Физическая культура в странах Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых воинов.
Важную роль в развитии физической культуры Месопотамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изобретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на конной тяге.

Файлы: 1 файл

ifk.doc

— 657.50 Кб (Скачать файл)

Первые теоретики  системы физического воспитания эпохи Возрождения

С XV по XVII вв. ускоренными темпами стали развиваться естествознание, философия, литература, искусство, педагогическая мысль и физическая культура, и они приобрели общественное влияние, и городская буржуазия готовилась сменить строй. Конец феодального строя ознаменовался прекрасным периодом эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения дала физической культуре Западной Европы и мира первые теоретические трактаты по организации физического воспитания. Выразителями прогрессивных идей стали врачи (Иероним Меркуриас), гуманисты (Томас Мор), социалисты-утописты (Томмазо Кампанелла).

Их принципы и цели имели профессиональное отличие  и общие сходства:

они отвергали отношение  к телу как тюрьме;

наряду с отдельными физическими упражнениями (бег, ходьба, фехтование и т.п.) значительная роль отводилась ими подвижным играм;

они воскресили и распространили передовые методики физического  воспитания древности;

благодаря им восторжествовал  идеал гармонично развитого человека;

пришли к пониманию  использования в физическом воспитании средств вольной природы;

признали взаимосвязь  между физическими и духовными  усилиями;

обратили внимание на возрастные особенности занятий физическими упражнениями.

Благодаря этим трактатам  в конце XVII века появились первые Реформаты, благодаря деятельности которых были сделаны попытки  введения физического воспитания в  учебные заведения. Среди них  особого внимания заслуживают директор лондонской торговой школы Ричард Малкастер (1530-1611 г.) и чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670 г.).

Р. Малкастер в своей книге «Исследование всех обстоятельств, обязательных в деле обучения детей, идет ли речь о воспитании духа или тела» анализирует около 45 различных ситуаций, связанных с воспитанием, причем 2/3 - под углом морали и физического воспитания. Новаторский характер его размышлений обусловлен тем, что физические упражнения и игры трактуются как продукт участия в потреблении культурных благ, с помощью которых можно вести (ничем другим не заменимую) подготовку подрастающего поколения. Малкастер также отмечает, что выполняя задачи физического воспитания, одновременно решается целый ряд других педагогических проблем. Автором также отводится ведущей роли преподавателя. К сожалению, победившая буржуазия смогла использовать только отдельны элементы новаторского учения Ричарда Малкастера.

В работе чешского мыслителя-гуманиста  Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» были рассмотрены вопросы:

воспитание детей дошкольного  возраста и подготовки подрастающего  поколения;

правильности избрания и дозирования физических упражнений для сохранения здоровья и переноски  усталости, связанной со школьными  занятиями;

о включении в плановую программу обучения физической подготовки;

на правильность формирования физических упражнений (т.е. полезные);

на значимость подвижных  игр в физическом воспитании;

на важную духовную и  эстетическую роль физических упражнений, а не только физически подготавливать.

Работа Я.А. Коменского нашла широкий отклик в новый и новейший период в проведении и организации спортивных состязаний и создание основ современного физического воспитания в школах.

8.Отношение средневековой церкви к ФВ. 

Различным было отношение к физической культуре и отцов православной и католической церкви, разрабатывавших основополагающие церковные догматы. Отцы православной церкви в меньшей степени симпатизировали аскетизму. Об этом направлении свидетельствуют не только послания апостола Павла к коринфинянам, которые изобилуют критериями оценки физических данных человека, но и такие заявления, как, например, сделанные Еврапиусом (345-414 года), который называл грязными собаками своих друзей, не отличавшихся опрятностью. 
Средневековая церковь в своей политике и в других .отношениях должна была считаться с народами, которых она уже обратила или еще обращала в христианство. Так, многие укоренившиеся традиции этих народов, как, например, турниры, организовывавшиеся германцами во время весеннего праздника, поединки, проводившиеся норманнами в разное время года, или, например, ирландские игры, которые беспрепятственно проходили с 632 до 1169 года, нигде не предавались анафеме. У нас нет также данных и о том, чтобы осуждались формы физических упражнений, сопутствовавшие изменившимся условиям боевой подготовки и игравшие все большую роль. В период переселения народов опыт и средства борьбы кочевников Востока соединились воедино с достижениями народов Средиземноморья в области изготовления изделий из металла. Ценой постепенного подчинения большинства населения занявший место римской аристократии новый правящий слой смог обеспечить себя и свое личное окружение тяжелым вооружением повышенной боеспособности и более высокий уровень подготовки. Во встречающихся в памятниках VIII века записях об учениках, воспитывавшихся во дворцах, недвусмысленно говорится о том, что при дворах Франкского государства и английского королевства физическая подготовка детей знати проходила в организованных рамках. 
Из движений, изображающих что-то, церковь последовательно преследовала лишь пантомиму, в то время как "танцы ангелов", провозглашающие радость искупления, разрешалось исполнять даже в церквях. В начале средних веков в танцах, организовывавшихся по случаю кануна какого-либо церковного праздника, принимали участие даже мирские братья низшего духовенства. В поучениях св. Георгия, адресованных императору Юлиану, тоже осуждались лишь движения, подражающие танцу Саломеи. "Впрочем же, - подчеркивает святой, - если тебе очень хочется танцевать... то танцуй... подражая достойному танцу царя Давида. Это благородное, невоинственное упражнение достойно правителя, и христиане воздают ему славу".  
Лишь в VIII и IX веках на заседаниях синода стали выступать против исполнения танцев по случаю различных религиозных праздников в церквях, во время крестного хода и похорон, когда они приобретали неистовый характер и угрожали порядку религиозных обрядов, а также нарушали ритм производственной работы. Аналогичный подход был и в отношении подвижных игр и охоты.

9. Состязания и игры феодалов(рыцарей)

Конные игры в целях  боевой подготовки организовывали в  Западной Европе почти в течение  пяти столетий. Впервые турниры более  широкого масштаба начали проводить  в Провансе. Они достигли своего апогея в XII-XIII веках. Однако в XIV веке, еще до распространения огнестрельного оружия, рыцарские войска уже потерпели серию поражений от швейцарской, английской и турецкой пехоты, а также от более мобильных легковооруженных войск восточноевропейских государств.

Под влиянием поражений рыцарские приемы борьбы и рыцарские турниры потеряли свое военное значение, но они продолжали свое существование как организующая и сплачивающая сила в содержании штата усилившейся по всей Европе централизованной власти. Сложные нормы этикета, пышные, свидетельствующие о богатстве зрелища, где мерялись силой, обеспечивали феодалам, лишенным власти, возможность активной деятельности, которая в конечном итоге служила централизации. Такого характера рыцарские турниры организовывали в 1483-1519 годах при дворе венгерского короля Матьяша (1458-1490), а также под покровительством германского императора Максимилиана I, прозванного последним королем рыцарей.

Физическая культура феодалов не ограничивалась одними рыцарскими турнирами. Возвращавшиеся из крестовых походов рыцари распространили по всей Европе конное поло. Наряду с многодневной охотой при дворах сюзеренов и в окрестностях замков часто организовывали состязания по прыжкам, бегу, борьбе и метанию.

Во Франции на ставшем  известным торфянистом поле "Золотой уафтан", где с XVI века регулярно устраивали состязания по борьбе между французскими, немецкими, фламандскими и швейцарскими феодалами, в 1520 году мерялись силами также английский король Генрих VIII с французским королем Франциском I. Составители хроник записали и другие вызовы на поединки, однако они мало сообщают о фактических боевых турнирах.

В XV веке получили популярность состязания по прыжкам через стол и на стену. В этих видах наибольший успех, как гласит одна из надписей в коридоре королевского дворца в Мюнхене, связывается с именем баварского князя Кристофа (1449-1493), который вырвал гвоздь, забитый на высоте 3,4 м. Обычай прыгать на стену и через стол нельзя рассматривать как простую причуду. Оба вида состязаний развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые стали необходимыми для службы в пеших войсках, занявших первостепенное место. Кроме того, преобразование придворной жизни оказало влияние и на развитие рыцарской танцевальной культуры. Во время второго расцвета рыцарства в XV веке, наряду с чинными хороводами, все большую популярность завоевывал заимствованный у народа парный танец с притопами и прыжками, который получил окончательное закрепление в практике трубадуров. Противоположные пары двух форм движений, медленное-быстрое, парное-раздельное, шагом-с прыжками, послужили также образцом для основ европейского парного танца.

10. В период раннего  феодализма физическая культура  городских жителей испытывала  на себе воздействие, по сути, тех же факторов, что и крестьянство. Однако в общих чертах начиная с X века, по мере укрепления городов и в ходе усилий по ослаблению и ликвидации феодальной зависимости, изменились и условия жизни городского населения. В XI—XV веках большинство городов сражалось против феодальной анархии, сдерживающей развитие производительных сил, уже в союзе с центральной властью. В этих условиях сложились благоприятные возможности для формирования специфических видов физических упражнений, и без того необходимых для обороны города, а также танцев и игр, сопутствующих буржуазному образу жизни.

Для тренировки во владении оружием образовались организованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы, сначала в голландских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. По имеющимся данным, герб первого городского фехтовального общества был освящен в соборе Гента в 1042 году. А на состязании лучников, проведенном в 1399 году в Турнуа союзом фландрских земель, сражавшихся против герцогства Бургундского, были представлены уже 30 городов и 16 деревень. Объединения лучников и фехтовальщиков действовали на основе уставов, подобных цеховым. Их членам, по существовавшим правилам, надлежало в определенные дни посещать практические занятия, на которых уполномоченные на то лица — капитаны — проверяли состояние оружия и руководили подготовкой. Общеизвестно, что средневековая борьба и фехтование — как это отмечалось и в отношении дворянства — в кругу горожан также не ограничивались владением холодным оружием в современном смысле слова. Однако в случае состязаний спортивного типа из суммы боевой подготовки на первый план выступал какой-либо один вид или обусловленный местными обычаями стиль единоборства. Так, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии — кулачному бою и борьбе, в Новгороде — также кулачному бою, в Швейцарии — стрельбе из лука и борьбе, в городах Священной Римской империи и Нидерландов — фехтованию и борьбе. Легенда о Вильгельме Телле независимо от того, существовал он или нет, связана с непобедимыми лучниками — борцами за свободу нарождающейся городской буржуазии.

11. Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей) 
 
Нормы физического воспитания у рыцарей определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для жизни феодалов, связанной с междоусобицами и военными действиями. Рыцари должны были уметь: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, играть в шахматы, искусно фехтовать, читать стихи, знать основные танцевальные движения. 
 
а) Физическая подготовка рыцарей 
 
Рыцари облачались в железные доспехи, на вооружении у них были тяжелые мечи, щиты, копья, пики, лук. В верховой езде для рыцаря, закованного в латы, очень важно было уметь сохранять равновесие, основы которого отрабатывались на деревянной лошади. Во время плавания на лошади всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. Для того чтобы научиться стрельбе из лука, сначала учились пользоваться арбалетом. 
 
Помимо физической подготовки феодалы должны были соблюдать семь рыцарских добродетелей. Прежде всего, они должны были быть верны церкви и своему учителю - королю или сюзерену; обладать личной храбростью; соблюдать правила рыцарских поединков; свято чтить данное слово; быть великодушным к слабым; обязательно благородно относиться к дамам, кроме крестьянок и женщин из городских сословий. 
 
Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший - на ногах.  
 
Мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат. Из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры. 
 
В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков. 
 
Самым важным и сложным упражнением в верховой езде рыцаря, закованного в латы, была уже упомянутая выше выработка чувства равновесия. Основы этого отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем в подростковом возрасте переходили к верховой езде на местности.  
 
Плавание означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть.  
 
Главной формой охоты в период феодализма считался поединок с крупными зверями: зубрами, медведями, оленями, кабанами, во время которого рыцари использовали оружие. Соколиная охота и охота с луком на мелкую дичь устраивались ради великосветских дам и в качестве коллективных развлечений - из немецкой хроники XIV века.  
 
В ходе стрельбы из лука учились пользоваться арбалетом. 
 
Однако с середины XIV века, когда возросла роль стрельбы из лука и ведения военных действий пешими воинами, усиленное внимание в рамках усвоения навыков борьбы уделялось уже не только тренировочным поединкам всадников, вооруженных копьем, обоюдоострым мечом и щитом, но и усвоению технических и тактических элементов поединка пеших воинов. Изображенные на учебных рисунках книги по борьбе Тальхоффера, опубликованной в период 1443-1467 года, движения по самозащите без оружия, напоминающие технику борьбы японских самураев "джиу-джицу", позволяют сделать вывод о том, что начиная с XV века парные военные упражнений рыцарей оторвались от традиционных форм борьбы крестьян - борьбы с целью поставить побежденного на колени и борьбы на поясах. Описанная в книге техника бросания противника через бедро или голову, его обезоруживание при помощи подножки, выкручивания рук и вывиха других конечностей тела имела целью уже не показ символического победителя, а фактическое поражение противника, устрашение окружающих. 
 
Распространению техники самозащиты без оружия способствовала также подготовка к испытаниям пеших воинов путем так называемого "суда божьего" - испытание огнем, водой и т. п. К XIV веку уже настолько усовершенствовали латы, что через них режущими и ударными видами оружия того времени можно было причинить лишь ушибы или сотрясение мозга, вызывающее головокружение. Поэтому борцы стремились больше измотать противника так, чтобы он не мог держаться на ногах, затем с помощью какого-либо приема самозащиты без оружия повалить его на землю и, приставив свою рапиру к какому-нибудь отверстию в латах, вытребовать у него выкуп, возмещение убытков или клятву быть вассалом победителя. 
 
В число норм подготовки членов немецких рыцарских орденов с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и шестах. Из игр на площадках, которые входили в число норм службы при дворе, шахматная игра получила распространение впервые на Иберийском полуострове. Альфонс Мудрый (1221-1283 годы) заложил основы комбинационного стиля игры в шахматы в европейском понимании. 
 
Сноровку, нужную для военной службы и придворной жизни, рыцарь приобретал еще в юности. Феодалы посылали своих сыновей, достигших семилетнего возраста, или друг к другу, или к королю в "ученье". Там мальчики одновременно были в качестве заложников. С семи до четырнадцати лет они были в услужении у хозяйки дома, а с четырнадцати до двадцати одного года - у сюзерена. Учение завершалось посвящением в рыцари. Рыцарские турниры 
 
В целях проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры. Они делились на массовые (бухурды) и одиночные (жут или тьест). Массовые турниры проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий. Одиночные турниры представляли собой поединок двух рыцарей на копьях. Турниры проводились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения феодала. Перед началом одиночного турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце даме, а честь себе». Наибольшего развития турниры достигли во времена крестовых походов. 
 
С середины XIV века рыцарей учили тактическим и техническим элементам поединка пеших воинов. 
 
Появление пороха, а также наемной армии (ландскнехтов) привело к упадку рыцарской системы физического воспитания. К этому времени образовались крупные абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, и место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила перед собой цель подготовить не воина, а выработать у дворян внешний лоск, подчеркивающий их благородное происхождение.

12..Социально-педагогическая характеристика эпохи Возрождения.

 
XIV—XVI века, вошедшие в историю  под названием эпохи Возрождения,  характеризуются появлением внутри  феодального общества зачатков  капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса — буржуазии, которая возродила культуру - античного мира, в частности греческую культуру периода ее расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства. 
В эпоху Возрождения в противовес религиозным, представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре XIV—XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова humanus—человеческий). 
Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами «культ человека» распространялся только на представителей социальной верхушки общества и не имел в виду трудящиеся массы, которые жестоко эксплуатировались феодалами и нарождавшейся буржуазией. 
Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждала характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. 
Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма эпохи Возрождения, не была связана с борьбой за интересы широких народных масс. Ее влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

 Эразм Роттердамский  как идеолог реформационного  движения, проповедник нового подхода к образовательно-воспитательной работе.

Самым влиятельным среди  гуманистов был Эразм Роттердамский(1466 – 1536). В своём главном труде– «О первоначальном воспитании детей» - Э. Роттердамский заявил о необходимости  сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. 
Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал с воспитанием. Одним из первых заговорил о народном образовании, провозгласил отношение к труду критерием нравственности (работы «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения»).

Информация о работе Физическая культура в странах Древнего Востока