Эффективность применения домашнего задания на уроках физической культуры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: обоснование видов домашнего задания как средство физического развития учащихся школьного возраста.
Объект: физическое развитие учащихся школьного возраста.
Предмет: домашнее задание по физической культуре, как средство физического развития учащихся школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…..
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, КАК
СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕСКОГО РАЗВИТИЯ…….
2.1 Психолого-педагогическая характеристика школьного возраста………….
2.2 Физическое развитие…………………………………………………………….
2.3 Физические качества……………………………………………………………..
2.4 Задания на дом…………………………………………………………………….
2.5 Общие положения и методические рекомендации для занимающихся
Самостоятельно……………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Методы исследования………………………………………………………………
3.2 Организация и результаты собственного исследования…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………

Файлы: 3 файла

Курсовая работа.docx

— 51.03 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Очень актуальной является и задача значительного повышения  качества уроков физической культуры, без успешного решения которой  невозможно представить себе иных возможностей дальнейшего совершенствования  всей общешкольной системы физического  воспитания.

Важным положением, определяющим мастерство и результаты работы современного учителя физкультуры, является способность  действовать, прочно опираясь на положения  дидактики, достижения психолого-педагогической и спортивной науки, теории воспитания. Эта работа должна вестись обязательно  с учетом конкретных условий, индивидуальных возможностей учеников и самих учителей, а также местных климатических, географических, историко-этнических, национальных особенностей и традиций.

Эта задача очень - актуальна, т. к. на данном этапе она должна способствовать рациональной ориентации учителя на становление и формирование у  школьников устойчивого интереса к  физической культуре, как на уроке, так и во внеурочное время.

Среди других актуальных задач, требующих дальнейшего, в том  числе и научно-методического, совершенствования, особую важность приобретает формирование у школьников навыков и умений самостоятельно заниматься физическими  упражнениями.

Здоровье молодого поколения - богатство страны. В связи с  этим физическая культура и спорт  в ближайшие годы должны получить среди школьников поистине громадный  размах, служить живительным источником бодрости и здоровья.

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: обоснование видов  домашнего задания как средство физического развития учащихся  школьного возраста.

Объект: физическое развитие учащихся  школьного возраста.

Предмет: домашнее задание  по физической культуре, как средство физического развития учащихся  школьного возраста.

Задачи:

Дать характеристику процесса физического развития учащихся  школьного возраста;

Выявить динамику изменения  физического развития учащихся школьного  возраста средством домашнего задания;

Описать домашнее задание, как  средство физического развития.

Гипотеза: предположим, что  выполнение домашнего задания по физической культуре повысит уровень  физического развития учащихся  школьного возраста (на примере физических качеств).

Со вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается  новая эпоха. Чем различаются  для него эти две эпохи? Л.С. Выготский  говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с  детской непосредственностью [5, с. 34]. Как бы развивая эту мысль, другой, уже американский психолог, Р.Берн предупреждает, что, попадая в школьное детство, ребенок.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Психолого-педагогическая характеристика школьного возраста

попадает в менее снисходительный, а значит, более требовательный и  жесткий мир! Ребенку уже самому нужно разбираться в своих  отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться  с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые  открывается принципиально новый  вид деятельности - учебная деятельность.

Несовпадение в темпах роста костей и мышечной ткани - первые развиваются интенсивно, а вторые медленнее, опережающее развитие крупных  мышц в сравнении с мелкими - все  это является причиной плохой координации  движений, быстрой утомляемости, нарушения  осанки младших школьников. Это истощает силы ребенка, приводит к ослаблению нервной системы, росту утомляемости, беспокойства и, в конечном счете, снижает  его возможности в опоре на ранее приобретенные психологические  образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и  врачей за ход адаптации ребенка  к школе.

Но вот ребенок перешагнул порог школы и действительно  столкнулся с менее снисходительными условиями жизни. И от того, как  он к этим условиям приспособится, зависит  очень многое. Поэтому так важно  иметь представление об этом периоде, т.к. неблагоприятное его протекание для многих детей и их родителей  становится началом разочарований, причиной конфликтных ситуаций и, наконец, походов к врачу.

2.2 Физическое развитие

Физическое развитие - это  процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных  свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей [10, с. 12].

Физическое развитие характеризуется  изменениями трех групп показателей.

Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые  характеризуют, прежде всего, биологические  формы, или морфологию, человека.

Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические системы  организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и  центральной нервной систем, органов  пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Характер физического  развития как процесс изменения  указанных показателей в течение  жизни зависит от многих причин и  определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием  возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они  учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в  известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться  как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому  совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься  во внимание при прогнозировании  возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс  физического развития человека с  целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные  возрастные периоды: в период становления  и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма  и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни  человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и  материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический  закон упражняемости и закон  единства форм и функций организма  в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств  и методов физического воспитания в каждом конкретном случае [9, с. 45].

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно  рассчитывать на необходимые адаптационные  перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическая активность - это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении, в физических нагрузках и преодолении  всевозможных препятствий. Физическая активность в детские годы выступает  как предпосылка психического развития ребенка [17, с. 98].

Тонус ребенка, его потребность  в неутомимом движении, его ловкость есть показатели здоровья и потенциальных  возможностей развития его психики. Здоровый ребенок стремится к  движению, его радуют физические нагрузки. В то же время он любопытен и  любознателен. Он жаждет знаний об окружающем его мире. Физическая и психическая  активность ребенка находятся в  тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребенок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется.

Психическая активность - это  потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: предметного мира природы, человеческих отношений. К психической активности, кроме того, относится потребность  ребенка в познании самого себя. Все виды психической активности осуществляются через рефлексию - форму  умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей  и своих собственных усилий.

2.3 Физические качества

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято  называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость[4, с. 13].

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины  «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает  активное и направленное воздействие  на рост показателей физического  качества.

В современной литературе используют термины «физические  качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как  индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные  способности, общую и специфическую  выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует  понимать процесс развития соответствующих  силовых или скоростных способностей.

У того или иного человека двигательные способности развиты  по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических  задатков:

анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень  функциональной зрелости ее отдельных  областей и др.);

физиологические (особенности  сердечнососудистой и дыхательной  систем - максимальное потребление  кислорода, показатели периферического  кровообращения и др.);

биологические (особенности  биологического окисления, эндокринной  регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

телесные (длина тела и  конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также психодинамические  задатки (свойства психодинамических  процессов, темперамент, характер, особенности  регуляции и саморегуляции психических  состояний и др.). О способностях человека судят не только по его  достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти  умения и навыки. Способности проявляются  и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат  совместных действий наследственных и  средовых факторов. Практические пределы  развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя  соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы  реакции на внешние нагрузки.

На современном этапе  развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость[3, с.43].

А) Быстрота

Эти физические качества имеют  свои психологические характеристики: быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в  минимальный для данных условий  отрезок времени.

С точки зрения психологии быстрота - это способность управлять  временными признаками движения, отражение  в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых  дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве  спортивных игр. Залог быстроты находится  в зависимости от трех основных компонентов.

Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене  возбуждения и торможения и соответствующей  регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты  движений с оптимальным приложением  силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 12.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульник.docx

— 13.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Эффективность применения домашнего задания на уроках физической культуры в школе