Шпаргалка по «Физической культуре»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Физической культуре»

Файлы: 1 файл

билеты на экзамен готовые по ФВ.docx

— 126.06 Кб (Скачать файл)

2. В чем различие  между скоростными и силовыми  качествами?  С помощью, каких  упражнений их можно развивать?

 Обычно выделяют пять  видов физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и  гибкость. Для того чтобы судить  о различии между скоростными  и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

 Способность человека  преодолевать внешнее сопротивление  или противодействовать ему за  счёт мышечных усилий называется  силой. Двумя способами оценивают  силовые возможности человека. Первый  способ основан на использовании  специальных измерительных приборов - динамометров. Второй заключается  в выполнении специальных контрольных  заданий на силу: подтягивание  на перекладине, сгибание и  разгибание рук в упоре лёжа, приседания со штангой и т.д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного сопротивления (отягощения). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть свои успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений.

 Способность человека  выполнять движения в минимально  короткий отрезок времени называется  быстротой. Быстрота проявляется  через скоростные способности,  которые выражаются в элементарных  и комплексных формах. К элементарным  формам относятся быстрота движений  реакции, скорость одиночного  движения, частота (темп) движений. Комплексные  формы проявляются во всех  спортивных движениях. Это быстрота  бега, движений волейболиста, футболиста  и т.д. В процессе занятий  необходимо развивать все формы  проявления быстроты. Так, для  совершенствования времени реакции  можно использовать подвижные  игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных  положений по внезапному сигналу.  Рекомендуется менять длительность  пауз между предварительной и  исполнительной командами при  выполнении стартов из различных  исходных положений. Для поддержания  высокого темпа движений большое  значение имеет умение быстро  сокращать и расслаблять мышцы,  для чего используется повторное  выполнение движений с возможно  большей частотой, без излишнего  напряжения. Чтобы выполнять эти  движения технически правильно  надо предварительно хорошо их  разучить. Выполнять упражнения, развивающие  быстроту, можно не более 6-10 с,  отдых после выполнения упражнений  должен составлять 20-25 с. Большое  количество повторений надо делить  на серии. Отдых между сериями  должен составлять 2-3 мин.

 

БИЛЕТ № 21

1. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?

 Принято различать  два вида утомления - физическое  и умственное. Умственное утомление  характеризуется понижением продуктивности  интеллектуального труда, ухудшением  памяти, трудностью при попытке  сосредоточиться. Физическое утомление  - характеризуется снижением физической  работоспособности, ухудшением координации  движений, уменьшением силы мышц.

Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащенное, небольшое покраснение  кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется  правильная координация движений. После  занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.

 Значительное утомление  (переутомление 1 степени): значительное  покраснение кожи, одышка жалобы  на усталость, боль в мышцах  и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса  и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение координации  при выполнении упражнений.

 Резкое переутомление  (переутомление 2 степени): подавленное  состояние, нарушение координации  движений, жалобы на боль в  мышцах, головная боль, иногда тошнота  и рвота, поверхностное дыхание  через рот, резкое покраснение  или побледнение кожи.

 Для того чтобы не  уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому не­большое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.

2. Какие приёмы самоконтроля вам известны?  Расскажите подробнее об одном из них и выполните ортостатическую и функциональную пробы,  антропометрические измерения

Чтобы занятия физическими  упражнениями приносили пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролировать своё самочувствие. Наиболее простым показателем самочувствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс. Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в  области сердца. Учащённый пульс  в состоянии покоя, нарушение  его ритмичности или то, что  он долго не восстанавливается после  нагрузки, может быть следствием перегрузок.

Для определения состояния  сердечно-сосудистой системы используют ортостатическую пробу. В положении лёжа подсчитывается пульс за 10 с. и умножается на 6. Затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10-14 уд./мин. Если разница более 20 уд./мин, то реакция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс в покое за 10 с, затем выполнить 20 приседаний за 30 с. и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с. до возвращения его к первоначальному значению). Нормальным считается увеличение пульса впервые 10 с. после нагрузки на 5-7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5-2,5 мин. Увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 мин. служит показателем пере­тренированности или начала заболевания.

 В условиях медицинского  кабинета можно измерить жизненную  ёмкость лёгких (ЖЁЛ) - показатель  функциональных возможностей дыхания.  ЖЁЛ измеряется при помощи  спирометра. Для этого надо 'делать  полный вдох, а затем выдох,  обхватив губами мундштук прибора.  Делают 2-3 измерения и записывают  наибольший показатель. По специальной  формуле врач определяет состояние  лёгких. Отклонение от нормы на 15% указывает на патологию (заболевание)  лёгких.

 Ещё один способ  самоконтроля - антропометрические  измерения: измерения роста (длины  тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.

 

БИЛЕТ № 22

1. Что понимается под физической  культурой личности и в чём выражается взаимосвязь с общей культурой общества?

 Люди высокой духовной  культуры много знают, умело  пользуются полученными знаниями  на работе, дома, во время отдыха. Но человек должен быть ещё  и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может долго  и много трудиться, не утомляясь,  а устав, быстро восстанавливать  силы. Про него можно сказать,  что он обладает высокой физической  культурой.

 Физическая культура - это часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. На ранних ступенях истории человек состязался в быстроте, силе, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура.

 На каждом историческом  этапе она имела свои специфические  черты. В первобытном обществе  физическими упражнениями занимались  все. Бег, борьба, занятия с  тяжестями, метания, прыжки, игры - вот средства физического воспитания  того времени. Во времена рабовладения  физическая культура в основном  существовала для правящего класса. Важной формой физической культуры  в то время были различные  состязания, например Олимпийские  игры, лучшие традиции которых  продолжены в наши дни. Для  всех людей, рождённых не в  рабстве, обязательной тогда была  военно-физическая подготовка. Свои  черты физическое воспитание  имело в эпоху феодализма. Военно-физическая  подготовка феодалов велась в  специальных рыцарских школах. Среди  крестьян и ремесленников были  популярны различные игры, перетягивание  каната, кулачные бои. Передовые  представители буржуазной интеллигенции  Коменский Я.А., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци  И.Г. выдвигали в своё время  проекты реформ системы образования,  в которых подчёркивалась мысль  о необходимости физического  и духовного воспитания с начальных  (первых) ступеней образования.

 В настоящее время  физкультурное движение охватывает  в той или иной мере всех  людей и имеет непосредственную  связь с общей культурой общества. На занятиях физической культурой  люди не только совершенствуют  свои физические умения и навыки, но воспитывают нравственные  и волевые качества. Возникающие  во время тренировок и соревнований  ситуации закаляют характер спортсменов,  учат их правильному отношению  к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей  культуры общества, служит мощным и  эффективным средством физического  воспитания всесторонне развитой личности.

2. Современные  спортивно-оздоровительные системы  физических упражнений по формированию  культуры движений и телосложений.

 Современный идеал  телосложения и культуры движений  ярче всего воплощается в облике  спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают  их стройными, мускулистыми. Красоте  движений обязаны своим существованием  эстетико-технические виды спорта (фигурное катание, художественная  гимнастика, синхронное плавание  и т.п.). Здоровье и красота движений  образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие - залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно - одно из условий сохранения и укрепления здоровья.

 Существует  такое  явление - перенос навыка. Научившись  каким-либо движениям, мы легче  осваиваем похожие на них. Поэтому,  стремясь к красоте, нужно начинать  с самых простых движений. Для  формирования красивого телосложения  и овладения культурой движений  используются различные системы  физических упражнений: аэробика, атлетическая  гимнастика (бодибилдинг, пауэрлифтинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика - система упражнений с отягощениями. Занимающиеся имеют упругие, рельефные  мышцы и красивую фигуру. Систематические  занятия этим видом гимнастики  помогают развить силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение  атлетической гимнастики как  системы упражнений с отягощениями  для исправления недостатков  телосложения связано с именем  врача В.Ф. Краевского. По его  системе занимались прославленные  атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетической гимнастикой, необходимо знать основные правила тренировок.

 В спортивной практике  существует определённая система  обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить упражнение,  только один раз, называется предельной, 2-3 раза - околопредельной, 4-7 раз - большой, 8-12 раз - умеренно большой, 13-18 раз - средней, 19-25 раз - малой, а свыше 25 раз - очень малой. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов.

 

БИЛЕТ № 23

1. Опишите технику передачи волейбольного мяча  двумя руками сверху.

Верхняя передача мяча двумя  руками представляет собой основной технический приём волейбола. Только этим способом можно наиболее точно  передать мяч. Не овладев верхней  передачей, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе. Обязательным условием правильного  выполнения передачи является своевременный  выход к мячу и выбор исходного  положения. Ноги согнуты в коленях  и расставлены, одна нога впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вперёд-вверх и согнуты  в локтях. Руки соприкасаются с  мячом на уровне лица над головой, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя  своеобразную воронку «ковш» (момент приёма). Основная нагрузка при передаче (собственно передача) падает преимущественно  на указательные и средние пальцы. Ноги и туловище выпрямляются, разгибанием  в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев мячу придаётся  нужное направление.

 В зависимости от  траектории полёта мяча верхняя  передача выполняется в средней  или низкой стойке.

2. Что понимается под координацией человека,  с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень её развития?

 Координационные способности  - это умения точно, быстро и  экономично управлять сложными  двигательными действиями, часто  в условиях дефицита времени  к числу координационных способностей, развитию которых следует уделять  особое внимание в подростковом  возрасте, можно отнести способности  к быстроте перестроения и  согласования двигательных действий, способность к произвольному  расслаблению мышц, вестибулярную  устойчивость. В ходе урочных,  внеурочных и самостоятельных  занятий необходимо совершенствовать  ещё и такие координационные  способности, как ориентирование  в пространстве, быстрота реакций  в сложных условиях, способность  к равновесию.

 Для оценивания уровня  развития координации применяются  следующие тесты:

F - варианты челночного  бега (3 х 10 м и 4 х 10 м из и. п. лицом и спиной вперёд, а также разница во времени выполнения между ними; в первом случае оценивается абсолютный показатель КС (координационных способностей) применительно к бегу, во втором - относительный;

- разность между высотой  подскока, стоя на возвышении, например, на скамеечке высотой 50 см и  шириной 20 см, и на полу;

- метание предметов (например, теннисных мячей из и. п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и неведущей рукой на дальность - определяется КС к баллистическим движениям с акцентом на силу и дальность метания.

Информация о работе Шпаргалка по «Физической культуре»