Характеристика видов рынка, законы рынка . Сущность теории предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Рынок - это объективное явление экономики,
известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А
происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому
практически нечего терять.

Файлы: 1 файл

характеристики видов рынка.docx

— 72.40 Кб (Скачать файл)

   Институт Экономики и Культуры

Факультет «Менеджмент предприятия »

 

 

 

 

Реферат на тему: « Характеристика видов рынка, законы рынка . Сущность теории предельной полезности»                                                       Дисциплина : Экономическая теория

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила: Иванова С.А.

                                                                    Студентка ИЭиК

                                                                    Группа МФ-09-Д

 

                                     

 

 

 

 

                                       Москва 2013

                                        Введение. 
 
Рынок - это объективное явление экономики,  
известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А 
происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому 
практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать 
исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не 
удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все 
стороны столь сложного явления, как рынок.  
 
В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло 
вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: 
«редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в 
разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе 
и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является 
следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности 
производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и 
производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении 
с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и 
способностей может что-либо эффективно производить только в одной 
какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами 
наименований потребительских благ.  
 
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность 
покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рынок 
- это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей 
спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А 
совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то 
есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и 
покупаются, представляет рыночную структуру. Итак, рассмотрим, какие же 
виды рынков составляют рыночную структуру.  
 
Существуют множество видов рынков, главные из которых можно 
сгруппировать по следующим трем признакам. 
 
Основные виды рынков 
 
с точки зрения соответствия действующему законодательству 
по экономическому назначению объектов рыночных отношений  
по пространственному признаку 
-легальный рынок 
- теневой рынок  
- потребительский рынок 
- рынок капиталов 
- рынок рабочей силы 
-рынок информации 
-финансовый рынок 
- валютный рынок и др. 
- местный рынок 
- национальный рынок 
- международный региональный рынок  
- мировой рынок 
 
Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие 
элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, 
кормов, газа и т. Д.; рынок информации - рынки научно-технических 
разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных 
бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов. 
 
Возникшие еще в эпоху классического капитализма различные виды рынков, 
торговавших своими особыми товарами, ныне полностью развились в 
целостную рыночную систему, которая складывается из рынков 
потребительских (продовольственных и промышленных) товаров, услуг, 
средств производства, рабочей силы, научных разработок, инвестиций, 
рынка ценных бумаг, денег и валюты, рынка инноваций, рынка 
духовного(интеллектуального продукта). 
 
Рассмотрим эти основные виды рынков. 
 
2.Основные виды рынков. 
 
2.1.Рынок потребительских товаров. 
 
На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем 
наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира 
или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется 
несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее 
качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий 
ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В 
процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к 
насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного 
комплекса встали "на рельсы" конверсии, правительство Российской 
Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает "вливания" в 
промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка 
потребительских товаров. 
 
 
 
2.2.Рынок средств производства. 
 
Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты, 
непосредственно участвующие в общественном процессе изготовления 
продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по 
масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух 
взаимодействующих частей. 
 
Во-первых, на рынке средств производства обращаются орудия труда в виде 
производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, 
приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда 
в виде сырья, материалов, энергии полуфабрикатов, из которых или с 
использованием которых посредством орудий труда выпускается 
промежуточный или конечный продукт производства. В рыночной экономике 
оба этих определяющих фактора производства становятся непосредственным 
объектом рыночных отношений. Особым образом стоит вопрос о рынке земли и 
природных ресурсов как средств производства. 
 
В советской социалистической экономике средства производства оказались, 
по существу, исключенными из сферы рыночных отношений, поскольку их 
плановое распределение, фондирование, лимитирование практически заменяло 
рынок. Крайне ограниченный характер носила даже государственная оптовая 
торговля средствами производства. А продавать их в частное владение 
вообще не полагалось. 
 
В процессе развития хозрасчетных отношений между предприятиями и 
перехода на договорные поставки возникли первые ростки рынка средств 
производства. Однако с учетом того, что договоры были реально вторичным 
продуктом спускаемых сверху планов производства и поставок и связанных с 
ними планов централизованного распределения, говорить о зрелости 
договорно-рыночных отношений в условиях хозяйственного расчета не 
приходится. 
 
Реальный импульс к становлению рынка средств производства должен был 
дать переход к оптовой торговле ими, который был громогласно 
декларирован, но осуществлен в минимальной степени. 
 
Не сформировался рынок средств производства и в ценовом отношении. 
Большинство видов оборудования и аппаратуры, сырья, материалов, 
энергоносителей реализовывалось предприятиями, а точнее распределялось 
по государственным оптовым и в меньшей степени по договорным ценам. Так 
что и ценовой механизм был далек от рыночного, пока не началось движение 
к рыночным ценам. 
 
Еще сложнее обстояло дело с рынком земли и природных богатств, о 
котором до принятия закона о земле и землепользовании практически 
говорить и не приходилось. 
 
Так что рынок средств производства пришлось создавать, отправляясь 
почти с изначальных позиций. 
 
Переход к свободным или полусвободным ценам на средства производства 
знаменует важный этап на пути к рынку. В свою очередь, рынок средств 
производства приводит к изменению всей системы материально-технического 
снабжения, созданию на ее основе торговых и посреднических организаций. 
Процесс зарождения рыночных структур с торговлей средствами производства 
по свободным ценам ярко виден на примере массового возникновения 
товарных бирж. Их вполне можно назвать очагами рыночной экономики. 
 
2.3.Рынок капитала и капитальных активов. 
 
Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка средств 
производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий 
и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования 
и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное 
обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического 
содержания. 
 
Как видно из простого перечисления, в современной экономике границы 
понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые 
объекты. Рынок факторов производства, специфика действующих здесь 
законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности 
капитальных активов. Их ценой выступает тот доход, который они способны 
принести в результате использования, производственного применения. 
 
Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает 
годовая процентная ставка, т. е. такая величина дохода, которая 
исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в 
процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер 
получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных 
активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в 
ссуду, ценные бумаги и т. д. Все формы капитала и капитальных активов 
достаточно разнообразны, их зачастую невозможно суммировать в 
натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной 
оценки и соизмерения, без которых невозможно принять обоснованные 
инвестиционные решения, осуществить расчет возможных доходов. 
 
Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого 
актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть 
просуммирована стоимость гидростанций и причалов, тракторов и 
компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики. В денежном 
измерении обозначен номинал облигаций, акций, любых других ценных бумаг. 
По существу, все экономические блага производственного назначения, 
будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального 
актива, обращающегося на рынке.  
 
 
 
2.4. Рынок инноваций. 
 
Во многих странах мира широко развит рынок научно-технических разработок 
(или рынок инноваций). Ведущие позиции на нем занимают мелкие и средние 
фирмы, которые первыми берут на себя риск освоения новейшей техники и 
технологии, внедряют НИОКР по заказам других гигантских компаний и 
государства. В США такие малые фирмы в среднем внедряют на доллар затрат 
в 17 раз больше нововведений по сравнению с крупными предприятиями. Они 
создают свыше 90% новых технологий. Перестройка организации научных 
исследований привела к тому, что за последние 100 лет время с момента 
естественнонаучного открытия до его практического использования во 
многих отраслях сократилось более чем в 10 раз. В результате сближения 
сроков радикальных перемен в естествознании и технике они приняли 
характер научно-технической революции (НТР). Научно-техническая 
революция - коренное качественное преобразование производительных сил на 
основе превращения науки в ведущий фактор производства. На современном 
этапе НТР приоритетное развитие получили современное станкостроение, 
электротехническая промышленность, микроэлектроника, вычислительная 
техника и приборостроение. НТР характеризуется быстрым ростом 
производства всех видов компьютеризированного оборудования и гибких 
систем. Важными направлениями дальнейшего развития НТР являются: 
совершенствование технологии производства и обработки новых материалов, 
биотехнология, где применяются достижения генной инженерии и клеточной 
технологии. 
 
В 70-х годах НТР стала перерастать в технологическую революцию. 
"Высокие технологии": обеспечивают резкий подъем эффективности 
производства, позволяет более полно использовать сырьевые ресурсы 
(безотходное производство), являются экологически чистыми. "Высокие 
технологии" широко используются в странах западной Европы, Японии, Южной 
Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге.  
 
В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно. В 
настоящий период необходимо оказывать государственную помощь в развитии 
фундаментальных и прикладных наук, экономически стимулировать их широкое 
освоение и применение. В самом сложном положении находится наукоемкое 
машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на 
выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х 
годов. 
 
2.5.Рынок духовного, интеллектуального продукта. 
 
Кроме инновационного продукта, есть множество других видов 
интеллектуальной продукции, результатов духовного творчества, способных 
попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало бы 
говорить о рынке информационного продукта как первичного мыслительной 
деятельности человека. Но под информацией принято понимать только 
сведения, сообщения, данные Духовный продукт гораздо более широк, он 
включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только 
в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, 
образцов. Все это интеллектуальная собственность. 
 
Для советской экономики рынок духовного интеллектуального продукта 
ограничивается, пожалуй выставками-продажами предметов изобразительного 
искусства да эстрадными выступлениями писателей, ученых, артистов с 
оплатой концертов, лекций по договорным ценам. В остальном рынок, 
свободная продажа заменены жестко регулируемыми «твердыми» гонорарами, 
ставками, ценами. Ряд видов интеллектуальной продукции вообще продавать 
не принято. Считается, что автор должен отдавать их обществу и отдельным 
лицам без получения вознаграждения, то есть попросту бесплатно. 
 
В рыночной экономике неизбежно расширение рынка духовного, 
интеллектуального продукта, хотя принципы его функционирования, область 
действия, приемы ценообразования, способы государственного регулирования 
надлежит еще разработать. 
 
2.6.Рынок труда. 
 
Рыночное хозяйство стало развиваться в полной мере тогда, когда возник 
наемный труд, люди получили возможность свободно распоряжаться своей 
рабочей силой. Раб не мог выступать на рынке в качестве продавца услуг 
своего труда, так как он юридически зависел от рабовладельца и сам 
выступал в качестве объекта купли-продажи. 
 
В XIX в. существовало экономическое принуждение к наемному труду. 
Превращение работника в предпринимателя практически было невозможно. В 
настоящее время положение обстоит иначе. У человека имеется свобода 
выбора – пойти работать по найму или стать предпринимателем. В сельском 
хозяйстве, сфере услуг, некоторых отраслях промышленности не надо иметь 
крупный капитал, чтобы основать новое дело. Однако люди предпочитают 
продавать свой труд на рынке вместо того, чтобы идти на риск, связанный 
с предпринимательской деятельностью. Так, американские психологи 
показали, что только 9% американцев обладают личными качествами, 
необходимыми для того, чтобы быть предпринимателями. Подавляющее 
большинство населения во всех странах является наемными работниками. 
 
Переход от командной экономики к рыночной, осуществляемый в России и 
других постсоциалистических странах, невозможен без создания 
полноценного рынка труда, который прежде здесь отсутствовал. Учитывая 
это, укажем, что предпосылками формирования такого рынка являются: 
 
-полный отказ от жестко централизованной системы оплаты труда наемников, 
 
 
-создание условий для свободного движения рабочей силы, которое 
невозможно без рынка жилья и отказа от всех административных способов 
прикрепления людей к определенному месту жительства (прописки),  
 
-создание четко организованной системы трудоустройства безработных, их 
переквалификации, выплаты пособий по безработице. 
 
Эти предпосылки создаются очень медленно. К тому же следует иметь в 
виду, что существует целый ряд психологических факторов, тормозящих 
создание рынка труда. Это привычка видеть в государстве патерналистский 
по отношению к своим гражданам орган, известный консерватизм 
значительной части населения к изменению своего социального и 
профессионального статуса, невосприимчивость к переобучению в зрелом 
возрасте, стереотип добродетельного гражданина как человека, чуть ли не 
пожизненно работающего на одном предприятии. К тому же люди не знают 
подлинной цены своего труда, не имея удовлетворительной информации о 
состоянии рынка труда. Изменение этих взглядов, конечно, потребует 
определенного времени. 
 
Рынок труда, как рынок любого товара, предполагает такие понятия, как 
спрос, предложение, равновесная цена, равновесный объем. 
 
Спрос на труд, как на любой фактор производства, является производным 
от спроса на товар или услугу, в производстве которых данный конкретный 
вид труда используется. Величина спроса на труд зависит, во-первых, от 
уровня цен на продукцию, производимую при его помощи; во-вторых, от 
производительности труда. Чем более производительным является данный вид 
труда, и чем выше цена его продукта, тем больше предъявляемый на этот 
вид труда спрос. 
 
Предложение рабочей силы на рынке труда формируется под воздействием, 
совокупности следующих условий:  
 
общая численность населения;  
 
численность активного трудоспособного населения; 
 
количество отработанного времени за год;  
 
качественные параметры труда, его квалификации, производительности, 
специализации.  
 
На рынке рабочей силы цена труда, т. е. заработная плата, 
устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по 
различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию 
профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся 
повышения его оплаты для занятой части работников. Заработная плата 
выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой 
экономике. В системе рыночных цен заработная плата является особо важной 
категорией еще и потому, что достигает примерно 3/4 национального дохода 
развитых стран. Регулирование многих процессов в экономике связано с 
движением заработной платы. 
 
2.7. Рынок жилой площади. 
 
Многие люди в нашей стране считают куплю-продажу жилья предосудительной 
и твердо уверены, что жилая площадь должна предоставляться человеку и 
семье бесплатно. В то время как с позиций рыночной психологии продажа и 
купля жилой площади вполне естественна. Она не только не противоречит 
рыночным принципам, но и вытекает из них. 
 
Сложившуюся же в прошлом ситуацию на советском «рынке» жилья никоим 
образом нельзя назвать ни логичной, ни нормальной, ни справедливой. Одна 
часть людей, находящаяся в орбите частного и кооперативного жилого 
сектора, вынуждена нести полностью все расходы, связанные с 
приобретением жилья. Другая же ничем не худшая часть наших людей 
получает жилую площадь бесплатно, да еще и расходы по ее содержанию 
несет частично. 
 
Отмеченное несоответствие воспринималось бы не так остро, если бы жилье 
приобретали за плату высокодоходные слои населения, а бесплатно или за 
меньшую плату – низкодоходные. Но как раз-то самую лучшую 
благоустроенную площадь получали бесплатно самые высокопоставленные лица 
и весьма высокодоходные семьи. Им нерыночная система, естественно, очень 
по душе. Впрочем, учуяв, куда ветер дует, эти ярые противники 
разгосударствления жилья и рынка тут же устремились в ее 
самоприватизацию по низким ценам. 
 
Первые попытки государственных органов ориентировать людей на выкуп 
предоставленной им государственной жилой площади и превращения ее в свою 
собственность успеха не имели. Люди рассуждали просто: ведь и так 
государственная жилая площадь, по сути, принадлежит квартиросъемщику и 
прописанным на ней или внесенным в ордер жильцам. Вот разве только 
продавать ее формально было нельзя. И некоторым приходилось изыскивать 
хитрые способы теневой продажи под видом обмена или прописки на свою 
площадь родственников. 
 
В условиях перехода к рынку надлежит усвоить, что жилая площадь 
представляет типичный объект рыночных отношений и подлежит купле-продаже 
по рыночным ценам наравне с другими товарами на других рынках. Право 
строительства и продажи жилья должно принадлежать на равных началах 
государственным, коллективным, кооперативным организациям и гражданам. 
Жилье представляет такую же собственность, как и иные виды имущества. И 
подлежит разгосударствлению и приватизации первоочередным и узаконенным 
образом. 
 
Не следует думать, что подобная система бесчеловечна и лишает беднейшие 
слои населения возможности улучшать свои жилищные условия, отдавая все 
предпочтение богатым. 
 
Кто мешает государству в условиях перехода к рынку жилья предлагать 
вводимое государственное жилье в первую очередь остро нуждающимся 
низкодоходным небогатым семьям, предоставляя им беспроцентную возвратную 
или даже безвозвратную ссуду? Почему бы предприятиям не оказывать 
материальную помощь из собственных фондов своим сотрудникам на 
приобретение жилья, но не всем, а только не имеющим достаточных средств? 
А ведь всего-то надо для этого при получении жилья на льготных условиях 
предоставлять декларацию о доходах и имуществе. И, как показали первые 
шаги, вполне возможна гуманная приватизация государственной жилой 
площади без видимого ущерба для большинства людей. 
 
В то же время рынок жилья намного упрощает обмен, переезд в другое место 
жительства, передачу жилой площади по наследству, улучшает отношение 
людей к жилому фонду, повышает заинтересованность всех слоев населения в 
жилищном строительстве, способствует реализации избытков жилой площади, 
устраняет многочисленные махинации с жильем, его скрытую продажу. 
 
Отметим, что введение рынка жилья постепенно приводит к уменьшению 
колоссального несоответствия между мизерной платой, вносимой за 
пользование государственной квартирой, и баснословно высокой платой, за 
которую снимают ту же квартиру лица, не имеющие жилой площади. 
 
2.8.Рынок инвестиций. 
 
Рынок инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве предмета 
купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность 
состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность - 
способность возрастать по стоимости и приносить прибыль. Инвестиция - 
это долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли 
хозяйства ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на 
закупку акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или 
государством. Реальные инвестиции - это вложения денег в 
производственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование), 
жилищное строительство, товарно-материальные запасы.  
 
В настоящий период общей нестабильной ситуации в экономике российские 
предприниматели и иностранные инвесторы не стремятся делать вложения в 
развитие России. Существующая инфляция - препятствие к инвестированию 
средств в промышленность с помощью рыночных механизмов, рыночными 
методами. Но она же благодаря этому важнейший фактор, обуславливающий 
необходимость бюджетных инвестиций и административных методов контроля 
над экономикой и административных структур, распоряжающихся ею.  
 
В условиях реализации антикризисной программы и перехода к рыночной 
экономике инвестиционная политика в России должна быть нацелена на 
улучшение соотношения между капиталовложениями в ресурсодобывающие, 
перерабатывающие и потребляющие отрасли; необходимо перераспределение 
инвестиций в пользу отраслей, обеспечивающих научно-технический 
прогресс, повышение доли вложений на развитие непроизводственной сферы, 
отраслей социальной инфраструктуры. В настоящее время крайне тяжелая 
ситуация с капиталовложениями: "основа инвестиционного кризиса - высокая 
инфляция, вследствие чего деньги идут не в производство, а в 
посредничество. Бюджетных вложений уже почти нет, фондового рынка еще 
нет - такова неизбежная комбинация переходного периода, негативные 
последствия которой для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции 
кредит стал не только дорогим, но и преимущественно краткосрочным", 
более того, "Федеральному Собранию и Правительству предстоит немало 
сделать для того, чтобы вложения в российскую экономику стали более 
привлекательными для иностранных фирм. При этом ясно, что последние 
будут воздерживаться от серьезных инвестиций до тех пор, пока не 
наступит стабилизация, пока в российскую экономику не начнут вкладывать 
капиталы отечественные предприниматели".  
 
2.9.Рынки денег, валюты и ценных бумаг. 
 
Как мы убедились выше, рынок инвестиционного капитала сам по себе 
представляет денежный рынок особой природы. Он связан с превращением 
денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические 
и социальные усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают 
денежные рынки в чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и 
покупаются за деньги. 
 
Действительно, валютные операции, то есть купля и продажа валюты за 
деньги стали монополией государства. Осуществление этих операций 
считалось уголовным преступлением. По правилам советской морали деньги 
можно давать друг другу в беспроцентный долг или просто безвозмездно, но 
торговать ими нельзя. Можно, конечно, класть в сбербанк на книжку, то 
есть продавать на время государству под определенный процент. Еще 
разрешалось покупать на деньги облигации. 
 
Современный же денежный рынок выходит далеко за пределы этих мелких 
форм, предоставляя широкую возможность свободной торговле всеми видами 
денежных знаков кому угодно и как угодно, в том числе по свободным 
рыночным ценам. Это вовсе не означает, что валютно-денежный рынок не 
регулируется государством и не связан никакими ограничениями. Нет, 
ограничительные условия, конечно, есть, но они не опутывают 
предпринимателя по рукам и ногам, а лишь сужают зону его свободного 
действия. 
 
Рынок денег в принципе может существовать даже при наличии в стране 
единственной денежной единицы. В этом случае он распространяет свое 
действие на кредитование, предоставление денежных средств взаймы, то 
есть на операции по возможному обмену «сегодняшних» денег на 
«завтрашние» деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде, 
скажем, золотого рубля или возникают республиканские валюты, то рыночные 
отношения обретают гораздо более широкие возможности в виде покупок и 
продаж одной валюты за другую. 
 
Рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и 
иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, 
обмена по определенному валютному курсу (мировому, государст-венному, 
плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. 
Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во 
многом зависят от конвертируемости валюты. 
 
Конечно, разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени 
условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а 
денежный – валютным. 
 
Однотипным с ними по природе, но все же и самостоятельным является рынок 
ценных бумаг. Последние представляют особый вид денежных или 
имущественных документов, которые либо обладают определенной, выраженной 
в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу 
имущественное право, которое в конечном счете может быть сведено к 
денежному выражению, К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся 
акции, облигации, чеки, аккредитивы, векселя, сертификаты, бонны. 
 
В советской экономике применялись в виде активных ценных бумаг облигации 
и в виде пассивных, не участвующих в обращении – аккредитивы и чеки. 
Однако рынок облигаций практически отсутствовал. Ведь все операции 
сводились к государственной продаже по твердым ценам и государственной 
же закупке облигаций.  
 
Переход к рынку ценных бумаг имеет в виду раскрепощение их обращения, 
возможность свободной покупки, продажи, перепродажи, обмена как на 
деньги, так и на другие ценные бумаги. На рынке ценных бумаг их курс 
становится мобильным, подвижным. Развитию рынка ценных бумаг 
способствуют коммерческие банки. 
 
Полноценная рыночная экономика содержит в качестве составной части рынок 
денег и ценных бумаг. Денежный рынок не просто обменный. Он призван 
обслуживать товарные рынки и рынок услуг, формировать в единстве 
товарно-денежные отношения на рыночной основе.  
 
План 
 
Введение-----------------------------1 
 
Основные виды рынков-----------------4 
 
2.1.Рынок потребительских товаров-------4 
 
2.2.Рынок средств производства----------4 
 
2.3.Рынок капитала и капитальных  
 
активов---------------------------------7 
 
2.4.Рынок инноваций---------------------
 
2.5.Рынок духовного, интеллектуального 
продукта-------------------------------10 
 
2.6.Рынок труда------------------------11 
 
2.7.Рынок жилой площади----------------14 
 
2.8.Рынок инвестиций-------------------16 
 
2.9.Рынки денег, валюты и ценных бумаг-18 
 
Список использованной литературы-------22 
 
Список использованной литературы. 
 
Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и 
Стенли Брю М.: Республика 1999  
 
Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998. 
 
Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: 
ИНФРА-М. 1999 
 
Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко, Минск, БГЭУ 1999  
 
Рыночная экономика, учебник, ТОО Редакция журнала «Деловая жизнь» 
Москва, 1998 
 
Основы Экономической теории, ГУ ВШЭ, Москва, Вита-пресс, 1999

Содержание  

 

Введение……………………………………………………………….3

1. Возникновение  маржинализма…………………………………….3

2. Методологические  принципы маржинализма…………………….5   

2.1 Статическое  равновесие…………………………………………6   

2.2 Отказ от  категории классов……………………………………..7

3. Австрийская  школа. Английский вариант  

 теории предельной  полезности……………………………………..8  

3.1 Теория предельной  полезности…………………………………9  

3.2 Теория предельно  полезности К. Менгера…………………….10   

3.3 Субъективная  и объективная стоимость Бем-Баверка………..12

Заключение…………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………16  

 

 

   

 Явная неспособность новой исторической школы с её крайним эмпиризмом и националистической ориентацией противопоставить марксизму общую теоретическую систему привела к появлению и распространению в 70-90-х годах 19 в. другого крупного направления вульгарной политэкономии – маржинализма. Его родоначальники – К.Менгер в Австрии, У.С.Джевонс в Великобритании, Л.Вальрас в Швейцарии и Франции – видели свою первоочерёдную задачу в создании концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем самым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины. Трудовой теории была противопоставлена теория полезности, согласно которой величина меновой стоимости выводится из интенсивности потребности. Не новая сама по себе (у её истоков стояли мыслители 18 в., как Э.Кондильяк и Ф.Галиани) теория полезности была усовершенствована с помощью предельного анализа (marginal analysis) , который и дал название новому направлению буржуазной политэкономии.  

 Предельный  анализ впоследствии применялся  при построении других ключевых маржиналистских теорий – издержек производства распределения, общего равновесия и т.д. Однако было бы неверно думать , что приверженность предельным величинам составляет суть маржинализма. Предельный анализ всего лишь инструмент исследования , который использовался многими экономистами до и после 70-х годов 19 в. и , следовательно , ничего не говорит о его существе.Если же рассматривать маржинализм в содержательном плане как особое течение буржуазной политэкономии , то необходимо прежде всего отметить главные методологические принципы , на которых покоятся основные теории К.Менгера, У.Джевонса , Л.Вальраса и их последователей – Е.Бем-Баверка , Ф.Визера , Дж. Б. Кларка , А.Маршалла , В.Парето и др.  

 

1.Возникновение  маржинализма. 

 

 

   Первым шагом маржиналистов на пути к собственной концепции стала резкая критика подхода новой исторической школы.В ходе ставшего знаменитым “спора о методе” , развернувшегося между двумя буржуазными течениями , маржиналисты заявляли о недопустимости сведения политэкономии и экономической истории, требовали изучения общих экономических закономерностей , независимых от национальной специфики , отстаивали плодотворность абстрактно-логического способа исследования и т.д.[1] Это дало повод буржуазным историкам экономической мысли объявить У.Джевонса и К.Менгера наследниками Рикардо, защитившими и возродившими его традиции [2].    Однако в действительности, несмотря на определённое сходство точек зрения буржуазного классика и маржиналистов, их взгляды не основополагающие методологические проблемы принципиально расходятся, что проявляется уже в трактовке характера политэкономии как науки и понимании её взаимоотношения с идеологией.  

 Одной из  наиболее характерных черт методологии  маржинализма является тезис  об идеологической нейтральности  анализа. С точки зрения его  сторонников, развитие политэкономии  классического периода тормозилось недостатком профессионализма. Экономической теорией занимались государственные деятели, журналисты, философы, вносившие в неё элементы политики, публицистики и морализирования. Она находилась в плену идеологогических доктрин и была подчинена решению мелких сиюминутных вопросов.  

 Превращение  политэкономии в подлинную науку,  считали маржиналисты, предполагает освобождение её от влияния идеологии и отделение от конкретно-экономических дисциплин, таких, как коммерческая статистика, фискальная теория и т.д. Например, Л.Вальрас во всей совокупности экономических дисциплин выделял прикладную, социальную и чистую теорию, полагая, что поле деятельности учёного как такового ограничивается лишь последней. Чистая теория политэкономии предназначена для выведения универсальных закономерностей, независимых от места и времени; её отличительная черта, по словам Вальраса, состоит также в «совершенном безразличии к выводам… которые она делает в поисках истины».[3]  

 Мнение Вальраса  разделяли его английские и  австрийские единомышленники. Чтобы подчеркнуть «не заинтересованность» своих исследований, маржиналисты отказались даже от самого термина «политическая экономия» в пользу более нейтрального «экономикс» (economics). Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл, которого поддержало большинство теоретиков Великобоитании и США.  

 Разумеется, заимствованный  из философии позитивизма тезис  об идеологической нейтральности  носил чисто декларативный характер. Политэкономия оставалась партийной  наукой, и маржинализм не оставлял  исключения. Его представители продолжали  апологию капитализма, причём  в наиболее приемлимых для правящего класса формах. Об этом свидетельствуют как конечные выводы маржинализма, так и другие пункты его методологии.  

 

2. Методологические  принципы маржинализма 

 

 

   С идеей “чистой теории”  непосредственно связан пересмотр  определения предмета исследования. Если политэкономия в отличие  от прикладных экономических  наук и экономической социологии  предназначена для изучении универсальных законов и независима от идеологии, рассуждали маржиналисты, то пред ней следует поставить такую общую проблему, которая не меняется с развтием общества и не затрагивает ничьих классовых интересов. В результате предметом политэкономии была провозглашена внеисторическая проблема рационального распределения ограниченных ресурсов. У. С. Джевонс так сформулировал своё понимание цели исследования: «Дано: определённое число людей с различными потребностями и производственными возможностями, владеющих землёй и другими источниками сырья; требуется определить: способ использования их труда, который максимизирует полезность продукта».[4]

Вопреки широко распространённому  среди современных буржуазных теоретиков взгляду на проявление маржиналистской  трактовки предмета исследования как  на большой успех, позволивший политэкономии  обрести, наконец, чёткие границы и  собственное содержание [5], оно на самом деле знаменовало собой регресс, выразившийся в отходе от позиций буржуазных классиков. Проблема рационального распределения ресурсов выражает отношение человека к вещи, но действительным предметом политэкономии выступают общественные экономические отношения, которые, как показал К. Маркс, на поверхности проявляются через отношения вещей или человека к вещи. Объявив рациональное распределение ресурсов предметом политэкономии, маржиналисты свели анализ к внешним формам проявления буржуазных отношений, что означало окончательный и откровенный отказ от взятого классической школой курса на изучение внутренней структуры капиталистического производства.  

 Появление  маржиналистского определения предмета  способствовало распространению  статического подхода к исследованию. Классическая школа не исследовала  процесс развития капиталистических  отношений. И в этом смысле  её система тоже была статичной.  Вместе с тем буржуазные классики  поставили ряд вопросов, касающихся  накопления и роста капитала, динамики капиталистического производства. В частности, Д. Рикардо пытался выяснить характер зависимости между распределением доходов и экономическим ростом. Однако маржиналистское определение предмета политэкономии закрыло путь к дальнейшему развитию столь важной темы: коль скоро проблема рационального распределения ограниченных ресурсов представляет собой отношение человека не просто к вещи, а к готовому продукту или дару природы, то не только общественные отношения, но и уровень производства предполагается изначально заданным. 

 

2.1 Статическое  равновесие 

 

 

   Сказанное не означает, что маржиналисты рассматривали народное хозяйство исключительно в застывшем состоянии. Например, Дж. Б. Кларк выделял динамику в качестве специального раздела политэкономии. Тем не менее он оставался в плену статического подхода. Дело в том, что динамика понималась им как механическое приложение статики, изучающее кратковременные состояния при переходе из одного равновесного положения в другое. Поэтому все фундаментальные теории маржинализма предполагают существование статического равновесия, при котором спрос равен предложению, ресурсы используются полностью, национальный доход максимален. В частности, без этих допущений не может обойтись и предложенная Дж. Б. Кларком теория распределения. По Кларку, каждый «экономический индивидуум» в качестве вознаграждения получает эквивалент предельного продукта своего фактора производства: капиталист – прибыль, рабочий – заработную плату. Тогда пропорции распределения определяются соотношением долей труда и капитала, используемых в производстве. Само же это соотношение носит оптимальный характер, т. е. устанавливается так, чтобы обеспечить максимизацию национального дохода при равенстве спроса и предложения и полном использовании ресурсов. Следовательно, маржиналистская теория распределения заранее предполагает наличие равновесия, поскольку в противном случае невозможно определить соотношение долей переменных факторов производства, а значит, и пропорции распределения национального дохода между трудом и капиталом [6]. 

 

2.2 Отказ  от категории классов 

 

 

   Предположение о заданности уровня производства означало также приверженность маржинализма примату обмена над производством. Поскольку продукт берётся уже в готовом виде, то основные экономические закономерности выводятся из анализа процесса обмена. В отличие от буржуазных классиков, которые шли от производства к обмену (например, в теории стоимости), что позволяло вскрывать сущность экономических отношений, маржиналисты, наоборот, категории производства объясняли сложившимися пропорциями обмена (например, в теории производительных благ), что обусловило поверхностный характер многих их построений.   

 Из примата  обмена логически вытекал отказ  от категории классов. Действительно,  если исследования начинаются  непосредственно с обмена, то  вопрос о том, откуда берутся  обмениваемые блага, – являются  ли даром природы, продуктом  собственного труда или результатом  эксплуатации, - снимается сам собой.  Стало быть, владельцев благ, в  том числе и факторов производства, вполне допустимо считать принципиально  однородными единицами и заменить  классовые отношения продавца  и покупателя или производителя  и потребителя, что по существу  то же самое. Иначе говоря, как  с иронией писал В. И. Ленин  об апологетическом смысле подобной  подмены, «политическая экономия  пусть занимается трюизмами и  схоластикой да бессмысленной  погоней за фактиками… а вопрос о «социальных неравенствах» пусть отойдёт в более безопасную область социолого-юридических рассуждений: там, в этой области, легче «отделаться» от этих неприятных вопросов» [7].  

Информация о работе Характеристика видов рынка, законы рынка . Сущность теории предельной полезности