Экзамен как учебная ситуация для студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

Экзамены для студентов - это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и многое другое. Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Наблюдения за студентами во время экзаменов……………..4-6
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов…………………..7-13
Методические рекомендации по использованию познотонических упражнений…………………………………14-15
Вывод………………………………………………………………16-19

Файлы: 1 файл

реферат физическая культура 1-ый семестр.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

На  фоне мышечного расслабления, чтобы  повысить тонус работоспособности, мозга, улучшить режим дыхания и  кровообращения, целесообразно регулярно выполнять кратковременные мышечные упражнения. Через каждые 30-60 мин использовать познотонические упражнения продолжительностью 1-2,5 мин. Необходимо через каждые 2 ч проводить минутные динамические упражнения, например бег на месте, с ритмичным, достаточно глубоким дыханием.

При выполнении монотонной умственной работы рекомендуется использовать произвольное дополнительное мышечное напряжение, как и в период врабатывания, но до тех пор, пока не восстановится  необходимый тонус и работоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

“Изучение адаптации   студентов  к различным учебным ситуациям показало, что 80% из них, относящихся к так называемым сверхточным личностям,  в   период  экзаменационной сессии обнаруживали тревожные и неврастенические расстройства. Молодые люди этой категории отличались малой выносливостью к сессионной нагрузке из-за характерного для них сочетания черт тревожной мнительности с высоким чувством ответственности и положительным отношением к учебе. Эти лица затрачивали на подготовку к  экзаменам  непропорционально много времени, из-за этого даже при достаточном уровне подготовки условиях экзаменационной нагрузки у них развились невротические расстройства”. Низкая выносливость проявлялась также у лиц с неврозами и психопатиями.

Особенностями экстремальных ситуаций являются изменения  как на физиологическом, так и на психологическом уровнях, проявляющиеся с разной интенсивностью в зависимости от срока действия стрессоров и индивидуальных особенностей. Сдача  экзамена , вызывая психическую напряженность, относится к одному из видов экстремальной ситуации. Учеба  студентов  связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций, особенно  в   период   экзаменов . У них значительно повышается напряженность различных функций организма под влиянием хронического воздействия учебных эмоциональных факторов. Вот почему следует повышать устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам. При этом для  жизнедеятельности  человека необходим некоторый уровень стресса, так как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма.

Несколько рекомендаций для того чтобы успешно сдать  сессию и чувствовать себя прекрасно:

а) Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна . Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1—1,5 часа) дневной сон.

 

б). Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 —2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечитъ активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.     

в). Питание. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание. При более редком: питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.     

 Очень  важно наличие в пище свежих растительных продуктов -овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

г). Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлен на релаксацию, а вторая — на мобилизацию организма.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. http://psycom.ucoz.ru
  2. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического

воспитания. Учебное  пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива 2005 г.

 

3. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под

ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999г.

 

4.   Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.,2001г.

 

5. http://www.ofizkulture.ru/node/37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Экзамен как учебная ситуация для студента