31.Формы занятий ф.к. 
в режиме ученого дня школы.
Классная урочная система занятий 
(2 урока ф к. в каждом классе + 3 
занятия спец. медиц. группы),1. физкультурно-оздоровительные 
мероприятия в режиме учебного дня: а)гимнаст, 
до занятий – проводится ежедневно (5-в 
упр.: младшие классы от 4 до 6 мин, остальные 
12-15 мин. Задачи организованно начать учебный 
день; сократить период врабатывания; 
оптимизировать ФС; составлять группы 
не более 2 параллелей (1-2, 3-4). Содержание 
комплекса обновляется через 2-3 недели.
б) физкультминутка - 3-5 ф. упр. во время 
урока по предметам теоретич. цикла 
(2-3 мин). Задачи: уменьшить утомление; снять 
однообразное движение; активизировать 
внимание. Паузу проводить после 20-30 мин. 
урока. в) подвижные игры. на удлиненной 
перемене - проводятся на открытой площадке. 
Задачи: организовать отдых с целью повышения 
работоспособности; содействовать творческой 
инициативе (подвижные игры, игры-состязания; 
в старших классах игры «Пятнашки», «Пионербол»).ФОР 
в реж. учеб. дня имеет важное знач.в связи 
с правильной его организацией, чередованием 
уч.занятий и компонентов д.активности.Задачи:1)активация 
д.режима школьника в течении уч.дня и 
внедрение различных видов физкульт. деят-ти, 
его быт;2)укрепление здоровья школьников, 
расширение двиг.багажа;3)обеспечение 
гигиены умственного труда и поддержание 
оптимального уровня работоспособности 
в уч.деят-ти;4)формир. навыка организованности 
и сознательной дисциплины. Гимнастика доучебных занятий: 
проводится ежедневно за 10-12 мин до начала 
урока.  Представляет собой различные 
виды д.активности, чаще всего выполнения 
фронтально всеми учащимися.Содержание 
может составить из ОРУ, комплексов ОРУ, 
упр.на 32 и 64 счета, различные вариации 
д.активности,игровой,хлопки.Задачи:1)организованное 
начало уч.дня;2)сокращение периода врабатывания, 
предстоящую уч.деят-ть;3)оптимизация функц-ния 
организма, в первую очередь ЦНС. Физкульт. пауза и физкульт.минутки:3-5 
мин.промежутки д.активности непосредственно 
на общеобр. уроках и при подготовке д\з. 
Комплекс спец. подобранных упр.(3-4упр.),проводимые 
как сидя за рабочим местом, так и в проходах 
между партами. Могут включать речитативы, 
спец. подобранные игры или различные 
др.формы движений. Обяз.условие- упр.на 
перераспределение мышечного тонуса, 
эмоциональность, переключение на др. 
вид деят-ти и уход от рабочей позы.Задачи:1)уменьшить утомление 
и снять отрицательное влияние однообразного 
вынужденного положения тела;2)активизировать 
внимание уч-ся и повысить способность 
к восприятию уч.материала;3)снять психическое 
напряжение путем переключения на др.вид 
деят-ти;4)добиться рекреативного эффекта 
от использования ф.у. Ф.у, подв. и народные игры на 
переменах Задачи:1)организовать отдых 
в процессе уч.дня;2)содействовать формир. 
положительного отношения и организованной 
ф.деят-ти.3)осущ. оздоров. и рекреативного 
эффекта;4)формир. интереса д.д, развитие 
творческой инициативы сознательной дисциплины 
уч-ся. Физкульт. час. в группах продленного 
дня. Между занятиями и выполнением 
д\з. Продолжительность 45-60 мин. Во второй 
половине дня. Схож со структурой урока. 
На основе личных интересов уч-ся. Лучше 
проводить на свежем воздухе.Задачи:1)обеспеч. полноценного 
отдыха для последующей работы в группе 
продленного дня;2)реализация оздоров. 
и закаливающего эффекта через занятия 
на свежем воздухе в различных, позволяющих 
погодных условиях.3)совершенствование 
широкого фонда д.умений и навыков, обогощение 
д.багажа.4)формир. у школьников привычки 
к самост. занятиям ф.у.
 
32.Формы внеклассной работы 
по ФК в школе. Внеклассная ФР- система организованных занятий ф.у., 
осуществляющиеся вне основного уч.времени.Значение:1)способствует 
более полному и качественному решению 
осн. задач ф.в.школьников;2)содействует 
проведению полезного и здорового досуга;3)предназначена 
для удовлетворения индивидуальных интересов 
уч-ся в занятиях избранным  видом ф.у. 
или в\с.4)развивает социальную активность 
школьников.Задачи:1)вовлечение в систематические 
занятия ф.у. большого числа школьников;2)расширение 
возможностей более качественного усвоения 
уч.материала по предмету ф.к.и с. и повышение 
уровня успеваемости по этому предмету;3)формир. 
привычки и умений к самост. занятиям ф.у.4)ориентация 
на выбор спорт. специализации, формир. 
начальных умений в избранном виде спорта, 
достижение результатов в выполнении 
нормативных требований;5)формир. физкультурного 
актива школы(инициативные группы, помощники 
судей, группы помощи организации )Отличительные черты внеклассной 
ФОР:1)организуется на добровольных 
началах. Осн. формы определяются самой 
школой в зависимости от современных требований, 
материально-технич. обеспечения и традиций 
школы;2)работа строится на основе  активности 
заним-ся, причем каждый школьник может 
выбрать ту или иную форму по своему желанию;3)Пед. 
руководство носит консультативно-рекомендательный 
и стимулирующий хар-р.1 группа- Групповые: -кружки (основная форма 
работы с мл.шк)Задачи: активизация д.режима, 
расширение круга спец. знаний. д.умений 
и навыков, формирование интересов к занятиям 
ф.у.(40-50 мин)-секции ОФП- переходный 
этап к спортивно-видовой специализации 
или как самост. форма, повышающая уровень 
ф.подготовки. Для ср.и ст.шк.вз.- секции по в\с (б\б, в\б, 
ф\б, плавания)Задачи:1)приобщение наиболее 
подготовленных школьников занятиям спортом;2)комплектование 
и подготовка школьных команд по в\с;3)содействие 
по приобретению знаний судейской практики;4)повышение 
подготовки уч-ся, выступление на сор., 
повышение спорт.квалификации.2 группа: массовые  физкульт. 
мероприятия. Спортивные сор.- по в\с, 
в рамках ФОР РБ, в рамках физкульт-прикладного 
комплекса»защитник отечества»,в рамках 
молодёжной спорт программы»Олимп. надежды 
Беларуси».)Туристические походы: 
активный отдых, укрепление здоровья, 
формир. прикладных умений и навыков. Исторические 
места. Спорт.праздники- массовые зрелищные 
мероприятия показательного и развлек. 
хар-ра, пропаганда ЗОЖ. Сост. из 4 частей: 
торж. открытие, собственно соревнования, 
худ. выступление, закрытие. Требования: тесная связь 
с уч.работой как в плане преемственности 
содержания, так и организационно-метод.плане.2)доступность 
занятий и разновидности их форм, привлеч. 
к ним широкого круга СШ.3)Проведение внеклассной 
работы по ф.в., как сост.часть внеклассной 
воспит.работы.4)Использование помощи 
родителей в матер-технич обеспеч., так 
и в плане организации физкульт.мероприятий.5)Обеспеч. 
чёткого руководства внеклассной работой 
со стороны администрации школы и пед. 
коллектива.
 
33.Внешкольная работа по ФК. 
Внешкольная ФОР- комплекс мероприятий, проводимых с 
привлечением контингента школьников, 
по организованным внешкольным учреждениям: 
отделы образования, отделы по Ф.Ки С., 
спорт. школы, спорт.клубы, детские оздоров. 
лагеря. парки культуры и отдыха и т.д.Задачи:1)организация 
благоприятного и интересного досуга 
школьников;2)удовлетворение потребностей 
в различных видах деят-ти;3)выявление 
наиболее подгот. уч-ся и их приобщение 
к регулярным занятиям спортом;4)создание 
предпосылок для общения детей, участия 
их в совместной физкульт. деят-ти по интересам. Формы: 
те же, что и внеклассная работа+1)спорт 
.сор. районных, областных, республиканских 
олимпиад школьников.2)сор. нетрадиционные(1 
раз в год)3)спорт праздники с различными 
целями (ф.к.и отдыха, праздник в\с, подведение 
итогов)4)ФОР в детских оздоров. лагерях- 
система мероприятий гигиенической ф.к., 
ф.к. в режиме быта и отдыха, система мероприятий 
повседневных занятий ф.у.,спорт.сор.,спорт.праздников.Направленность-оздоров.-рекреативная.Хар-р-оздоров.
 
34. Научно-педагогическая деят. учителя 
ФК. Повышение квалификации. Умения 
учителя ф.к.делятся на конструктивные(помогают 
учителю планировать свою деять-ть, умение 
отбирать и строить уч.материал, осуществлять 
перспективное и текущее планирование, 
планировать приобретение и ремонт спортивного 
оборудования и инвентаря. Особенно ценное- 
умение корректировать планы),организаторские(реализация 
намеченных планов),коммуникативные(умение 
общаться с учащимися.коллегами по работе. 
Делят их на собственно-коммуникативные(умение 
вступать в контакт с людьми),дидактические(умение 
ясно и доходчиво доносить до сознания 
учеников уч.материал),ораторские(культура 
речи),гностические(познание учителем 
как отдельных учеников, так и коллектива 
класса в целом, умение наблюдать, подмечать, 
пользоваться уч.-метод. лит-рой, проводить 
элементарные исследования) и двигательные(умение выполнять 
ф.у., правильный показ, выполнение страховки).Пед.мастерство- 
то, что отличает учителя от других учителей. 
Профессиональное мастерство учителя 
ф.к. определяется его способностями пед.деят-ти, 
которые делят:1)дидактические(передача 
уч.материала)2)академические(способность 
к соответствующей области наук)3)перцептивные(проникновение 
во внутренний мир ученика)4)речевые(ясно 
и четко выражать свои мысли)5)организаторские6)авторитарные(способность 
добиваться авторитета)7)коммуникативные(способность 
к общению)8)пед.воображение(способность 
придвидить последствия пед.деят-ти 9)аттенционные(способность 
распределять свое внимание между несколькими 
видами деят-ти)
 
35.Оценка успеваемости школьников 
по предмету ФК. Ведение классного журнала.Устанавливаются 
текущая, промежуточная и итоговая аттестации 
учащихся. Аттестация может осуществляться 
в устной, письменной и практической формах. 
Порядок аттестации, перевода, организации 
выпускных экзаменов и выпуска учащихся 
учреждений, обеспечивающих получение 
общего среднего образования, определяется 
соответствующими Правилами, утверждаемыми 
Министерством образования Республики 
Беларусь. Аттестация по каждому учебному 
предмету осуществляется в соответствии 
с нормами оценки результатов учебной 
деятельности учащихся.Результаты учебной 
деятельности учащихся оцениваются в 
баллах по 10-балльной шкале отметок: 1 (один), 
2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 
7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять).Отметка 
"0" (ноль) выставляется при отсутствии 
результатов уч. Деят-ти учащегося на момент 
аттестации. Оценочная деятельность заключается 
в определении степени выполнения (решения) 
учащимися задач, поставленных перед ними 
в процессе обучения, на основании сопоставления 
реальных результатов их учебной деятельности 
с планируемыми целями, требованиями учебных 
программ, образовательных стандартов. 
Количественным показателем оценки результатов 
учебной деятельности учащихся является 
отметка. Oтметка - это результат процесса 
оценивания, его условно-формaльное (знаковое) 
выражение в баллах.10-балльную систему 
оценки результатов учебной деятельности 
учащихся образуют взаимосвязанные и 
взаимообусловленные виды, формы, методы 
контроля, с помощью которых в соответствии 
с установленными правилами, требованиями 
и нормами определяются результаты учебной 
деятельности учащихся и осуществляется 
их аттестация. 5 вида контроля: предварительный(в 
нач. уч. года, определяет готовность уч-ся 
к предстоящим занятиям)оперативный(определение 
срочного эффекта в рамках одного урока, 
ЧД, ЧСС)текущий(для определения реакции 
уч-ся на нагрузку на протяжении целого 
ряда занятий)поэтапный(получение инф. 
о коммулятивном эффекте уч.занятий)итоговый(реализуется 
в конце уч.года).Требования к ведению классного 
журнала:1)учитель обязан систематически 
анализировать успеваемость уч-ся. На 
левой странице журнала, где указано название 
предмета, записывается дата урока. Буквой 
«н»отмечаются отсутствующие и выставляются 
отметки. На правой странице – изучаемая 
тема и д\з. учащимся, временно освобожденным 
от занятий рекомендуется в классном журнале 
делать краткую запись «освобожден до…».В 
конце классного журнала отведены 2 страницы 
для определения и записи уровня развития 
д.качеств. Первая страница должна быть 
заполнена не позднее до конца сентября, 
вторая- не позднее последней учебной 
недели мая. Директор школы и его заместитель 
систематически ведут контроль за правильностью 
ведения журнала.
 
 
 
 
 
36.Сущность и общая характеристика 
спорта. Спорт-это собственно соревн. деят-ть 
,специальная подготовка к ней, а также 
специфические межчеловеческие отношения 
и поведенческие нормы, складывающиеся 
на основе этой деят-ти. Особенности спорта:1)спорт 
выступает как действенное средство ф.в., 
позволяющее расширить пределы своих 
возможностей до макс.уровня.2)спорт явл. 
фактором формир. личности, требующий 
постоянного самоопределения.3)спорт явл. 
средством в удовлетворении потребностей, 
эмоционального насыщенного общения, 
соперничества. Спорт находится в тесной 
взаимосвязи с различными сторонами общественной 
жизни.2 группы функций:1)специфические(соревновательно-эталонная- 
результат соревнований выступает как 
эталон, эврестически-достиженческая- 
спорт.результат хар-ся определенным моментом 
неожиданности в его достижении.2)общие(функция личностно-направленного 
воспитания, обуч. и развития- достижение 
результатов возможно при решении задач 
воспит. И обуч.чела,оздоров.рекреативная,эмоциональнозрелищная,коммуникативная,экономическая,функция 
соц.интеграции и социализации личности. 
Спорт интенсивно развивался и получил 
распростронение во всем мире(появление 
спорт.клубов, организаций, возникновение 
международных федераций по в\с. унификация 
правил проведения сор-ний, возникновение 
системы официальных мировых соревнований. Спорт.движение- 
это соц.течение, в русле которого происходит 
приобщение к спорту.2 направления спорт.движения:1)общедоступный 
спорт(школьно-студенческий,профф-прикладной,оздоров-рекреативный,физкульт-кондиционный)2)спорт 
высших достижений(супердостиженческий, 
профессиональный и профессионально-коммерческий).
 
37. Классификация видов спорта1.Виды спорта 
хар-ка двигат. деят-ность спорта  с 
предельным проявлением физ. псих, качеств. 
Спорт,   действие   зависит   
от   собственных двигательных возможностей 
спортсмена.2.Виды спорта, операционную 
основу которых составляют действия по 
управлению специальн. техники средствами 
передвижения (авто, мотто).З.Виды спорта 
двигат. деят-ность активность жестко 
лимитировано условиям поражения цели 
и опред. оружия.4.Виды спорта - где сопоставляются 
результаты модельно-конструкт. деят-ности 
спортсмена. 5.Виды     спорта     
основное     содержание определяется   
на  соревнованиях  характером абстрактно 
логического обыгрывания соперника(шашки) 
6.Многоборье - входят перечисленные выше.
 
38.Спортивные соревнования 
как функц-ное и струк-ное ядро спорта. 
Сор.деят-ть- регламентированный правилами процесс 
реализации соревновательных потенциалов 
участников, каждый из которых стремиться 
к достижению запланированного результата. Функции 
спорт. сор: первичная- определение 
иерархии мест участников состязаний, 
ранговая оценка результата, нахождение 
победителя и призера;вторичные:-нормативная,подготовительная,селекционная(отбор 
лучших),стимулирующая(для дальнейшей 
тренировки), зрелищная, коммуникативная, 
экономическая. Особенности спорт.сорев:1)определение 
деят-ти участников и обслуживающего персонала2)наличие 
процесса борьбы,противоборства3)высокая 
общественная и личная значимость соревнований 
для каждого спортсмена4)высокий эмоциональный 
фон;5)равенство условий и сравнимость 
результатов каждого участника с результатами 
др.спортсменов 6)присвоение разрядов 
и званий. Структура спорт.соревнований:1)спортсмены-соперники2)предмет 
состязания3)судейство соревнований4)средства 
и службы обеспечения сор.деят-ти5)болельщики-зрители6)иерархия 
мест участников состязаний. Спорт.результ- это показатель 
реализации спорт. Достиж. возможностей 
команды, оцениваемый по установленным 
в спорте критериям. Одним из видов спорт. 
результ. явл. спорт достижение-это результаты, 
превосходящие предыдущие. Классификация спорт.достиж.:1)в 
зависимости от особенностей предмета 
состязаний(двиг.,технико-моторные,технико-конструкторские,обстрактно-логические)2)в 
зависимости от способа измерения(объективные 
количественные, субъективные качественные, 
смешанные)3)в зависимости от числа лиц(личные, 
командные, лично-командные)4)масштаб соревнований(город,область,республика,национальные,региональные,мировые,олимпийские,континентальные)5)в 
зависимости от времени соревнования(начальные,промежуточные,окончательные).Факторы:1)индивидуальные(одоренность,степень 
подготовленности2)факторы научного и 
технического прогресса(современная методика 
тренировки, рациональная система соревнований, 
матер-технич. обеспеч. и т.д.)3)соц.-эконом.(размах 
спорт. движ, соц.условия развития спорт. 
движения)
 
39.Классификация средств и 
методов спортивной тренировки. Естественно 
средовые - солнечная радиация, воздушные 
ванны, специфические условия среднегорья 
Медикобиологические режимно-гигиенические;  
рацион питания, гидро-процедуры, электростимуляция, 
массаж.Материально-технические:1.Технические 
средства программирования;2.спорт. тренажеры 
- разучивания и совершенствования. Средства 
психологические го воздействия -идеомоторные, 
музыка и светомузыка; аутогенная тренировка.
 
40.Принципы спортивной тренировки с возрастом 
направленность трениров. процесса будет 
вести к достижению максимальных результатов 
(путем работы в узкой специализации). 
Достижение максимальных результатов 
должно опираться на индивид. качества 
спортсмена. На начальных этапах закладывается 
фундамент(ОФП). Непрерывность спортивной 
тренировки -обеспечивается определенной 
системой чередования нагрузок и отдыха. 
При построении тренировочного процесса 
необходимо учитывать следующие обстоятельства.1.Волнообразности. 
Причина волнообразности, периодическое 
колебание; взаимодействие объема а интенсивности 
нагрузок.2.Цикличности - необходимо систематическое 
повторение основных элементов использование 
средств и методов. 3.Единства постепенности 
и тенденции   к предельным нагрузкам.
 
41. С-тура подготовленности спортсмена. 
Подготовленность спортсмена-это результат 
его подготовки, комплекс способностей 
организма, проявление максимальных возможностей 
в сор. деят-ти. В системе тренировки спортсмена 
выделяют виды подготовленности(физич.,технич.,тактич.,психич.,теоретич.,интеллектуальную 
и интегральную. Все виды тесно взаимосвязаны 
друг с другом. Структура подготовленности 
зависит и определяется в\с. Уровень подготовленности 
находит свое выражение в своей спорт. форме- состояние 
наилучшей готовности спортсмена к достижениям. Физич. 
подготовленность хар-ся возможностями 
функционирования систем организма. Компоненты 
физич. подготовл.: уровень здоровья, уровень 
развития ф.качеств и функциональных возможностей. 
Делится на виды: ОФПодготовленность (разностороннее 
развитие ф.качеств, функциональных возможностей 
органов и систем, высокая степень их проявления 
в различных видах мышечной деят-ти)и СФПодготовленность( 
уровень развития ф.качеств, возможностей 
органов и систем организма, определяющих 
их достижения в конкретном виде спорта 
3)вспомогательная ф.п.- выделяется на базе 
общей и служит функциональной основой 
для качественной работы при развитии 
ф.качеств и способностей. Процесс повышения 
уровня ф.под-ти называется ф.подготовкой. 
Делят на ОФП и СФП..Техническая подготовленность-степень 
овладения спортсменов системой движений, 
соответствующей особенностям конкретного 
вида спорта (в\с), и направленное на достиж. 
спорт. результ. В технич. подг. выделяют 
2 типа движений: базовые движения(основа 
технического арсенала данного в\с) дополнительные 
(явл. второстипенным). Технич. подг. хар-ся:1)наличием 
д.умений2)образование д.навыков3)совокупностью 
д.представлений о технических приемов 
и способов их выполнения. В основе технич. 
подготовке лежит овладение спортсменом 
техникой данного в\с. Техника- совокупность 
д\д, обеспечивающих достижение наилучшего 
результата в избранном в\с, и не противоречащих 
правилам. Результативность техники определяется 
эффективностью,стабильностью,вариативностью,экономичностью,мин.тактической 
информативностью(способность маскировать 
свои замыслы).Технич. мастерство-это наивысший 
уровень овладения спорт. техникой. Процесс 
повышения уровня ф.подготовленности 
и технического мастерства-техническая подготовка. 
Основные этапы:1)достижение высокой стабильности 
и рациональности в выполнении спец.движ., 
составляющих основу техники.2)последовательное 
превращение основных приемов основы 
техники в эффективное соревновательное 
действие3)усовершенствование структуры 
д.д., их динамики,кинематики.4)повышение 
надежности и результативности техники 
в экстримальных соревновательных условиях. Тактическая 
подготовленность характеризуется 
совокупностью двигательной, интеллектуальной 
и психологической способностей спортсмена 
к ведению соревновательной борьбы. Тактическая 
подготовленность определяется спецификой 
в\с. Наибольшая сложность тактических 
взаимодействий присутствует в спорт.играх 
и единоборствах. Тактика в спорте- искусство 
ведения соревновательной борьбы. Процесс 
формир. тактической подготовленности- 
тактическая подготовка. Основные направления тактической 
подготовки явл:1)изучение сущности 
спорт.тактики2)освоение основных элементов 
такт.действий3)совершенствование такт.мышления4)практическая 
реализация тактической подготовленности. Средства 
такт.подготовки:1)словестные и наглядные 
2)соревновательные упр. Методы: словестные, наглядные. 
Основу психической подготовленности составляет 
тип ВНД спортсмена и св-ва его психики. 
Сущность псих. подготовленности состоит 
в противостоянии высокому нервно- психич. 
напряжению и экстримальным условиям 
соревновательного поединка. Психич. подг. 
предусматривает 2 взаимосвязанные стороны:1)волевая 
подготовленность (активная сторона 
сознания человека, которая в единстве 
с разумом регулирует его поведение. Выделяют: 
целеустремленность, решительность и 
смелость, настойчивость и упорство, выдержка 
и самообладание.)2)специально-психическая 
подготовленность(устойчивость к стрессовым 
ситуациям).В псих. подготовку входят:1)формир. 
мотиваций к занятиям спортом2)воспитание 
волевых качеств3)регулирование психической 
напряженности4)выработка устойчивости 
к эмоциональному стрессу5)управление 
стартовым состоянием. Теоретическая подготовленность-это 
совокупность знаний и представлений 
спортсмена об специфике избранного в\с, 
сведениях его исторического развития, 
особенностях техники, тактики, современных 
правил соревнований, приемов и подходах 
к организации тренировки. Интегральная подготовленность-это 
способность к координации и реализации 
в сор. деят-ти разл. сторон подготовленности 
спортсмена. Основным средством интегральной 
подготовки-соревновательные упражнения.