упр. Научности-уч.процесс должен быть построен на основе современного уровня научных знаний. реализация должна придерживаться правил:1)источником системы понятий и фактов выступает наука2)важно предупреждать излишнее упрощение и искажение научных положений3)допустимы методы обуч.имеющие педагогическое и психо-физическое обоснование4)использовать общепринятую в науке терминологию. Прочности- позволяет достигнуть и оценить конечный результат обучения. Прочность результата выражается:1)возможностью использовать их в нужное время, в нестандартных условиях2)создание предпосылок для овладения в дальнейшем более сложного материала. Реализация происходит по 2-ум направлениям:1)формир.прочной системы знаний2)формир.прочных умений и навыков.

 

12. Особенности ФВ как педагог. процесса.Физическому воспитанию свойственны общие признаки пед.процесса: -соблюдение пед. принципов; -учет  индивид. особенностей заним-ся; конкретная постановка задач; -формир. личности заним-ся. Специфические черты ф.в.:1.ф.в.-это многолетний процесс, распространяющийся на все периоды развития чела;2.ф.в.воздействует  преимущ-но    на д.способности чела и служит   сред-вом управления их развития;3.ф.в.дает непосредственно оздоров.эффект.4.ф.в.направлено на обуч.д.д. и воспитания ф.качеств.

В Ф.В. можно выделить две специфические и в тоже время тесно взаимосвязанные стороны:1.воспитание   физических  качеств  вузком смысле слова имеет .значение биохимические и морфологические сдвиги в организме заним-ся;2.формирование двигательных умений или навыков или физ. образов-я. В большей мере этот процесс связан сЦНС. Цель Ф.В. – оптимизация ф.развития человека, всестороннее совершенствования свойственных каждому ф. качеств и связанных с ними способностями.

 

13.Соц.-педагог. Значение, цель и задачи использования ФК в школьном возрасте. Значение ф.в. школьников обусловлено в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения. Цель ф.в.- формирование ф.к.личности.

Включение ф.в. в единую систему учебно-воспитат. работы общеобразоват. школы обеспечивает возможность взаимоиспользования средств и методов (физического, умственного, эстетического). Задачи: Оздоровительные –расширение функциональных резервов организма, повыш.уровня ф.подг-ти, формир.основ ЗОЖ, умением их использовать на практике, приемов самоконтроля и саморегуляции, формир.прав.осанки). Образовательные – формир.знаний и представлений по разл.отраслям ф.в., формир. двиг.умений и навыков и способов деят-ти. Воспитательные- воспитание ф.качеств, развитие д.способностей и повыш. уровня    функциональных систем, воспитание качеств личности. В соответствии с соц.(общими)принципами ф.к. и основными направлениями системы ф.в.современная классификация задач ф.в.включает след.группы:1)воспит.-образов-ные;2)прикладные3)Оздаровит-ные.

 

14.Методика воспитания координационных способностей у детей школьного возраста. Ловкость-это ф.качество, выражающая способность человека быстро, оперативно, целесообразно и наиболее рационально осваивать д.д., успешно решать д.задачи в измен-ся условиях. Ф.качество ловкость определяется совокупной работой систем организма чела и явл. сложным комплексным д.качеством, зависящим от уровня развития мышечного чувства и пластичности нервных корковых процессов. Виды к.с.:1.пространственная ориентировка(сохранение представлений о характере изменений внешних условий и в умении перестроить д.д.в соответствии с этими изменениями. Пространственные отношения чела и окр.среды выражаются:1.относительным постоянством позы чела и неподвижностью окр. его объектов;2.изменение параметров передвижения только внешних объектов(подача в в\б);3.изменение партнеров передвижения только человека(комбинация на гимн. снаряде);4.одновременное изменение параметров передвижений чела и внешних объектов(взаимод. партнеров в игре).2.Точность воспроизведения движений(соблюдений условий и правильное выполнение д.д.сопряжено с выполнением любого д.д.и основано на рефлекторных механизмах. Факторы проявления ловкости и к.с.:- способность чела к точному анализу движения; -согласованная деят-ть анализаторов при ведущей роли двигательного; -сложность д.задания; -уровень развития др.ф.способностей; -психические или личностные качества(смелость,решительность); -возраст; -общая подгот-ность и багаж д.умений и навыков. Сенситивные периоды:7-8---11-12,14-15---17 лет(своевременность начала действия, способность перестраивать д.д.в соответствии с окр.усл.); 7-8—16 лет(точность движений, точность пространственных перемещений, способность оценивать вес предмета; 7----13-14(равновесие).Методы оценки: тестирования:бег 4Х9 м., бег змейкой, бег к мячу. тест Маторинга(прыжок вверх на определенное кол-во градусов вокруг своей оси или отвести руки вперед- в стороны на кол-во градусов с закр. глазами);силовые параметры(динамометрия, а потом предложить выжать 50 или 30% от макс.);темп движений(10-20 шагов под метроном, а потом без метронома в таком же темпе); проба Ромберга. Средства: ф.у. Методы: строгорегламентированных упр., повторный, игровой, сор.

 

14.Методика  воспитания координационных способностей у детей школьного возраста. Координация- свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое, для решения конкретной дв.задачи. В школьной практике чаще всего используются следующие контрольные упр. для оценки координационных способностей: бег «змейкой»; челночный бег 4x9 м; метание мяча в цель из различных исходных положений и расстояния, проба Ромберга. Методика воспитания: 1.методы строго регламентированного упр. делится на: а) методы повторного  выполнения двиг.  действия с установкой  на максимальную скорость- вариативный. б) повторно-стандартный (много повторений в стандартных условиях); 2.Соревновательный —  в  различных тренировочных состязаниях. Эффективность(высокое эмоциональное               состояние, максимальное проявление волевых усилий; усложненных условий) 3.Игровой   -   выполнение    упр.    с максимальной возможностью в условиях спортивных и подвижных игр. 4. Не строгой регламентацией    (бег по пересеченной местности) используется в различных школьных возрастах. Периоды интенсивного прироста (синситивные)мал.7-12, дев.80-15.

 

15.Методика воспитания силы у детей школьного возраста. Ф.качество силы- совокупность психо-физиолог. процессов организма чела, позволяющих активно преодолевать внешнее сопрот-ние и противодействовать внешним силам. Сила измеряется в кг. Проявление силы зависит от функционального состояния мышц: вязкости, упругости, эластичности, скорости сокращения. Также сила зависит и от психического состояния- общее эмоциональное возбуждение, мотивация, прилагаемые волевые усилия. Выделяют абсолютную(максимальные показатели мышечных напряжений без учета массы тела) и относительную(отношение величины абсолютной силы к собственной массе тела. Ф.качество силы определяется совокупностью силовых способностей(выражаются мышечными напряжениями, кот. выражаются в статическом и динамическом режиме).Динам режим-изменение длины мышц и свойственным преимущественно скоростно-силовым способностям. Статич.режим-постоянство длины мышц при развиваемом ими напряжений. Выделяют собственно-силовые и скоростно-силовые способности. Активность мышц выражается в 3-ёх режимах: -преодолевающий(работа по перемещению внешних объектов);-уступающий(противодействие внешнему сопротивлению, когда внешнее отягощение больше, чем напряжение мышцы);-удерживающий(соответствие величины отягощения, влияющее на мышцу и напряжением мышцы).Скоростно-силовые способности(взрывная сила)-развитие макс.напряжения в мин.короткое время. Собственно-силовые способности- проявление преимущественно при удержании тела и его звеньев, а также при сохранении заданных поз в усл. воздействия на чела внешних сил. Измерение силовых способностей: тесты ф.п.:-подтягивание на перекладине в висе у мал(у дев. на низкой          перекладине);-сгибание рук в упоре лежа у мал(у дев-с опорой на гимн. скамейку.);-вис на согнутых руках, -динамометрия. Для скоростно-силовых способностей: -прыжок в дл.с места; -бег 30 м.Сенситивные периоды: скоростно-силовые способности-мал-от10-11до 14-16 лет,дев.-от9-10 до 13-14 лет.;собственно-силовые-мал.от9-12 до 14-17 лет, у дев-от10-12 до 16-17 лет. Методика воспитания силы: ф.у., ф.у. с проявлением силового напряжения по перемещению собственного тела, по перемещению предмета или внешних объектов, комплекс упр.со спортивными отягощениями, тренажеры. Методы: повторные, варианты интервальных и переменных методов. В мл.шк.вз- игровые.

 

16.Методика воспитания быстроты у детей школьного возраста. Быстрота-это ф.качество хар-ся единством деят-ти центральных и периферических структур д.аппарата чела, позволяющее перемещать тело и отдельные его звенья за миним. короткое время. Быстрота проявляется в совокупности скоростных способностей чела. Скоростные способности-возможности чела выполнять д.д.в мин.промежуток времени. Они имеют элементарные и комплексные формы проявления. Элементарные формы проявления:1.быстрота реакции- время реагирования на раздражитель. Реакции бывают простые(на заранее известный раздражитель)и сложные(реагирование на несколько видов сигналов или раздражителей с различными вариантами ответа на каждый раздражитель).;2.скорость одиночного движения- временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения: перемещение(мах, удар, постановка руки вперед).фиксируется от нач.движ. до окончания.;3.Частота или темп движений- кол-во движений в единицу времени или определенный временной промежуток. Комплексные формы проявления: взаимосвязанные проявления элементарных форм в разл.видах д.д., а также в разнообразном сочетании и связи элементарных форм с другими ф.качествами и техникой движения.1.Быстрота выполнения д.д.- сочетание элементарных форм проявления частоты в определенных видах движения2.Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяется по фазе стартового разгона и характеризует показатели стартовой скорости.3.Способность длительно удерживать макс.скорость движения- сочетание элементарных  форм быстроты и выносливости.4.Скорость торможения- взаимосвязь способности к мгновенной остановки и к началу движения в обратном направлении. Синсетивные периоды и у мал. и у дев.от 7-8 до 11-12 лет. Способы оценки: двигательные и психомоторные тесты.4 группы:1.оценка быстроты простой и сложной реакции(ловля трубки- простая д.реакция),сложная- определяется при помощи технических средств(теппинг тест, «ладушки»-20 хлопок впереди и сзади себя, бег(30-мл.60-ср,100-ст.).Средства:1.упр.на отдельные компоненты скоростных способностей(быстрота реакции);2.упр.комплексного разностороннего воздействия на все основные компоненты скоростных способностей(эстафеты, спорт.игры);3.упр.сопряженного воздействия:скоростные+силовые,…+координационные,…+выносливость,…+совершенствование техники бега).Методы: строгорегламентир.упр., переменные, игровой, сор-ный.

 

17.Методика воспитания гибкости у детей школьного возраста. Гибкость-ф.качество чела, характ-ся способностью выполнять движение с оптимальной амплитудой. Гибкость-все тело человека, подвижность-сустав или суставная группа. Виды гибкости: по форме проявления: -пассивная(амплитуда движений под воздействием внешних сил, отягощений, усилий партнера, спец.приспособлений);-активная(под воздействием собственных напряжений мышц); по способу проявления: -динамическая(в движении);-статическая(в позах);-общая(амплитуда движений в крупных суставах);-специальная( в крупных суставах в рамках конкретногод.д.).Сенситивные периоды: до 15-17 лет.Пассивная-9-10 лет,активная-10-14 лет. Способы оценки: осущ.с помощью оптических, механических, рентгенографических методов. В школе-тесты:1.Наклон вперед((подвижность позвоночного столба);2.Мост-подвижность позвоночного столба;3.Выкрут-подвижность в плеч.суставах.4Шпагат-подвижность в тазобедр. суставах. Средства: ф.у., ф.у. на растягивание в активном и пассивном режимах. Обязательное условие-выполнение упр.с макс. мплитудой. Активные упр. -махи, наклоны, вращения…Пассивные-с помощью партнера, отягощения веса тела, жгута. Статич.упр(сохранение поз от10 до 15 с.Методика: стретчинг(удержание позы на 15-60 с.),биомеханическая стимуляция(аппарат Назарова).Методы: повторные, серийные.

 

18.Методика воспитания выносливости у детей школьного возраста. Под    выносливостью понимают единство проявления психо-физиологических и биоэнергетических функций организма чела, позволяющих длительно противостоять утомлению при механ. работе. Выносливость хар-ся совок-тью ф.способностей, обеспечивающих поддержание работы в зонах максим., субмаксим., большой и умеренной мощности. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптим. функциональной активностью органов и структур организма приемущественно в зоне умеренных нагрузок, характеризующих комплекс направлений д.деят-ти. Под спец.выносливостью понимают выполнение работы и её продолжительность, кот. определяется зависимостью характеру утомления от содержания решения д.задачи. Спец.выносливость классифицируется:1.по признакам д.д., с помощью которого решается д.задача;2.по признакам д.деят-ти, в рамках кот. решается д.задача(игровая,соревновательная0;3.признак взаимодействия с друг. ф.качествами, кот. необходимы для решения д.задачи(силовая, скоростная, координационная).Методика воспитания: зона максим. Нагрузок: придельная продолжительность работы 15-20с.Сенситивные периоды мал.-14-16 лет,дев.13-14 лет. Средства: циклические упр.продолжительностью 5-10 с. Методы: интервальный, повторный. Зона субмаксим.нагрузок- максим. продол-ть работы не больше 2,5-3 мин.Сенситивные периоды:мал-9-10 и 15-17 лет,у дев.9-10 и 13-14 лет. Средства: циклич. И ациклич.упр., упр.с отягощениями. Методы: строгореглам.упр, повторный, серийный. Зона больших нагрузок: продолжит-ть работы от 3до 7-10 мин.Сенситивные периоды: мал-8-11 и 15-17 лет,дев-9-12 и 13-14 лет. Средства: цикл упр. Методы: строгореглам.упр., повторный, игровой. Зона умеренных нагрузок: оптимальное функционирование системы дыхания и кровообращения. Продол-ть работы-10-15 мин до 1,5 часа и более. Синсетивные периоды: мал-8-11 и 14-16 лет,дев.-8-9 ,11-12 и 14-15 лет. Средства: цикл упр.большой продолжительности. Силовая выносливость: продолжит-ть работы от 30 с до 2 мин.Характер работы- статический. Средства: спец.упр.Осторожничать с мл.шк.возр.

 

19. Урок. Классификация уроков ФК. Содержание и структура урока. Урок выступает основной формой пед.процесса, т.к.позволяет решить все его группы задач: -воспит. -образов.; -оздоров; -прикладные. Осн.формой явл.,т.к.:1)он выступает как обязательная форма для каждого ученика, чем обеспечивает наибольшую массовость занятиями ф.у.;2)даёт возм-ть решения всего комплекса задач ф.в. в органическом единстве;3)отличается обеспечением планомерности, целенаправленности и разносторонности пед.воздействий на организм и личность заним-ся;4)отличается оптимальным соответствием осущ. учителем ф.в., его закономерностям;5)хар-ся полнотой и научной обоснованностью содержания уч.материала в соответствии с требуемым уровнем развития. Нетрадиционные уроки: урок-сказка, теоретич. уроки, видео уроки, и т.д.Классификация уроков:1)с учетом направленности ф.в.(уроки ф.в. с профессиональной направленностью., уроки ф.в. со спортивной направленностью, уроки ЛФК).2)по признаку преимущественного использования конкретных видов упр(л\а, плавание, б\б, туризм, гимнастика, в\б, комплексные).3)по признаку преимущественной направленности на решение осн.задач ф.в.(комбинированные- все задачи ф.в. в равной степени), оздоров. направленности(развивающие- для развития организма., восстанавливающие- восстановление сил и работоспособности).4)уроки с преимущественной воспитательной направленностью- решают конкретные задачи нравственного, этического и др.волевых качеств.5)уроки с преимущественной образовательной направленностью: вводные(в нач.года, в нач.изучения нового материала),уроки изуч.нового материала(ознакомление уч-ся с новыми д.д. или представлениями и знаниями),уроки совершенствования(закрепление пройденного материала),контрольные(выявление результатов деят-ти),смешанные(все вышеперечисленные виды).Содержание урока- совокупность всех компонентов урока, начиная от уч.материала и заканчивая деят-тью самого педагога и учащихся. В содержание входят:1)уч.материал(состав ф.у.,2)организационно-управленческая и контролирующая деят-ть педагога(постановка целей изадач, объяснение уч.заданий, оказание помощи и страховки, подготовка и уборка мест  и инвентаря, организация уч-ся, наблюдение, оценка, учет, подведение итогов урока, д\з),3)познавательная деят-ть учащихся: восприятие и осмысление задач, практическая реализация, самооценка выполнения уч.заданий. Стуктура урока- определение дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания.1)Подг.часть: вводная- создает предпосылки для организации уч-ся и их продуктивной деят-ти., собственно-подготов-ная: непосредственная подготовка организма к работе в осн.части. Задачи подг.части:1)нач.организация зан-ся (построение, рапорт);2)создание целевой установки(сообщение задач урока);3)обеспеч.благоприятного психич. и эмоц.состояния зан-ся;4)общая подготовка, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма для работы в осн.части;5)обеспечение решения специфич.задач осн.части урока. 7-12 мин. Осн.часть: углубленное реш. образоват, воспит., оздоров. задач. Общие и спец. упр для ОДА, формир. спец. знаний, обуч.д.д., формир. способностей, развитие осн. и спец. ф.качеств, воспит. нравственных, волевых, интеллектуальных и др.качеств личности. 27-30 мин. Закл. часть: приведение организма зан-ся в оптимальное для последующей деят-ти состояние и создание установки для этой деят-ти.Задачи:1)снижение функц.активности и возбуждения, излишнего напряжения мышц,2)регулирование эмоц.состояния зан-ся3)подвед. итогов урока,результат.4)д\з. 3-5 мин.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"