Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:47, реферат

Описание работы

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Содержание работы

Физическая культура в общекультурной
и профессиональной подготовке студентов.
Физическая культура студента.
Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.

Файлы: 1 файл

реферат по физре .docx

— 39.44 Кб (Скачать файл)

* комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к  занятиям физической культурой и  спортом важны и интересы. Они  отражают избирательное отношение  человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — познакомиться с ним.

В структуре интереса различают  эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению  к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его  показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность  физическим Я и др. Второй компонент  связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для  удовлетворения потребностей, а также  с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости  занятий физической культурой и  спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы  удовлетворения потребности. В зависимости  от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор  физкультурно-спортивных занятий свидетельствует  о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают  на основе тех мотивов и целей  физ-культурно-спортивной деятельности, которые связаны:

* с удовлетворением процессом  занятий (динамичность, эмоциональность,  новизна, разнообразие, общение и др.);

* с результатами занятий  (приобретение новых знаний, умений  и навыков, овладение разнообразными  двигательными действиями, испытание  себя, улучшение результата и др.);« с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет  определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и  личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное  отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное  отношение отличается расплывчатыми  мотивами, неясностью и неконкретностью  целей, аморфностью и неустойчивостью  интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение — это  безразличие и безучастность, мотивация  в этом случае противоречива, цели и  интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное  отношение связано со скрытым  негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких  лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение  проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые  для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к  физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции — важнейший  компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть/быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях фнзкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными  целями, принятыми решениями. Волевая  активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять И более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение. Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

1.2.2. Физическая культура  и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования

Владея и активно используя  разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние  и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую  степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют  ей наиболее полно реализовать j свои сущностные силы, успешно принимать  участие в необходимых обществу и желательных для нее видах  социально-трудовой деятельности, усиливают  ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень  физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно  представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто»  новым качественным изменениям и  создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование  правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством  избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий  ее морфофункциональным и социально-психологическим  особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а  необходимым элементом его личностной, структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты —  один их эффективных механизмов слияния  общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых  индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность  к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено  ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в  процессе усвоения личностью социального  опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них  отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить  потребности студентов, проявляется  единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

• материальные (условия  занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

• физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

• социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства  долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции); « психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

• культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов  рассматриваются как способы, с  помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно  связаны с эмоциональными, познавательными  и волевыми ее сторонами, образующими  содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой  деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет  система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений  индивида к тем объектам, ради которых  эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.

 

 

 

 

Коллектив авторов:

Доктор педагогических наук профессор ^ МЛ. Виленский (гл. 3,4);

кандидат педагогических наук доцент А.И. Зайцев (гл. 9);

доктор педагогических наук профессор В.И. Ильинич (гл. 5,7,.8,10,11);

доктор биологических  наук профессор ^ ЮЛ. Кислицын, (гл. 2,9); кандидат технических наук профессор В.Л. Коваленко (гл. 6);

доцент ВА. Масляков (гл. 6); доцент В.Г. Щербаков (гл. 1).

Ф50 Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

ISBN 5-8297-0010-7 (в пер.)



 


Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов