Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Естественно - научные основы физической культуры - комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о строении функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система..............................................................................................4
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к
умственной и физической работоспособности.......................................................6 3. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической
тренировки..................................................................................................................9

Заключение ..............................................................................................................14

Список литературы.................................................................................................15

Файлы: 1 файл

контрольная работа Физра реферат в 1.0.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра дизайн интерьера

Филиал в г. Омске

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Физическая  культура»

Тема: «Физиологические механизмы и закономерности совершенствования

отдельных систем организма  под воздействием направленной физической

тренировки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:       

студ. гр. Ом – 112С ИД                      П. И. Снегирев

Проверил:           Ю.А. Подгорный

 

 

 

Омск 201

Содержание

 

Введение......................................................................................................................3                                                                                                                          

 

1. Организм как единая  саморазвивающаяся и саморегулирующаяся  биологическая система..............................................................................................4                                                                                                                                    

2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к

умственной и физической работоспособности.......................................................6                                                                                            3. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической

тренировки..................................................................................................................9 

   

Заключение ..............................................................................................................14                                                                                                                        

 

Список  литературы.................................................................................................15                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Медико-биологические и  педагогические науки имеют дело с человеком как  с существом не только биологическим, но и социальным. Социально-биологические основы физической культуры  —  это  принципы  взаимодействия  социальных  и биологических закономерностей в  процессе  овладения  человеком  ценностями физической культуры.

Естественно - научные  основы  физической  культуры  -  комплекс   медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о  строении функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям,   присущим   всем   живым   существам.    Однако    от представителей животного мира он отличается  не  только  строением,  но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды  в  процессе  развития  человечества  повлияли  на  биологические особенности организма современного человека и его окружение.  В  основе изучения  органов   и   меж функциональных   систем   человека   принцип целостности и единства  организма  с  внешней  природной  и  социальной средой.   Организм   —   слаженная    единая    саморегулирующаяся    и саморазвивающаяся биологическая  система,  функциональная  деятельность которой  обусловлена  взаимодействием   психических,   двигательных   и вегетативных реакций на воздействия окружающей  среды,  которые   могут быть  как  полезными,  так  и  пагубными  для  здоровья.  Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие  на  внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние  здоровья людей, их  работоспособность,  продолжительность  жизни  и  рождаемость (репродуктивность).   Без знании  о строении  человеческого тела,  о закономерностях функционирования отдельных органов и систем  организма, об особенностях  протекания  сложных  процессов  его  жизнедеятельности нельзя организовать  процесс  формирования  здорового  образа  жизни  и физической подготовки населения,  в  том  числе  и  учащейся  молодежи. Достижения медико-биологических  наук  лежат  в  основе  педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории  и  методики физического воспитания и спортивной тренировки.

1. Организм как  единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся  биологическая система

 

        Развитие  организма осуществляется во  все  периоды  его  жизни   —  с

момента  зачатия  и  до   ухода   из   жизни.   Это   развитие   называется

индивидуальным, или развитием  в онтогенезе. При этом различают  два периода: внутриутробный (от момента зачатия и  до  рождения)  и  вне утробный  (после рождения).

   Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные,  генетически обусловленные  черты  и   особенности,   которые   во   многом   определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

   Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длину и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в  период  от  10  до  13,  а  у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение  массы  тела  происходит  практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.

   Как правило, юношеский возраст (16—21 год) связан с периодом  созревания, когда  все  органы,  их  системы  и   аппараты   достигают   своей   морфо- функциональной  зрелости.  Зрелый  возраст  (22—60   лет)   характеризуется незначительными изменениями строения  тела,  а  функциональные  возможности этого достаточно продолжительного  периода  жизни  во  многом  определяются особенностями образа  жизни,  питания,  двигательной  активности.  Пожилому возрасту  (61—74  года)  и  старческому  (75  лет  и   более)   свойственны физиологические  процессы  перестройки:  снижение   активных   возможностей организма и его систем — иммунной,  нервной,  кровеносной  и  др.  Здоровый образ  жизни,  активная  двигательная   деятельность   в   процессе   жизни существенно замедляют процесс старения.

   В  основе  жизнедеятельности  организма  лежит  процесс   автоматического поддержания  жизненно  важных  факторов  на  необходимом   уровне,   всякое отклонение  от  которого  ведет  к  немедленной   мобилизации   механизмов, восстанавливающих  этот  уровень  (гомеостаз).  Гомеостаз  —   совокупность реакций,  обеспечивающих  поддержание   или   восстановление   относительно динамического постоянства  внутренней  среды  и  некоторых  физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ,  терморегуляции и др.).  Этот  процесс  обеспечивается  сложной  системой  координированных приспособительных механизмов, направленных на  устранение  или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так  и  из  внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава,  физико-химических  и биологических  свойств  внутренней  среды.  Постоянство  физико-химического состава   поддерживается   благодаря   самореализации    обмена    веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания- выделения  и  других  физиологических процессов.

   Организм — сложная биологическая система. Все его  органы  связаны  между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного  органа  приводит  к нарушению деятельности других.

   Огромное  количество  клеток   снабжаются   питательными   веществами   и необходимым количеством кислорода для того, чтобы  осуществлялись  жизненно необходимые  процессы  энергообразования,  выведения   продуктов   распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности  и  т.д.  Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим  свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и  другие системы организма.

 

2.  Средства  физической  культуры,   обеспечивающие   устойчивость   к

умственной и  физической работоспособности

 

Основное средство  физической  культуры  —  физические  упражнения.

Существует  физиологическая  классификация   упражнении,   в   которой   вся

многообразная  мышечная   деятельность   объединена   в   отдельные   группы

упражнении по физиологическим  признакам.

Устойчивость организма  к неблагоприятным факторам зависит  от  врожденных  и приобретенных свойств. Она  весьма  подвижна  и  поддается  тренировке  как средствами мышечных  нагрузок,  так  и  различными  внешними  воздействиями (температурными   колебаниями,   недостатком   или   избытком    кислорода, углекислого газа). Отмечено,  например,  что  физическая  тренировка  путем совершенствования  физиологических  механизмов  повышает   устойчивость   к перегреванию,  переохлаждению,  гипоксии,  действию  некоторых  токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

 У  людей,  которые   систематически  и   активно   занимаются   физическими упражнениями,   повышается   психическая,   умственная   и    эмоциональная устойчивость  при  выполнении   напряженной   умственной   или   физической деятельности.

   К числу основных физических (или  двигательных)  качеств,  обеспечивающих высокий  уровень  физической  работоспособности  человека,   относят   силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных  соотношениях  в зависимости от условий выполнения той или  иной  двигательной  деятельности, ее характера, специфики,  продолжительности,  мощности  и  интенсивности.  К названным  физическим  качествам  следует  добавить  гибкость  и   ловкость, которые  во  многом  определяют  успешность   выполнения   некоторых   видов физических упражнений. Многообразие и специфичность  воздействия  упражнений на  организм  человека  можно  понять,   ознакомившись   с   физиологической классификацией   физических   упражнений   (с   точки   зрения    спортивных

физиологов).   В   основу   ее   положены    определенные    физиологические

классификационные   признаки,   которые   присущи   всем   видам    мышечной

деятельности, входящим в  конкретную  группу.  Так,  по  характеру  мышечных сокращений работа мышц может носить статический или  динамический  характер.

Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения  тела или  его звеньев  характеризуется  как  статическая  работа   (статическое   усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела,  а усилия мышц при динамической работе связаны с  перемещениями  тела  или  его звеньев в пространстве.

   Значительная группа физических упражнений выполняется в строго  постоянных (стандартных)  условиях  как на  тренировках,  так и   на   соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в  определенной  последовательности.

В  рамках  определенной  стандартности  движений  и  условий  их  выполнения совершенствуется  выполнение  конкретных  движений   с   проявлением   силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.

Есть также большая  группа  физических  упражнений,  особенность  которых  в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся  ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства,  спортивные  игры).

Две большие группы физических упражнений, связанные  со  стандартностью  или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения  (движения) циклического характера  (ходьба,  бег,  плавание,  гребля,  передвижения  на коньках, лыжах, велосипеде и  т.п.)  и  упражнения  ациклического  характера (упражнения без обязательной  слитной повторяемости определенных  циклов, имеющих четко выраженные начало  и  завершение  движения:  прыжки,  метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание  тяжестей).  Общее  для движений циклического характера состоит в  том,  что  все  они  представляют работу постоянной и  переменной  мощности  с  различной  продолжительностью.

Многообразный  характер  движений  не  всегда  позволяет  точно   определить мощность выполненной  работы  (т.е.  количество  работы  в  единиц  времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и  амплитудой),  в  таких случаях используется термин  «интенсивность».  Предельная  продолжительность работы  зависит  от  ее  мощности,  интенсивности  и  объема,   а   характер выполнения работы связан с процессом утомления в  организме.  Если  мощность работы велика,  то  длительность  ее  мала  вследствие  быстро  наступающего утомления,  и  наоборот.  При  работе  циклического   характера   спортивные физиологи различают зону максимальной мощности, субмаксимальной и  умеренной.

Информация о работе Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тре