Физическая культура в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:46, доклад

Описание работы

Каждый из нас с вами хочет быть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье - понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье, самочувствие - это радостное восприятие жизни, высокая работоспособность. Болезни - бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда, успешной учебы. Борьбу с болезнями ведет медицина, которая является одной из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею.

Файлы: 1 файл

Физическая культура в школе.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Физическая культура в школе.

 

Глинская Елена Геннадьевна

«Отличник физической культуры си спорта»,

учитель физической культуры высшей категории

школы № 88 Калининского района Санкт-Петербурга.

 

 

     Каждый из нас с вами хочет быть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье - понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье, самочувствие - это радостное восприятие жизни, высокая работоспособность. Болезни - бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда, успешной учебы.                                                                                                                                                                                     

     Борьбу с болезнями ведет медицина, которая является одной из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею. На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни.

      Существует два рода болезней. Одни происходят от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания. А другие возникают, большей частью, от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, неправильной осанки, вредных привычек.

      Если ребенок крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться различным болезням. У ослабленных же детей сопротивляемость снижена, и они часто болеют. Можно сделать вывод, что самым надежным средством борьбы с любыми болезнями является - укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.

       Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической и умственной работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении не только физической подготовленности, но и умственной работоспособности.

Физическая культура оказывает  оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число детей, особенно младшего школьного возраста, с различными заболеваниями постоянно растёт.

        Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.                                           

        Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

    Школьникам не только  приходится ограничивать свою  естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

     Мало подвижное  положение за партой или рабочим  столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким,  обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

     Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.

      При систематических   занятиях физической культурой  и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

      Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек , улучшают желез внутренней  секреции: щитовидной,  половых,  надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

     Под влиянием физических  нагрузок увеличивается частота  сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток  включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует  по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.                                                  

       Из всех школьных дисциплин, только уроки физической культуры способны поддерживать, а при хорошей организации и повышать уровень здоровья учащихся. Они ослабляют негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузки, способствуют поддержанию работоспособности, необходимой для освоения школьных программ на протяжении учебного дня, недели.                                                                                                                                                         

       Чтобы уроки  физкультуры обеспечивали адекватную  возрасту физическую подготовленность учащихся, необходима их правильная организация. Это значит, что урок необходимо поделить на три части: вводную (5–10 минут), основную (25–30 минут) и заключительную (3–5 минут). Такое построение уроков физкультуры обеспечивает постепенный переход школьников к повышенной мышечной деятельности (вторая половина основной части) и столь же постепенное уменьшение нагрузки к концу занятий (заключительная часть).               Главным компонентом структуры урока физкультуры является основная часть. Ее содержание должно включать комплекс разнообразных по качеству нагрузок: общеразвивающие упражнения, обучение основным движениям, подвижную игру.                                                                           

       Чтобы  уроки физкультуры поддерживали  необходимый уровень умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, не желательно сдваивать занятия, а также ставить их последними в расписании. Проведение уроков физкультуры в середине учебного дня служит своеобразной паузой в интеллектуальной работе школьников: нагрузка преимущественно на нервные клетки двигательного анализатора быстро снимает утомление с тех клеток центральной нервной системы, которые выполняли интеллектуальную работу. В недельном расписании уроки физкультуры предпочтительнее включать в дни, когда начинает снижаться умственная работоспособность школьников (среда, четверг). Оздоровительный эффект уроков физкультуры намного выше, если они организуются на открытом воздухе.                               

      В своей работе  мне часто приходится сталкиваться с тем, что родители своевременно не обращаются к врачам по поводу здоровья своего ребенка. Отдавая ребенка в школу необходимо получить консультацию у:  ортопеда, окулиста и хирурга. Своевременная диагностика того или иного заболевания поможет выполнять две главные функции урока физической культуры: способствовать повышению физической подготовленности детей с учетом состояния их здоровья, а также в определенной степени корригировать нарушения здоровья у нуждающихся в этом школьников.

     Посещение уроков физкультуры учащимися также следует делать под контролем: узнавать причины непосещения, проводить со школьниками  и родителями разъяснительную работу о важности физической культуры в жизни каждого человека.

    Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.   

   Такова, на мой взгляд,  задача изложенной выше системы  работы по физическому воспитанию  школьников.

 Тел. 296-97-04,  (8-921-982-85-56)

e-mail -  45alena@rambler.ru

                     


Информация о работе Физическая культура в школе