Физическое воспитание в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Все дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни.

Содержание работы

Введение.
Глава I.
1. Роль семьи в воспитании ребенка.
2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.
Закаливание.
Режим дня.
Рациональное питание.
Глава II.
Формы физического воспитания в семье.
Пешие прогулки и походы.
Плавание.
Лыжные прогулки.
Катание на коньках.
Езда на велосипеде.
Бег.
Глава III.
Организация досуга для детей.
Спортивная площадка.
Спортивный уголок дома.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

реферат. по физ-ре!!.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

   С детьми 3-4 лет прогулки  в ближайшее окружение планируются  с таким расчетом, чтобы маршрут  в один конец занимал 15-20 минут,  для ребят 5-6 лет – 30-40 минут,  а для семилетних возможна  прогулка до 40-45 минут. При регулярной  организации походов дети преодолевают  путь примерно 7 км.

   Продолжительность ходьбы  должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются  и препятствия, которые надо  преодолевать на пути. Взрослым  следует хорошо знать возможности  естественного окружения, которые  желательно использовать для  упражнений детей в разнообразных  видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.   

 

15

   Ходьба во время длительных  прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически  утомляет детей, сколько оказывает  неблагоприятное влияние на их  нервную систему. Если намечен  переход к дальнему лесу, к  подножию горы, на сенокос, надо  так организовать детей, чтобы  они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит  по улице поселка, шоссе или  вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и  пройти парами этот отрезок  пути. Но как только они выходят,  например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь  по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого часть пути можно пройти   организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе.

   Если конечный пункт прогулки  находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать  небольшой привал – отдых в  тени кустов, деревьев. Желающим  можно предложить за 30-35 м до  намеченного места отдыха пройти  быстрее или пробежать и подождать  там остальных. Это приучает  детей к самостоятельности, дает  некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты).

   После недлительного отдыха  во время привала здесь же  можно организовать подвижные  игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4-7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых, возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, заняться вязанием, просто отдохнуть и расслабиться).  Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия.

16

Плавание.

   Влияние плавания на организм  человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека  в водной среде располагается  горизонтально и этим позвоночник  освобождается от нагрузки массы  тела; создаются благоприятные условия  для формирования правильной  осанки. Под действием воды активизируется  кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой.  Дыхательная система под влиянием  активного выдоха в воду и  преодоления ее сопротивления  заметно укрепляется, увеличивается  глубина дыхания. Пребывание в  воде закаляет организм, совершенствует  его терморегуляцию, повышает устойчивость  к холоду, изменению температуры.  Во время плавания активизируется  обмен веществ, деятельность всей  нервной системы, упражняются  многие группы мышц, суставы и  связки. Длительные повторения определенных  циклов движений повышают выносливость  организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

   Надо постараться как можно раньше научить малыша держаться на воде и плавать. Первые навыки можно образовать у совсем маленького ребенка -  в возрасте двух-трех недель, используя домашнюю ванну. Конечно, до начала занятий в ванне надо посоветоваться с врачом. Плавать ребенок должен в чистой, дезинфицированной ванне, лучше в одни и те же часы первой половины дня. Нахождение в воде должно быть для малыша радостным, интересным, доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях – плаче, страхе, нежелании находиться в воде – лучше прекратить занятие, успокоить малыша, занять любимой игрушкой.

   Овладение навыками плавания  зависит от индивидуальных особенностей  ребенка. Надо быть особенно  терпеливым, внимательным с тем,  кто боится движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному  плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать  с любимыми ребенком, побуждать  его к самостоятельности, проявлению  активности, желания научиться держаться  на воде.

17

Лыжные прогулки.

   Великолепным оздоровительным  средством в зимнее время служат  лыжные прогулки. Лыжные прогулки  в лесу оказывают также положительное  эмоциональное влияние.Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи, достигающие ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки – немного ниже плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с 1-2 толстыми шерстяными носками.

   В отличие от бега ходьбе  на лыжах детей надо обучать.  Ведь, право, больно и обидно  становится смотреть на школьников, большинство из которых очень  неловко и неумело передвигаются  на лыжах. Самое главное и  одновременно трудное  - суметь  заинтересовать ребенка, дать  ему возможность почувствовать  удовольствие от скольжения на  лыжах сначала по ровной снежной  поверхности, потом по наклонной.  Первые упражнения на снегу  проводятся без палок и начинаются  с обучения падению не вперед  или назад, а на бок с разведением  рук в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах – передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.

   Обучать детей скоростному  «коньковому» ходу вряд ли  целесообразно из-за его чрезмерной  нагрузки на суставы ног.   Одежда для лыжных прогулок  подбирается так, чтобы она  не мешала движениям и не  перегревала тело. Последнее правило  очень важно соблюдать.

Катание на коньках.

   Катание на коньках стимулирует  двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья  и общую физическую закалку.  Систематически выполняемые движения  на воздухе приводят к благоприятным  изменениям в развитии органов  дыхания и дыхательной

18

мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются  одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.

   Катание на коньках –  сложный вид движения, состоящий  из отталкивания, правильной постановки  конька при скольжении, сохранения  равновесия. Сложность движений  на коньках обусловливается взаимосвязью  и общим ритмом двигательного  акта при скольжении по льду  на ограниченной площади опоры.  Учить детей этому виду спортивных  упражнений начинают с 5 лет.

   Первые занятия целесообразно  провести в помещении: рассмотреть  коньки с ботинками, примерить,  попытаться завязать шнурки. Шнурки  должны быть широкими, нужной  длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах свободно, чтобы ноги не мерзли.

   Не сразу осваивают ребята  правильную посадку конькобежца  – ноги слегка согнуты, туловище  наклонено вперед, спина и плечи  расслаблены.

   В положении стоя учиться  держать ступни прямо. Чтобы  не портить пола и коньков,  упражнения в помещении надо  выполнять на резиновом коврике,  дорожке или не снимая с коньков чехлы.

   После того, как ребенок  привыкнет к обуви и конькам,  походить по снегу, затем на  лед.

   С первых шагов на льду  учить правильно падать:  на бок, пригибая голову к груди, или вперед «рыбкой» - проскользить по льду на животе, вытянув руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать в близко расположенный сугроб.

 

  

19

Езда на велосипеде.

   Езда на велосипеде оказывает  сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

   Для обучения езде должна  быть дорожка шириной 3-4 м, длиной  не менее 30-50 м, так как ребята  затрудняются делать повороты. Овладевают  дети ездой в разные сроки.  Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно  и легко. Взрослый должен четко  указать, какую ошибку допускает  ребенок, разъяснить, как ее устранить,  например: «Резко поворачиваешь,  а надо тише»; или: «Сильнее  нажимай на педали».

Бег.

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

   Этими словами они подчеркивали  огромное значение бега для  укрепления здоровья, достижения  гармоничного телосложения, развития умственных способностей.   Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико

20

значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое  расстояние или, наоборот, пробежать  большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет  получить ежедневную дозу движений, необходимых  для нормальной жизнедеятельности  организма человека.

  По возможности надо чаще  использовать бег босиком по  песку, мелкой воде, земляным и  травянистым дорожкам с поворотами  и уклонами, убедившись в отсутствии  предметов, могущих привести к  травмам. Тренировки в беге  желательно проводить в теплое  время года, весной и осенью, не  боясь мелкого моросящего дождя.  Помимо закаливания, бег в неблагоприятных  условиях укрепляет характер  детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься  физическими упражнениями.

Глава III.

Организация досуга для детей.

Спортивная  площадка.

   Родители и старшие школьники  могут создать для детей спортивно  – игровые площадки. Форма площадки  определяется возможностями свободной  территории возле дома; ее можно  сделать квадратной, прямоугольной,  круглой, овальной.    Покрытие  площадки однослойное, состоящее  из естественного грунта с  добавлением до 50% мелкого шлака.

   Всего удачнее покрытие  естественное, травяное, но оно требует  тщательной подготовки и систематического  ухода.

   На площадках для игр  в кегли, серсо, бадминтон, городки  должно быть утрамбованное плотное  покрытие.

   Реже встречается деревянное  покрытие, на котором особенно  удобно играть с мячом.

   По периметру площадки  размещают гимнастические снаряды,  а середину лучше оставить  свободной для организации здесь  подвижных игр, веселых физкультурных  праздников.

21

   Ходить и бегать можно  по любой ровной дорожке –  по лесным дорожкам, покрытым  слоем хвои, грунтовой, избегая  длительного движения по асфальту.

   Специальная беговая дорожка  для детей постарше располагается  по краю площадки длиной не  менее 30-40 м или делается кольцевой  длиной примерно 100 м.

   Для упражнений в подскоках  на столбе или торце веранды  укрепляются вешалка, на нее  на разной высоте (примерно на 10 –15 см выше поднятой руки  ребенка), подвешиваются мячи.

   Для упражнений в лазанье  к стационарно закрепленным вертикальным  лестницам можно добавить переносную  лестницу (шириной 40 см, длиной 2 м)  с перекладинами на расстоянии 18-22 см с зацепами. Ее можно  положить на землю, приподнять  над поверхностью горизонтально   или закрепить в различном  положении на вертикальной стенке.

Информация о работе Физическое воспитание в семье