Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.

Файлы: 1 файл

гимнастика .doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Военно-прикладная гимнастика по своей направленности сходна с профессионально-прикладной, но ее средства используются с контингентом допризывников и служат основой физической подготовки военнослужащих различных родов войск.

Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью физической подготовки в различных видах спорта и включает в себя разнообразные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости. Для совершенствования физических качеств, способствующих повышению спортивных достижений, применяют упражнения, сходные с двигательными действиями в конкретном виде спорта.

Ритмическая гимнастика (аэробика), войдя  в сферу массовой физической культуры, вот уже несколько десятилетий  прочно удерживается в ней. Особенно популярна она в молодежной женской  аудитории, которая составляет примерно половину студенческого контингента. Возможности ее как средства физического воспитания трудно переоценить, однако особой популярностью среди преподавателей физического воспитания в вузах она не пользуется, несмотря на многие преимущества.

Наиболее оправдано использование ритмической гимнастики  
в качестве разминки, а также как средства развития общей и специальной силовой выносливости. При любой направленности комплекса параллельно тренируются координационные способности  
и гибкость. Разнообразие средств ритмической гимнастики позволяет подобрать соответствующие варианты комплексов для студентов с различным состоянием функциональных систем организма, разными уровнями подготовки.

Так, можно избежать ударной нагрузки, например, для студентов со слабым опорно-двигательным аппаратом, избыточным весом или высокой степенью миопии, включив в занятия низкоударную аэробику или степ-аэробику, в которой не используются прыжковые упражнения. Интенсивность здесь наращивается за счет амплитуды, значительных перемещений, увеличением темпа музыки, а при достаточном уровне общей физической подготовки и отсутствии противопоказаний – за счет отягощений (не больше 0,5 кг на каждую руку) или сопротивлений (резиновый жгут). Напротив, для здоровых и подготовленных студентов тренировочный эффект увеличивается из-за включения высокоударных упражнений, комплексов со скакалкой и др.

Структура классического  комплекса аэробики. Классический комплекс аэробики состоит из пяти частей. Первая часть - разминка. Ее длительность 5-10 мин. В нее включаются упражнения с малой  
и средней амплитудой, выполняемые в медленном и среднем темпе. Начинается разминка с упражнений на изолированные группы мышц, например: наклоны головы, круговые движения плечами, предплечьями, сгибание и разгибание туловища. Затем включаются упражнения, охватывающие одновременно множество мышечных групп, например: приставные шаги с движением рук, потягивание вперед, в стороны, небольшие выпады с наклоном туловища и движением рук.  
В конце разминки выполняются упражнения на гибкость.

Вторая часть - аэробная серия. Ее задача - развитие выносливости, тренировка сердечно-сосудистой системы. Упражнения здесь выполняются с большой амплитудой, без пауз. Темп музыки - от 130 до 160 ритмических акцентов в минуту. Аэробная серия занимает 20-30 мин и состоит из трех частей. Первая часть – аэробная разминка. В нее уже может быть включен легкий бег, чередующийся, например, с приставными шагами, подниманием ног, согнутых в коленях. Все упражнения сопровождаются движениями рук. Вторая часть - аэробный пик. Здесь используются бег с энергичными движениями рук, выпады с широкими движениями рук, поднимания рук с подскоками, махи ногами, махи с продвижением. Третья часть - аэробная заминка. Амплитуда движений уменьшается, ограничиваются передвижения, замедляется темп, снижается интенсивность. Выполняется несколько дыхательных упражнений.

Третья часть классического  комплекса аэробики, следующая за аэробной серией и ставящая своей  задачей снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС), - заминка. Ее длительность от 5 до  
10 минут. Музыкальный темп - меньше 100 ритмических акцентов  
в минуту. В заминке выполняются широкие ритмичные движения низкой интенсивности, ходьба, полуприседы.

Четвертая часть комплекса. Задачей  этой части является развитие силы различных мышечных групп и силовой выносливости. Длительность 15-20 мин. Темп - 120 ритмических акцентов в минуту. Сюда включаются упражнения на развитие силы мышц брюшного пресса, спины, конечностей, различные виды отжиманий, поднимание ног вперед, в стороны, назад из разных положений.

Пятая часть комплекса - заключительная заминка, направленная на снижение пульса, восстановление работоспособности.  
Длительность - 5-10 мин. Темп очень медленный. В эту часть включаются упражнения на развитие гибкости и на расслабление.

Приведенная структура комплекса  аэробики не может быть незыблемой. В зависимости от задач тренировки могут удлиняться или укорачиваться различные его части. В некоторых случаях исключаются те или иные виды упражнений (например, бег, прыжки и др.) и даже часть. При необходимости некоторые части комплекса могут использоваться отдельно. Используя знания, опыт и фантазию, можно решить средствами ритмической гимнастики огромное количество задач физвоспитания, сделать занятия эмоциональными, эффективными и разнообразными.

Использование средств ритмической  гимнастики для развития общей выносливости. Как нагрузка, выполняемая в длительном аэробном и смешанном режимах, до утомления и с его преодолением, аэробика, несомненно, способствует развитию общей выносливости. При высоком эмоциональном уровне, легче преодолевается утомление. Направленность внимания на внешнюю форму движения не оставляет места для мыслей о его физической тяжести.

Оптимальным для развития общей выносливости является интервальный метод. При этом в основной части комплекса происходит циклическая смена аэробного и анаэробного режимов работы. Весь комплекс должен занимать не менее 60 мин. При этом нагрузка в основной части наращивается постепенно, от первой к восьмой неделе занятий.

Музыка и упражнения должны быть разнообразными настолько, чтобы не вызвать привыкания и не допустить эмоционального спада, поддерживать высокую концентрацию внимания. Дозировка каждого упражнения определяется с учетом необходимости проработать в комплексе все основные мышечные группы и сохранить заданную интенсивность нагрузки. Упражнения при всей физической тяжести сохраняют привлекательность, особенно в танцевальных комплексах, а сердечно-сосудистая система совершенствуется не менее эффективно, чем при любой циклической нагрузке.

Гимнастика  как раздел учебного предмета

 

В программе по физическому воспитанию гимнастике отводится значительное место. Студенты должны получить теоретические сведения по гимнастике, овладеть техникой ряда прикладных  
и спортивных гимнастических упражнений, направленных на развитие физических, волевых и других психических качеств.

Содержание практического раздела  составляет основная и гигиеническая гимнастика, а также профессионально-прикладная  
и производственная гимнастика. Секционные занятия проводятся: для юношей – по атлетической гимнастике; для девушек – по ритмической гимнастике и аэробике.

Зачетные требования. Успеваемость по гимнастике оценивается по степени освоения учебного материала и результатам выполнения установленных программой требований и нормативов. К сдаче норм допускаются студенты, прошедшие подготовку и овладевшие техникой упражнений.

Знания и  инструкторские навыки:

  • знать меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой, овладеть способами оказания физической помощи и страховки при выполнении упражнений;
  • уметь составлять и проводить комплекс упражнений гигиенической или производственной гимнастики в соответствии с требованиями комплекса ГТО;
  • иметь знания и навыки в объеме требований, предъявляемых к общественному инструктору гигиенической и производственной гимнастики или судье по спорту.

Зачетные упражнения:

Для юношей:

выполнить подтягивание на перекладине  и подъем переворотом, лазание по канату;

выполнить акробатические упражнения (кувырок с прыжка; кувырок назад стойка на лопатках, на голове; переворот в сторону);

выполнить упражнения на брусьях, перекладине (в объеме программы);

выполнить прыжки ноги врозь, согнув ноги через козла в ширину, в длину и через коня в длину;

выполнить требования по преодолению  полосы препятствий.

Для девушек:

выполнить сгибание и разгибание рук  в упоре лежа на гимнастической скамейке, лазание по канату;

выполнить акробатические упражнения (кувырки вперед, мост и поворот  в упор присев, стойку на лопатках, вставание  с моста, кувырок назад и поворот в сторону);

выполнить упражнения на гимнастическом бревне и брусьях разной высоты (в  объеме программы);

выполнить прыжки согнув ноги через коня с ручками, ноги врозь и согнув ноги через  козла в ширину;

выполнить комбинации упражнений художественной гимнастики без предмета и с предметами. Зачетные упражнения на 32 счета  
со скакалкой, мячом, обручем, лентой составляются преподавателями или самими учащимися по заданию преподавателя и выполняются под музыкальное сопровождение всей учебной группой.

 


Информация о работе Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности