Виды рынков и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является усвоение механизма деятельности и функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить следующие понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».
2) Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3) Определить критерии классификации видов рынков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4
1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4
1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6
2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8
2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8
2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10
2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………............................................................…............16

Файлы: 1 файл

Реферат - Виды рынков и их характеристики.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО “Омский государственный  университет им. Ф.М. Достоевского”

Факультет международного бизнеса

Кафедра международных  экономических отношений

Дисциплина: Основы экономической теории

 

 

 

 

Допущен к защите                                             Защищен                                       ____”_________2009 г.                                           “____”_________2009 г.     _____________________                                  _____________________           

(подпись научного  руководителя)                                                           (подпись научного руководителя)

 

 

 

реферат

 

На тему: Модели рынка и их характеристика


 

 

 

 

 

 

                                Выполнила студентка БР-904 гр.

Калинникова Алина  Александровна_______________

                                                      ( фамилия, имя, отчество)

                                     

 

 

                                                                            

                                                   Научный руководитель

              Канд. экономич. наук, доцент Боуш Г.Д.___ ______

                                                                                                                  (уч.степень,должность,фамилия,инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4

   1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4

   1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6

2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8

   2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8

   2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10

   2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………............................................................…............16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих  чертах известно любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки. В тоже время  понятие рынка многопланово и  разнообразно.

Актуальность изучения выбранной темы заключается в том, что происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе. Таким образом, актуальность темы состоит в том, что каждый человек должен понимать и разбираться в том как функционирует современная рыночная система. Все это приводит к необходимости изучения моделей рынка и их характеристик.

Целью настоящей работы является усвоение механизма деятельности и функций рынка.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Определить следующие понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».

2) Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

3) Определить критерии классификации видов рынков.

4) Провести сравнительный анализ рынков совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, абсолютной монополии по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.

Объектом исследования являются рынок и его виды.

Предметом исследования является механизм деятельности различных видов рынка.

Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.

Вопросы функционирования различных видов рынка отражены в работах таких отечественных  авторов, как Райзберг Б.А. , Валовой Д.В., Джуха В.М., Панфилова Е.А., проф. Чепурин М.Н., проф. Киселёва Е.А., Нуреев Р.М., Л.Лозовский, Е.Стародубцева и многих других.

Основными источниками  написания данной работы послужили  такие книги как «Рыночная  экономика. Возникновение, эволюция и сущность» Валового Д.В., «Курс экономики» Райзберга Б.А., «Микроэкономика» Джуха В.М. и Панфиловой Е.А., «Курс экономической теории» под редакцией профессора Чепурина М.Н. и профессора Киселёвой Е.А., «Курс микроэкономики» Нуреева Р.М., работа А. Смита  «Исследование о природе и причинах богатства народов», статья «Что такое конкуренция?» Радаева В.В., Курс лекций экономической теории Титкова А., а также материалы словаря маркетинговых терминов, современного экономического словаря, федерального образовательного портала.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКНОМИКИ

 

Целью данной главы является всестороннее рассмотрение и анализ,  посредством противопоставления, различных точек зрения специалистов из экономических и других смежных отраслей относительно понятий рынок и модель рынка, их эффективность и взаимодействие, определение их места в системе экономических категорий.

Для того чтобы разобраться  в сущности и роли рынка, функций рынка, необходимо, во-первых, проанализировать, как различные экономисты трактуют понятие рынка, во-вторых, исследовать объяснения причин возникновения и существования рынка и его функций. Также необходимо изучить современные классификации функций рынка. Перечисленные задачи будут решены в данной главе реферата.

    1. Понятие и сущность рынка

 

Задачей данного параграфа  является как можно шире изложить понятие «рынок».

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

Чтобы сложилось полноценное  представление о понятии рынка необходимо проанализировать определения предоставленные авторами разных сфер экономической деятельности. В ходе анализа выявить основные признаки и особенности. Рынок –  категория историческая, формирующаяся вместе с развитием товарного производства. Его рассматривают как: место продаж; совокупность покупателей и продавцов с определенными целями; форма товарного и денежного обращения.

 Не существует одного  общепринятого определения рынка,  поэтому достаточно трудно охарактеризовать  его однозначно. Для получения более полного представления о термине рынок необходимо рассмотреть его значения как можно с большего количества сторон, поскольку для успешного экономиста неоценимо важно понимать всю суть данного термина.

А. Смит1 утверждает, что возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями.

Валовой Д.В.2 определяет понятие рыночной экономики как систему экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Современный экономический  словарь3 трактует понятие рыночной экономики как экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Райзберг Б.А.4 понимает рыночную экономику как экономику не приказов, а договоров, соглашений.

Можно сделать вывод, что рыночная экономика стремится удовлетворить растущие потребности при ограниченных возможностях наиболее корректным, оптимальным, эффективным способом.

В рыночной экономике  благодаря многообразию форм собственности  и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. Рыночная система порождает конкуренцию сама, поэтому следует сделать вывод о том, что принцип конкуретности является имманентным такой экономической системе. Но при этом в рыночной экономике присутствуют так называемые рыночные монополии.

Валовой Д.В.5 считает, что рынок - одно из достижений человеческой цивилизации. Рынок возник более 6 тыс. лет назад и прошел длительный путь развития - от простейших форм до более сложных. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

В энциклопедии «Википедия»6 понятие «рынок» трактуется как совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

В современном экономическом словаре7 рынок понимается как экономическая система, основанная на обмене товарами между независимыми продавцами и покупателями.

Нуреев Р.М. 8 понимает рынок как институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Чепурин М.Н. писал: « категория «рынок» в экономической теории имеет широкое и узкое значение. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому связывается с рыночной экономикой. Рынок – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена"9.

         Нуреев Р. М. дает узкое понятие рынка как института, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок"10.

На заре цивилизации, с первого общественного разделения труда - отделения пастушеских племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В период разложения первобытнообщинного строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму товарного обмена. Возникают и развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно развивающийся процесс. Всякое его углубление приводит к возникновению новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается обмен результатами хозяйственной деятельности.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются разделение труда и специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную(автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую(прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку.

Важной причиной возникновения  рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Информация о работе Виды рынков и характеристики