Эффективность применения домашнего задания на уроках физической культуры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: обоснование видов домашнего задания как средство физического развития учащихся школьного возраста.
Объект: физическое развитие учащихся школьного возраста.
Предмет: домашнее задание по физической культуре, как средство физического развития учащихся школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…..
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, КАК
СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕСКОГО РАЗВИТИЯ…….
2.1 Психолого-педагогическая характеристика школьного возраста………….
2.2 Физическое развитие…………………………………………………………….
2.3 Физические качества……………………………………………………………..
2.4 Задания на дом…………………………………………………………………….
2.5 Общие положения и методические рекомендации для занимающихся
Самостоятельно……………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Методы исследования………………………………………………………………
3.2 Организация и результаты собственного исследования…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………

Файлы: 3 файла

Курсовая работа.docx

— 51.03 Кб (Скачать файл)

Ловкость важная предпосылка  к развитию и совершенствованию  спортивной техники и поэтому  имеет первостепенное значение в  видах спорта, где предъявляются  высокие требования к координации  движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых  необходима способность приспосабливаться  к быстро изменяющимся ситуациям  в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в  целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений. Ловкость нужна  и при реактивных движениях, когда  спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись  и т.п.).

В психологии спорта принято  разграничивать общую ловкость (проявляемую  в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность  к освоению и вариативному применению спортивной техники).

Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в  комплексе с другими физическими  качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости — физические способности человека. Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые  вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее  была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас  условно – рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, — тем больше его  ловкость.

Деятельность анализаторов третья основная предпосылка для  развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного  опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка  текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных  сигналов). Соответствующая текущая  информация воспринимается с помощью  анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более  детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы  быстрее овладеть им и при необходимости  перестраивать его. Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной  нервной системы.

Формирование ловкости в  спорте предполагает воспитание следующих  способностей: 1) быстро осваивать сложные  по координации двигательные действия; 2) перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; 3) четко воспринимать пространственные, временные и силовые параметры  движения[7, с. 43].

Г) Гибкость

Гибкость (подвижность суставов) это свойство упругой растягиваемости  телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды  движений звеньев тела.

Гибкость - это элементарное условие качественного и количественного  выполнения движений. Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой: 1) невозможность приобрести определенные двигательные навыки; 2) замедление в  темпе усвоения и совершенствования  двигательных

способностей; 3) возникновение  повреждений; 4) задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости; 5) ограниченность амплитуды движений; 6) снижение качества управления движениями[12, с. 89].

Степень подвижности в  суставах определяется в первую очередь  формой суставов и соответствием  между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен. Эластичность (растяжимость) связок можно увеличить  с помощью систематического упражнения. Однако ввиду того, что связочный  аппарат должен выполнять защитную функцию, такое увеличение возможно только до известной степени. Гибкость спортсмена ограничивается, прежде всего, эластичностью мышц. Сущность этого  ограничения состоит в следующем: в различных упражнениях сокращение определенных мышц сопровождается растягиванием  их антагонистов. При движениях с  максимальной амплитудой подвижность  в суставах зависит от способности  антагонистов достаточно растягиваться, причем следует помнить, что существует определенный предел их способности  возвращаться в исходное положение, так что специальные упражнения при тренировке гибкости необходимо сочетать с упражнениями на силу. Силовые  качества спортсмена - это важный компонент  при тренировке по развитию гибкости.

Часто из-за недостаточной  силы мышц атлет не в состоянии  достигнуть необходимой амплитуды  движений[14 с.79].

У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости:

1) подвижность при пассивных  движениях (осуществляется в результате  действия посторонних сил);

2) подвижность при активных  движениях (выполняется за счет  работы мышечных групп, проходящих  через сустав).

Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и  силой мышц, выполняющих движение.

Итак, гибкость определяют эластические свойства связок, суставов, мышц, строение суставов, силовые характеристики мышц и, главное, центрально-нервная регуляция. В силу этого реальные показатели гибкости зависят от способности  человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением  мышц, производящих движение. Кроме  того, следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с  другими физическими качествами[15 с.94].

Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая способность  к подвижности в суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного  действия. Спортсмен, обладающий запасом  подвижности в суставах, может  выполнять движения с большей  силой, выразительностью и легкостью.

2..4 Задания на дом

Физическое воспитание учащихся нельзя полностью осуществлять только на учебных занятиях, так как два  часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний и навыков  в физических упражнениях [8, с. 73].

Чтобы достичь больших  успехов в обучении и в овладении  учащимися учебным материалом, необходима также и самостоятельная работа учащихся. Одним из видов самостоятельной  работы учащихся является выполнение домашних заданий.

Домашнее задание - это  составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися  по заданию учителя самостоятельной  учебной и практической работы после  классных заданий. Эта работа тесно  связана с классными занятиями, дополняет их, способствует более  прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков. Особое значение имеют в этом отношении задания  творческого характера, требующие  видоизменения материала и комбинировании его по-новому, а также задания  по применению теоретических знаний на производстве, в мастерских и пришкольном участке. Наряду с общими, для всех учащихся, домашние задания практикуются индивидуальные, направленные на преодоление отставания в чем-либо, формирование каких-либо умений и навыков или развитие устойчивых склонностей отдельных учащихся.

Самостоятельная учебная  работа учащихся - это деятельность учащихся в процессе обучения, выполняется  по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного  участия. Большинство самостоятельных  работ непосредственно связано  с требованиями учебной программы. Учитель является организатором  и руководителем самостоятельной  учебной работы. Он учит рациональным приемам самостоятельного учебного труда, разрабатывает продуманную  систему заданий.

С помощью домашних заданий  решаются следующие учебно-воспитательные задачи:

1) повышение двигательной  активности детей; 

2)укрепление основных  мышечных групп; 

3) формирование правильной  осанки;

4) подготовка к выполнению  учебных нормативов и требований  программы [18, с. 48].

Домашние задания должны являться логическим продолжением учебной  работы. Содержание их состоит из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств и в отдельных случаях  повторение простейших элементов техники  движения. Запрещается давать задания  по теоретическим сведениям, а также  по выполнению сложных упражнений, требующих специальных условий  и страховки.

При заданиях на дом учителю  необходимо тщательно ориентировать  учеников на обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий  для их выполнения, обращать особое внимание на обеспечение ими безопасности во время упражнений, имея в виду подготовленность места - отсутствие лишних предметов, выступов и т. д.

Важно также, чтобы учитель  наглядно показывал задаваемые упражнения, уточнял строгую нагрузку, соответствующую  состоянию здоровья, физического  развития и физической подготовленности учащихся.

Количество упражнений, задаваемых на дом, должно быть таким, чтобы их выполнение не превышало 15-20 мин. Чтобы  польза от домашних заданий была более  результативной, учителю необходимо добиваться не только их систематичности, но и постоянного контроля [16, с. 67].

Такой контроль осуществляется, прежде всего, на уроках. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, сдвигов количественных показателей, а также в выполнении степени повышения уровня физической подготовленности данного ученика (показатели контроля).

Определенный вклад во внедрение домашних заданий и  в контроль за их выполнением могут  внести и родители. Для этого учителю  следует постоянно использовать контакты с родителями, нацеливать их на настоящую необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения за выполнением  детьми заданных упражнений.

Формами домашнего задания  могут быть:

А) Физкультминутка дома

Физкультминутка форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашних заданий [1 , с. 38]. «Сигналом» к  ней служит ослабление внимания у  ребенка. Обычно это происходит через 30-35 мин умственной работы.

Физкультминутка способствует лучшему кровообращению, особенно в  мышечных тканях, активизирует работу сердца и легких, что в свою очередь  помогает насыщению крови кислородом, так необходимым головному мозгу, ускоряет и повышает выделение продуктов  обмена из организма.

Если ребенок долго  писал, то ему необходимо провести упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разведения пальцев рук, потряхивание костями. При долгом сидении  нарушается кровообращение, происходит застой крови в нижних конечностях, поэтому необходимо включить упражнения для ног: приседание, махи ногами, подскоки и др.

Перед выполнением упражнений надо проветрить комнату, ослабить пояс, расстегнуть воротник. Во время физкультминутки  ребенок, стоя у стола и в середине комнаты, выполняет 3-4 упражнения, повторяя их по 4-8 раз.

Б) Индивидуальные задания  по физкультуре

Утренняя гимнастика, физкультминутка  дома и тем более домашние задания  по физической культуре выполняют далеко не всеми учениками младших классов. Большинство учителей дают ученикам начальных классов индивидуальные задания по физической культуре, но родители не всегда контролируют выполнение, и ученики, начав заниматься, часто перестают делать заданные на дом упражнения. В то же время они крайне желательны для всех учащихся, но особенно необходимо для детей с отклонениями в здоровье систематическое проведение дома специальных физических упражнений,

Домашние задания должны быть строго индивидуальны, с дифференцированным подходом к детям. Для здоровых детей  в домашние задания следует включать прыжки через скакалку, упражнения с мячами, метание и др. [3, с. 61].

Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного  повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под  наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в  школе.

В) Карточки - задания для  самостоятельной работы учащихся

Карточки-задания можно  применять для самостоятельных  занятий только в тех случаях, когда упражнения не сложны для учеников и знакомы им. В некоторых случаях  на карточках-заданиях могут быть только рисунки или только текст. На карточку может быть помещен комплекс упражнений или отдельные виды упражнений.

Карточки заготавливают  в таком количестве, чтобы обеспечить самостоятельные занятия каждого  ученика. Карточки-задания можно  использовать не только на уроках, но и  во внеурочное время - на занятиях кружка по физической культуре, при подготовке упражнений к утреннику или физкультурному празднику, для разучивания индивидуальных занятий и т.п.

Разнообразная самостоятельная  двигательная деятельность детей заключается  в том, что они по своему желанию  и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием  для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т. д.) самостоятельная двигательная активность существенно расширяет двигательный опыт детей [10, с. 68].

2..5 Общие положения и методические рекомендации для занимающихся самостоятельно

Итак, молодой друг, ты решил  серьезно заняться своим физическим совершенствованием. И не только потому, что ребята из твоей группы обгоняют тебя в беге, больше подтягиваются, дальше прыгают, но еще и потому, что ты заметил дефекты в своей  фигуре. Опущенные плечи, слегка провисает живот. И это в 16 лет! А что будет к 30 годам? Верно! Будет большой живот, закрепленная сутулость, а там и проблемы с сердцем.

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 12.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник.docx

— 13.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Эффективность применения домашнего задания на уроках физической культуры в школе