Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 11:23, реферат

Описание работы

Суть основных задач,решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП),студентов-экономистов заключается в том, чтобы:
1) пополнить иусовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков ифизкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избраннойпрофессиональной деятельности;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3-5
1.Сущность профессионально-прикладной физической подготовки….............6
1.1Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость..........................................................................................................6-9
1.2Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки...............................................................................................................9-10
1.3Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.............10-15
1.4Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям.............................................................15-18
2.Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки........................................................................................18-20
2.1Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки.............................................................................................................20-25
2.2Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке...................................................................25-27
2.3Подвижные игры: организация и методические основы проведения........27-28
Заключение...............................................................................................................28
Список использованных источников.....................................................................29

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 40.22 Кб (Скачать файл)

3) сохраняется проблемапредупреждения вероятных негативных влияний определенных видовпрофессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотяэта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условийтруда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную рольсреди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физическойкультуры, включая ППФП;

4) перспективныетенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождаютчеловека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностныеспособности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физическогосовершенствования индивида.

Суть основных задач,решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:

1) пополнить иусовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков ифизкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избраннойпрофессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессеППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицироватьразвитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с нимиспособностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровнядееспособности.

Так называемымипрофессионально важными способностями или качествами индивида правомерносчитать те, от которых существенно зависит не только результативность(эффективность) профессиональной деятельности, но и возможности еесовершенствования, а также адекватность поведения при вероятных в нейэкстремальных ситуациях, например аварийных;

3) повысить степеньрезистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовыхусловий, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличениюего адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья.

Эта задача приобретаетособое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональнойдеятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием илипереохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками. недостаткомкислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.);

4) способствоватьуспешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональнойподготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств,характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающихего материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждомотдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии иособенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может бытьдостаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемымисоциальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовойдеятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельныхэтапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, аперманентно. Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шларечь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых еюпредпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходимапостольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности иее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать оглавенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннемугармоничному развитию человека.

Проблема нормативныхкритериев профессионально-прикладной физической подготовленности пока решеналишь частично и главным образом в первом приближении, что объясняется какмножественностью существующих профессий и их динамичным обновлением, так инедостаточно массированным развертыванием соответствующих исследований, хотянекоторые ориентировочные нормативы уже включены в действующие официальныепрограммы ППФП.

 

1.2 Педагогическиеосновы профессионально-прикладной физической подготовки

 

В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду вразличных сферах народного хозяйства осуществляется в вузах страны последующимосновным направлениям:

1) овладениеприкладными умениями и навыками, являющимисяэлементами отдельных видов спорта;

2) акцентированноевоспитание отдельных физических и специальныхкачеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определеннойпрофессии;

3) приобретениеприкладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры испорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта ивозрастных особенностей и др.).

Первое из направленийсвязано с проблемой обучения движениям, второе — с воспитаниемфизических (двигательных) и специальных качеств, третье — с приобретением прикладных знаний по использованиюсредств физической культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемойподготовки общественных физкультурныхкадров для производства. Указанные направления имеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советскойтеории и методике физического воспитания и изложеныв специальной,литературе.

Этим определяется и структура изложения материала в данном реферате: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФП вообще и студентов высших учебных заведений в частности.

При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований,должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями нарабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции.

Следует отметить, чтопри определении содержания ППФП студентов все ширеиспользуются математические методы анализа полученных материалов.

Есть все основанияполагать, что более широкое применение дисперсионного, корреляционного ирегрессионного методов для объективной оценки существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит научностьподбора средств и методов для ее реализации всистеме физического воспитания сту/>дентов.

В идеале необходимопостроение многофакторных статистических моделей ППФП специалиста будущего сопределением наиболее существенных факторов, влияющих на его профессиональнуюработоспособность, а также, форм связи и степенивзаимозависимости различных параметров, включенных в модель. Необходимость вперспективе решения этой сложной проблемы для каждой профессии подчеркивается временным разрывом между периодом изучения существующих условий труда специалистов и реализации ППФП студентов в вузе, содной стороны, и условиями и характером труда будущихспециалистов в течение последующих 30—35 лет—с другой. Естественно, что этапроблема тесно связана с проблемой определения профессиограммыспециалиста будущего, над которой работают философы, социологи и психологитруда, специалисты по организации производства и др. Результаты этих исследований должны быть также использованы припостроении модели ППФП специалистов.

 

 1.3 Требования кфизической подготовленности трудящихся в различных сферах современногопрофессионального труда и тенденции их изменения

 

В различных сферахпрофессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысячпрофессий, а специальностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяютсяособенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда ивыражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий(в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию, переработкеинформации, принятию решений и двигательных по практическому воздействию напредмет труда), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования кфункциональным возможностям, физическим и другим качествам людей,профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Лишь сравнительнонемногие из современных профессий требуют предельной или близкой к неймобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности (этоглавным образом профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности —испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональныевоеннослужащие, оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). Вбольшинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическимвозможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (пообобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинстватрудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, непревышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее это поуказанным уже причинам не исключает целесообразности специализированнойфизической подготовки в процессе профессионального образования, а во многихпрофессиях — и в годы основной трудовой деятельности.

Некоторое представлениео требованиях, предъявляемых рядом распространенных профессий к физическим инепосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностями навыкам, дают примеры, приведенные в табл. №1.

Примеры, дающиепредставление о характере требований, предъявляемых некоторыми израспространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственносвязанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам.

Таблица №1

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности

Профессионально важные физические и непосредственно связанные с ними качества (способности), от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности: двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью

Труд по добыче полезных ископаемых (шахтерский и аналогичный), преимуществен-но физический Силовые и другие двигательные способности; резистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию неблагоприятных средовых условий (высокой и низкой температур, высокой влажности воздуха и газовых примесей в нем и др.); разнообразные двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препятствий, поднимания и переноски тяжестей); психическая устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции Разновидности сельскохозяйственного и лесохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную активность Комплексная выносливость, проявляемая в динамических и статических режимах продолжительного функционирования различ-ных мышечных групп; способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени; разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому оперированию различными орудиями труда; закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздейст-виям Геологоразведочные, геодезические, метеорологические, гидрологические и аналогичные; экспедиционные работы, выполнямые в естественных условиях Комплексная выносливость; подготовленность к неординарным проявлениям координационных и других двигательных способностей; способность ориентироваться на сложнопересеченной местности и в других необычных условиях, рационально распределять затраты энергии в процессе продолжительной нерегламентирован-ной стандартно двигательной деятельности; циклические локомоторные и многие другие двигательные навыки, способствующие выполнению профессиональных задач и нужные в повседневной экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, в преодолении предметных препятствий и т.д.); закаленность организма по отношению к резко переменному воздействию метеорологических, климато-географических и других средовых факторов Разновидности двигательно активного строительного труда Выносливость, проявляемая преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений; координационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды; в работе монтажников-высотников и строительных работах, выполняемых в аналогичных условиях, способность сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции Разновидности станочного труда в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы) Неординарно развитая ручная ловкость, способность к мгновенным двигательным реакциям; общая, региональная и локальная выносливость (проявляемая при многократном воспроизведе-нии двигательных действий, в которых участвуют преимущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата — мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функций зрительного и тактильного контроля: навыки точно отлаженных движений руками Разновидности конвейерного труда, включающие двигательные действия, преимуществен-но стандартные и относительно узко ограниченные по составу Способность своевременно и точно выполнять локальные и региональные движения (с участием мышц преимущественно верхних конечностей) в пределах заданных кинематических и динамических параметров; устойчивость функций сенсорного контроля; навыки аналитически выделенных двигательных действий и «микродвижений» (преимуществен-но кистью), доведенные до высокой степени стереотипности; локальная, региональная и общая выносливость Операторские работы на многопозиционных пультах дис-танционного управления энер-гетическими, механическими и другими системами Способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации; способность к экстренной двигательной реакции с выбором, сенсорная выносливость; мышечно-статическая выносливость (проявляющаяся преимуществен-но при длительной фиксации рабочей позы); эмоциональная устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на общей физической работоспособности Разновидности труда плавсостава водного флота, включающие в значительном объеме двигательную активность Разносторонняя физическая подготовленность к неординарным проявлениям силовых, скоростных и других двигательных способностей, особенно в экстремальных ситуациях; устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию; общая резистентность организма к воздействию неблагоприятных погодных и других внешнесредовых факторов; разнообразные двигательные навыки, в частности навыки ныряния, спасательного плавания, гребли, управления парусными плавсредствами; находчивость, решительность, отважность, базирующиеся, кроме прочего, на.отличной физической кондиции

Уже из этих примероввидно, что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют какв чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотойрезультативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специальноориентированная физическая подготовка.

Чтобы детальнопредставить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, втом числе физической подготовленности работающих, нужна серьезнаяисследовательская разработка профессиограммы,которая составляется наоснове изучения содержания и форм данной трудовой деятельности впсихологическом, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и другихаспектах с учетом предмета, технологии и условий труда (имеющиесяпрофессиограммы используются также для профориентации и профотбора; тогда онисопоставляются с тестовой оценкой индивидуальных задатков, качеств,способностей).

Выявляя специфику требований,которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех или иныхпрофессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностьюособенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, в томчисле:

— особенностямипреобладающих рабочих операций (тем, насколько они просты или сложны вдвигательно координационном отношении, в какой мере они энергоемки, каковастепень активности различных функциональных систем при их выполнении и т.д.);

— особенностями режима(в частности, тем, насколько жестко он регламентирует поведение работающих,характеризуется ли он непрерывностью или прерывистостью рабочих операций, каковпорядок чередования рабочих фаз и интервалов между ними, в какой мере процессутруда присущи монотонность и другие факторы, ведущие к утомлению);

— особенностямисредовых условий, оказывающих влияние на состояние физической и общейработоспособности, особенно когда они резко отличаются от комфортных (высокаяили низкая внешняя температура, вибрационные и шумовые воздействия орудийтруда, машинной техники, производственного оборудования, загрязненностьвдыхаемого воздуха или низкое содержание в нем кислорода и т.д.).

При дифференцированнойразработке программ ППФП вся совокупность особенностей трудовой деятельности иее условий подлежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требованийк физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определениипрограмм ППФП важно учитывать перспективы изменения характера труда и егоусловий и руководствоваться генеральным направлением совершенствования общейсоциальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществеобеспечивать неограниченное развитие человека.

Научно-техническаяреволюция, как известно, радикально изменяет характер и условия труда, особеннов материальном производстве. Надо полагать, возрастающее влияние напреобразование всей системы профессиональной подготовки, и в частности ППФП, вперспективе будут оказывать такие тенденции изменения характера труда, роли иместа в нем человеческого фактора, как стирание противоположностей междуумственным и физическим трудом, освобождение работников от изнурительныхфизических усилий (с заменой энергоемких производственных операций техническимиустройствами, автоматами, роботами), превращение исполнителя рабочих операций винициативного «управителя» и регулировщика сложных машинных устройств,автоматизированных линий, производственных процессов, совмещение узкихспециальностей в рамках профессий широкого профиля, динамичное обновлениепрофессиональных функций. В этих условиях, несомненно, будет меняться ихарактер физической подготовки к профессиональной деятельности. Прикладнойсмысл физической подготовки, по всей вероятности, все больше будет определятьсяне тем, что она обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной, раз инавсегда заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколькокачественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстроменяющихся способов профессиональной деятельности, гарантировать интегральноеповышение общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма,стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, особеннокоординационных и непосредственно связанных с ними, формировать достаточно богатыйфонд двигательных умений и навыков, способствующих быстрому построению новых ипреобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений. Разумеется,специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет(поскольку определенная профессиональная специализация, судя по серьезнымфутурологическим прогнозам, будет существовать по крайней мере в обозримомбудущем), но в целом она приобретет иное качество.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста