Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:33, шпаргалка

Описание работы

1.Характеристика понятий: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая рекриация, физическая реабилитация.
2.Соц.принципы ф.к. Характеристика видов физической культуры.
3.Система физического воспитания, её структура, объект и предмет.

Файлы: 1 файл

шпоры госы 1 экз..docx

— 104.73 Кб (Скачать файл)

 

31.Формы занятий ф.к.  в режиме ученого дня школы.

Классная урочная система занятий (2 урока ф к. в каждом классе + 3 занятия спец. медиц. группы),1. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: а)гимнаст, до занятий – проводится ежедневно (5-в упр.: младшие классы от 4 до 6 мин, остальные 12-15 мин. Задачи организованно начать учебный день; сократить период врабатывания; оптимизировать ФС; составлять группы не более 2 параллелей (1-2, 3-4). Содержание комплекса обновляется через 2-3 недели.

б) физкультминутка - 3-5 ф. упр. во время  урока по предметам теоретич. цикла (2-3 мин). Задачи: уменьшить утомление; снять однообразное движение; активизировать внимание. Паузу проводить после 20-30 мин. урока. в) подвижные игры. на удлиненной перемене - проводятся на открытой площадке. Задачи: организовать отдых с целью повышения работоспособности; содействовать творческой инициативе (подвижные игры, игры-состязания; в старших классах игры «Пятнашки», «Пионербол»).ФОР в реж. учеб. дня имеет важное знач.в связи с правильной его организацией, чередованием уч.занятий и компонентов д.активности.Задачи:1)активация д.режима школьника в течении уч.дня и внедрение различных видов физкульт. деят-ти, его быт;2)укрепление здоровья школьников, расширение двиг.багажа;3)обеспечение гигиены умственного труда и поддержание оптимального уровня работоспособности в уч.деят-ти;4)формир. навыка организованности и сознательной дисциплины. Гимнастика доучебных занятий: проводится ежедневно за 10-12 мин до начала урока.  Представляет собой различные виды д.активности, чаще всего выполнения фронтально всеми учащимися.Содержание может составить из ОРУ, комплексов ОРУ, упр.на 32 и 64 счета, различные вариации д.активности,игровой,хлопки.Задачи:1)организованное начало уч.дня;2)сокращение периода врабатывания, предстоящую уч.деят-ть;3)оптимизация функц-ния организма, в первую очередь ЦНС. Физкульт. пауза и физкульт.минутки:3-5 мин.промежутки д.активности непосредственно на общеобр. уроках и при подготовке д\з. Комплекс спец. подобранных упр.(3-4упр.),проводимые как сидя за рабочим местом, так и в проходах между партами. Могут включать речитативы, спец. подобранные игры или различные др.формы движений. Обяз.условие- упр.на перераспределение мышечного тонуса, эмоциональность, переключение на др. вид деят-ти и уход от рабочей позы.Задачи:1)уменьшить утомление и снять отрицательное влияние однообразного вынужденного положения тела;2)активизировать внимание уч-ся и повысить способность к восприятию уч.материала;3)снять психическое напряжение путем переключения на др.вид деят-ти;4)добиться рекреативного эффекта от использования ф.у. Ф.у, подв. и народные игры на переменах Задачи:1)организовать отдых в процессе уч.дня;2)содействовать формир. положительного отношения и организованной ф.деят-ти.3)осущ. оздоров. и рекреативного эффекта;4)формир. интереса д.д, развитие творческой инициативы сознательной дисциплины уч-ся. Физкульт. час. в группах продленного дня. Между занятиями и выполнением д\з. Продолжительность 45-60 мин. Во второй половине дня. Схож со структурой урока. На основе личных интересов уч-ся. Лучше проводить на свежем воздухе.Задачи:1)обеспеч. полноценного отдыха для последующей работы в группе продленного дня;2)реализация оздоров. и закаливающего эффекта через занятия на свежем воздухе в различных, позволяющих погодных условиях.3)совершенствование широкого фонда д.умений и навыков, обогощение д.багажа.4)формир. у школьников привычки к самост. занятиям ф.у.

 

32.Формы внеклассной работы по ФК в школе. Внеклассная ФР- система организованных занятий ф.у., осуществляющиеся вне основного уч.времени.Значение:1)способствует более полному и качественному решению осн. задач ф.в.школьников;2)содействует проведению полезного и здорового досуга;3)предназначена для удовлетворения индивидуальных интересов уч-ся в занятиях избранным  видом ф.у. или в\с.4)развивает социальную активность школьников.Задачи:1)вовлечение в систематические занятия ф.у. большого числа школьников;2)расширение возможностей более качественного усвоения уч.материала по предмету ф.к.и с. и повышение уровня успеваемости по этому предмету;3)формир. привычки и умений к самост. занятиям ф.у.4)ориентация на выбор спорт. специализации, формир. начальных умений в избранном виде спорта, достижение результатов в выполнении нормативных требований;5)формир. физкультурного актива школы(инициативные группы, помощники судей, группы помощи организации )Отличительные черты внеклассной ФОР:1)организуется на добровольных началах. Осн. формы определяются самой школой в зависимости от современных требований, материально-технич. обеспечения и традиций школы;2)работа строится на основе  активности заним-ся, причем каждый школьник может выбрать ту или иную форму по своему желанию;3)Пед. руководство носит консультативно-рекомендательный и стимулирующий хар-р.1 группа- Групповые: -кружки (основная форма работы с мл.шк)Задачи: активизация д.режима, расширение круга спец. знаний. д.умений и навыков, формирование интересов к занятиям ф.у.(40-50 мин)-секции ОФП- переходный этап к спортивно-видовой специализации или как самост. форма, повышающая уровень ф.подготовки. Для ср.и ст.шк.вз.- секции по в\с (б\б, в\б, ф\б, плавания)Задачи:1)приобщение наиболее подготовленных школьников занятиям спортом;2)комплектование и подготовка школьных команд по в\с;3)содействие по приобретению знаний судейской практики;4)повышение подготовки уч-ся, выступление на сор., повышение спорт.квалификации.2 группа: массовые  физкульт. мероприятия. Спортивные сор.- по в\с, в рамках ФОР РБ, в рамках физкульт-прикладного комплекса»защитник отечества»,в рамках молодёжной спорт программы»Олимп. надежды Беларуси».)Туристические походы: активный отдых, укрепление здоровья, формир. прикладных умений и навыков. Исторические места. Спорт.праздники- массовые зрелищные мероприятия показательного и развлек. хар-ра, пропаганда ЗОЖ. Сост. из 4 частей: торж. открытие, собственно соревнования, худ. выступление, закрытие. Требования: тесная связь с уч.работой как в плане преемственности содержания, так и организационно-метод.плане.2)доступность занятий и разновидности их форм, привлеч. к ним широкого круга СШ.3)Проведение внеклассной работы по ф.в., как сост.часть внеклассной воспит.работы.4)Использование помощи родителей в матер-технич обеспеч., так и в плане организации физкульт.мероприятий.5)Обеспеч. чёткого руководства внеклассной работой со стороны администрации школы и пед. коллектива.

 

33.Внешкольная работа по ФК. Внешкольная ФОР- комплекс мероприятий, проводимых с привлечением контингента школьников, по организованным внешкольным учреждениям: отделы образования, отделы по Ф.Ки С., спорт. школы, спорт.клубы, детские оздоров. лагеря. парки культуры и отдыха и т.д.Задачи:1)организация благоприятного и интересного досуга школьников;2)удовлетворение потребностей в различных видах деят-ти;3)выявление наиболее подгот. уч-ся и их приобщение к регулярным занятиям спортом;4)создание предпосылок для общения детей, участия их в совместной физкульт. деят-ти по интересам. Формы: те же, что и внеклассная работа+1)спорт .сор. районных, областных, республиканских олимпиад школьников.2)сор. нетрадиционные(1 раз в год)3)спорт праздники с различными целями (ф.к.и отдыха, праздник в\с, подведение итогов)4)ФОР в детских оздоров. лагерях- система мероприятий гигиенической ф.к., ф.к. в режиме быта и отдыха, система мероприятий повседневных занятий ф.у.,спорт.сор.,спорт.праздников.Направленность-оздоров.-рекреативная.Хар-р-оздоров.

 

34. Научно-педагогическая деят. учителя ФК. Повышение квалификации. Умения учителя ф.к.делятся на конструктивные(помогают учителю планировать свою деять-ть, умение отбирать и строить уч.материал, осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценное- умение корректировать планы),организаторские(реализация намеченных планов),коммуникативные(умение общаться с учащимися.коллегами по работе. Делят их на собственно-коммуникативные(умение вступать в контакт с людьми),дидактические(умение ясно и доходчиво доносить до сознания учеников уч.материал),ораторские(культура речи),гностические(познание учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом, умение наблюдать, подмечать, пользоваться уч.-метод. лит-рой, проводить элементарные исследования) и двигательные(умение выполнять ф.у., правильный показ, выполнение страховки).Пед.мастерство- то, что отличает учителя от других учителей. Профессиональное мастерство учителя ф.к. определяется его способностями пед.деят-ти, которые делят:1)дидактические(передача уч.материала)2)академические(способность к соответствующей области наук)3)перцептивные(проникновение во внутренний мир ученика)4)речевые(ясно и четко выражать свои мысли)5)организаторские6)авторитарные(способность добиваться авторитета)7)коммуникативные(способность к общению)8)пед.воображение(способность придвидить последствия пед.деят-ти 9)аттенционные(способность распределять свое внимание между несколькими видами деят-ти)

 

35.Оценка успеваемости школьников по предмету ФК. Ведение классного журнала.Устанавливаются текущая, промежуточная и итоговая аттестации учащихся. Аттестация может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Порядок аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, определяется соответствующими Правилами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь. Аттестация по каждому учебному предмету осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся.Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются в баллах по 10-балльной шкале отметок: 1 (один), 2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять).Отметка "0" (ноль) выставляется при отсутствии результатов уч. Деят-ти учащегося на момент аттестации. Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с планируемыми целями, требованиями учебных программ, образовательных стандартов. Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка. Oтметка - это результат процесса оценивания, его условно-формaльное (знаковое) выражение в баллах.10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды, формы, методы контроля, с помощью которых в соответствии с установленными правилами, требованиями и нормами определяются результаты учебной деятельности учащихся и осуществляется их аттестация. 5 вида контроля: предварительный(в нач. уч. года, определяет готовность уч-ся к предстоящим занятиям)оперативный(определение срочного эффекта в рамках одного урока, ЧД, ЧСС)текущий(для определения реакции уч-ся на нагрузку на протяжении целого ряда занятий)поэтапный(получение инф. о коммулятивном эффекте уч.занятий)итоговый(реализуется в конце уч.года).Требования к ведению классного журнала:1)учитель обязан систематически анализировать успеваемость уч-ся. На левой странице журнала, где указано название предмета, записывается дата урока. Буквой «н»отмечаются отсутствующие и выставляются отметки. На правой странице – изучаемая тема и д\з. учащимся, временно освобожденным от занятий рекомендуется в классном журнале делать краткую запись «освобожден до…».В конце классного журнала отведены 2 страницы для определения и записи уровня развития д.качеств. Первая страница должна быть заполнена не позднее до конца сентября, вторая- не позднее последней учебной недели мая. Директор школы и его заместитель систематически ведут контроль за правильностью ведения журнала.

 

 

 

 

 

36.Сущность и общая характеристика спорта. Спорт-это собственно соревн. деят-ть ,специальная подготовка к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деят-ти. Особенности спорта:1)спорт выступает как действенное средство ф.в., позволяющее расширить пределы своих возможностей до макс.уровня.2)спорт явл. фактором формир. личности, требующий постоянного самоопределения.3)спорт явл. средством в удовлетворении потребностей, эмоционального насыщенного общения, соперничества. Спорт находится в тесной взаимосвязи с различными сторонами общественной жизни.2 группы функций:1)специфические(соревновательно-эталонная- результат соревнований выступает как эталон, эврестически-достиженческая- спорт.результат хар-ся определенным моментом неожиданности в его достижении.2)общие(функция личностно-направленного воспитания, обуч. и развития- достижение результатов возможно при решении задач воспит. И обуч.чела,оздоров.рекреативная,эмоциональнозрелищная,коммуникативная,экономическая,функция соц.интеграции и социализации личности. Спорт интенсивно развивался и получил распростронение во всем мире(появление спорт.клубов, организаций, возникновение международных федераций по в\с. унификация правил проведения сор-ний, возникновение системы официальных мировых соревнований. Спорт.движение- это соц.течение, в русле которого происходит приобщение к спорту.2 направления спорт.движения:1)общедоступный спорт(школьно-студенческий,профф-прикладной,оздоров-рекреативный,физкульт-кондиционный)2)спорт высших достижений(супердостиженческий, профессиональный и профессионально-коммерческий).

 

37. Классификация видов спорта1.Виды спорта хар-ка двигат. деят-ность спорта  с предельным проявлением физ. псих, качеств. Спорт,   действие   зависит   от   собственных двигательных возможностей спортсмена.2.Виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальн. техники средствами передвижения (авто, мотто).З.Виды спорта двигат. деят-ность активность жестко лимитировано условиям поражения цели и опред. оружия.4.Виды спорта - где сопоставляются результаты модельно-конструкт. деят-ности спортсмена. 5.Виды     спорта     основное     содержание определяется   на  соревнованиях характером абстрактно логического обыгрывания соперника(шашки) 6.Многоборье - входят перечисленные выше.

 

38.Спортивные соревнования как функц-ное и струк-ное ядро спорта. Сор.деят-ть- регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремиться к достижению запланированного результата. Функции спорт. сор: первичная- определение иерархии мест участников состязаний, ранговая оценка результата, нахождение победителя и призера;вторичные:-нормативная,подготовительная,селекционная(отбор лучших),стимулирующая(для дальнейшей тренировки), зрелищная, коммуникативная, экономическая. Особенности спорт.сорев:1)определение деят-ти участников и обслуживающего персонала2)наличие процесса борьбы,противоборства3)высокая общественная и личная значимость соревнований для каждого спортсмена4)высокий эмоциональный фон;5)равенство условий и сравнимость результатов каждого участника с результатами др.спортсменов 6)присвоение разрядов и званий. Структура спорт.соревнований:1)спортсмены-соперники2)предмет состязания3)судейство соревнований4)средства и службы обеспечения сор.деят-ти5)болельщики-зрители6)иерархия мест участников состязаний. Спорт.результ- это показатель реализации спорт. Достиж. возможностей команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Одним из видов спорт. результ. явл. спорт достижение-это результаты, превосходящие предыдущие. Классификация спорт.достиж.:1)в зависимости от особенностей предмета состязаний(двиг.,технико-моторные,технико-конструкторские,обстрактно-логические)2)в зависимости от способа измерения(объективные количественные, субъективные качественные, смешанные)3)в зависимости от числа лиц(личные, командные, лично-командные)4)масштаб соревнований(город,область,республика,национальные,региональные,мировые,олимпийские,континентальные)5)в зависимости от времени соревнования(начальные,промежуточные,окончательные).Факторы:1)индивидуальные(одоренность,степень подготовленности2)факторы научного и технического прогресса(современная методика тренировки, рациональная система соревнований, матер-технич. обеспеч. и т.д.)3)соц.-эконом.(размах спорт. движ, соц.условия развития спорт. движения)

 

39.Классификация средств и методов спортивной тренировки. Естественно средовые - солнечная радиация, воздушные ванны, специфические условия среднегорья Медикобиологические режимно-гигиенические;  рацион питания, гидро-процедуры, электростимуляция, массаж.Материально-технические:1.Технические средства программирования;2.спорт. тренажеры - разучивания и совершенствования. Средства психологические го воздействия -идеомоторные, музыка и светомузыка; аутогенная тренировка.

 

40.Принципы спортивной тренировки с возрастом направленность трениров. процесса будет вести к достижению максимальных результатов (путем работы в узкой специализации). Достижение максимальных результатов должно опираться на индивид. качества спортсмена. На начальных этапах закладывается фундамент(ОФП). Непрерывность спортивной тренировки -обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха. При построении тренировочного процесса необходимо учитывать следующие обстоятельства.1.Волнообразности. Причина волнообразности, периодическое колебание; взаимодействие объема а интенсивности нагрузок.2.Цикличности - необходимо систематическое повторение основных элементов использование средств и методов. 3.Единства постепенности и тенденции   к предельным нагрузкам.

 

41. С-тура подготовленности спортсмена. Подготовленность спортсмена-это результат его подготовки, комплекс способностей организма, проявление максимальных возможностей в сор. деят-ти. В системе тренировки спортсмена выделяют виды подготовленности(физич.,технич.,тактич.,психич.,теоретич.,интеллектуальную и интегральную. Все виды тесно взаимосвязаны друг с другом. Структура подготовленности зависит и определяется в\с. Уровень подготовленности находит свое выражение в своей спорт. форме- состояние наилучшей готовности спортсмена к достижениям. Физич. подготовленность хар-ся возможностями функционирования систем организма. Компоненты физич. подготовл.: уровень здоровья, уровень развития ф.качеств и функциональных возможностей. Делится на виды: ОФПодготовленность (разностороннее развитие ф.качеств, функциональных возможностей органов и систем, высокая степень их проявления в различных видах мышечной деят-ти)и СФПодготовленность( уровень развития ф.качеств, возможностей органов и систем организма, определяющих их достижения в конкретном виде спорта 3)вспомогательная ф.п.- выделяется на базе общей и служит функциональной основой для качественной работы при развитии ф.качеств и способностей. Процесс повышения уровня ф.под-ти называется ф.подготовкой. Делят на ОФП и СФП..Техническая подготовленность-степень овладения спортсменов системой движений, соответствующей особенностям конкретного вида спорта (в\с), и направленное на достиж. спорт. результ. В технич. подг. выделяют 2 типа движений: базовые движения(основа технического арсенала данного в\с) дополнительные (явл. второстипенным). Технич. подг. хар-ся:1)наличием д.умений2)образование д.навыков3)совокупностью д.представлений о технических приемов и способов их выполнения. В основе технич. подготовке лежит овладение спортсменом техникой данного в\с. Техника- совокупность д\д, обеспечивающих достижение наилучшего результата в избранном в\с, и не противоречащих правилам. Результативность техники определяется эффективностью,стабильностью,вариативностью,экономичностью,мин.тактической информативностью(способность маскировать свои замыслы).Технич. мастерство-это наивысший уровень овладения спорт. техникой. Процесс повышения уровня ф.подготовленности и технического мастерства-техническая подготовка. Основные этапы:1)достижение высокой стабильности и рациональности в выполнении спец.движ., составляющих основу техники.2)последовательное превращение основных приемов основы техники в эффективное соревновательное действие3)усовершенствование структуры д.д., их динамики,кинематики.4)повышение надежности и результативности техники в экстримальных соревновательных условиях. Тактическая подготовленность характеризуется совокупностью двигательной, интеллектуальной и психологической способностей спортсмена к ведению соревновательной борьбы. Тактическая подготовленность определяется спецификой в\с. Наибольшая сложность тактических взаимодействий присутствует в спорт.играх и единоборствах. Тактика в спорте- искусство ведения соревновательной борьбы. Процесс формир. тактической подготовленности- тактическая подготовка. Основные направления тактической подготовки явл:1)изучение сущности спорт.тактики2)освоение основных элементов такт.действий3)совершенствование такт.мышления4)практическая реализация тактической подготовленности. Средства такт.подготовки:1)словестные и наглядные 2)соревновательные упр. Методы: словестные, наглядные. Основу психической подготовленности составляет тип ВНД спортсмена и св-ва его психики. Сущность псих. подготовленности состоит в противостоянии высокому нервно- психич. напряжению и экстримальным условиям соревновательного поединка. Психич. подг. предусматривает 2 взаимосвязанные стороны:1)волевая подготовленность (активная сторона сознания человека, которая в единстве с разумом регулирует его поведение. Выделяют: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание.)2)специально-психическая подготовленность(устойчивость к стрессовым ситуациям).В псих. подготовку входят:1)формир. мотиваций к занятиям спортом2)воспитание волевых качеств3)регулирование психической напряженности4)выработка устойчивости к эмоциональному стрессу5)управление стартовым состоянием. Теоретическая подготовленность-это совокупность знаний и представлений спортсмена об специфике избранного в\с, сведениях его исторического развития, особенностях техники, тактики, современных правил соревнований, приемов и подходах к организации тренировки. Интегральная подготовленность-это способность к координации и реализации в сор. деят-ти разл. сторон подготовленности спортсмена. Основным средством интегральной подготовки-соревновательные упражнения.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"