Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:41, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура – это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.
Под физическим совершенством следует понимать исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма, определяющий физическую дееспособность человека.

Содержание работы

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
2. Правовые основы физической культуры и спорта в РФ.
3. Физическая культура личности и ценности физической культуры.
4. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.
5. Основные положения организации физического воспитания в ВУЗе. Про-граммное построение курса физического воспитания

Файлы: 1 файл

Тема 1 Занятие 1.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)


Тема 1 Занятие 1

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.  (2 часа)

План занятия:

  1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
  2. Правовые основы физической культуры и спорта в РФ.
  3. Физическая культура личности и ценности  физической культуры.
  4. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.
  5. Основные положения организации физического воспитания в ВУЗе. Программное  построение курса физического воспитания

1. Физическая культура  и спорт как социальные феномены  общества.

Физическая культура – это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

Под физическим совершенством следует понимать исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Физическое  развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма, определяющий физическую дееспособность человека. Характеризуется изменениями трех групп показателей:

  1. показателями телосложения.
  2. критериями здоровья.
  3. показателями развития физических качеств.

Физическое воспитание – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений.

Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.

Особенности и специфика  физического воспитания:

  • задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;
  • предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;
  • продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;
  • физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

Общая физическая подготовка – часть всестороннего физического воспитания, направленная на овладение широким кругом двигательных умений и навыков.

Специальная физическая подготовка – это воспитание физических качеств и двигательных навыков, специфичных для избранной деятельности.

Спорт – специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.

Спортивная подготовка представляет собой спортивное воспитание, включающее все стороны развития, формирования и совершенствования спортсмена.

Спортивная подготовка разделяется  на три взаимосвязанные части: воспитание, обучение и тренировку.

Воспитание есть процесс взаимодействий педагога, коллектива.

Обучение есть управляемый педагогом процесс, направленный на приобретение учениками навыков и умений в технике движений, психических и физических качеств, овладение теоретическими знаниями.

Тренировка есть процесс систематического выполнения упражнений в целях повышения его эффективности благодаря увеличению работоспособности соответствующих органов и систем организма спортсмена.

Процесс подготовки включает техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), психологическую, моральную, теоретическую и интегральные виды подготовки.

Тренировочная нагрузка – это воздействие средств тренировки на организм спортсмена, его психическую сферу.

Физическая рекреация – осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений.

Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры.

Профессионально прикладная физическая подготовка – это система физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной  деятельности.

Двигательное  умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные части двигательных действий, при этом наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный  навык – приобретенная форма деятельности или реакций организма, выработанная путем многократных повторений по механизму временных связей.

Представляет собой  вид условных рефлексов, характеризующихся  созданием новых по своей структуре форм движений.

Двигательные  привычки - это автоматически совершаемые движения, не связанные со специальным обучением, возникающие без участия сознания.

 

2. Правовые основы физической культуры и спорта в РФ.

 

Закон «О физической культуре и спорте в РФ». рассматривает ФКиС как одно из средств:

  •   профилактики заболеваний;
  • укрепления здоровья;
  • поддержания высокой работоспособности;
  • воспитания  патриотизма, подготовки к защите Родины;
  • развития и укрепления дружбы между народами.

ПРИНЦИПЫ государственной политики в области ФКиС:

  1. Непрерывности и преемственности ФВ в различных возрастных группах граждан на всех этапах жизнедеятельности.
  2. Учета интереса граждан при разработке и реализации федеральных программ по ФКиС.
  3. Признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние.

На  основе Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют:

  • формы занятий физической культурой;
  • средства физического воспитания;
  • виды спота и двигательной активности;
  • методы;
  • продолжительность учебных занятий (на основе федеральных гос.образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности).

 

3. Физическая культура личности и ценности  физической культуры

 

Исходя из теории общей культуры среди прочих подходов к понятию «физическая культура»  можно выделить культурологический подход. С точки зрения данного подхода физическая культура есть исторически концентрированный опыт в области оздоровления и физического совершенствования, который каждый человек осваивает, присваивает, преобразует в новые формы, передает другим людям и другим поколениям. Освоение человеком общественных (материальных и духовных) ценностей физической культуры и превращении их в личные ценности, что отражается в благотворных сдвигах состояния его здоровья и физического совершенства, есть суть физической культуры личности.

 Физическая культура личности - это область общей культуры человека, качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания, образования и интегрированных в деятельность, культуру образа жизни, духовность и психофизическое здоровье.

Формирование физической культуры личности предполагает переход от парадигмы «человека знающего», то есть  вооруженного системой знаний, умений и навыков, к парадигме «человека, подготовленного к жизнедеятельности», человека, способного творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Основными признаками физической культуры личности студента можно считать:

- систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования;

- специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике;

- владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач;

- владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.

С точки зрения аксиологического подхода «физическая культура» рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, которые определяют личностный смысл жизнедеятельности человека. Наиболее значимыми выделяют:

1) ценности объективных форм физической культуры:

- материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь  для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства);

- исторические ценности (истории великих спортивных побед,  становление видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической культуры);

- ценности - общественные  отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры);

- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).

2) ценности субъективных форм физической культуры:

- физические ценности (физическое  развитие, состояние организма в  процессе физкультурно-спортивной деятельности),

- духовно-нравственные ценности (наличие  высокого духовного идеала; жизненная  установка на служение благородным  целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры),

- психические ценности (знания  о двигательной активности, функционировании организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).

 

Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.

4.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.

Физическое воспитание в институте проводится на протяжении 1-3 курсов и осуществляется в форме  учебных занятий:

Целью физического  воспитания в ВУЗе является формирование физической культуры студентов и создание предпосылок для их эффективной работы по избранной специальности.


Основными задачами физического воспитания являются:

  • содействие разностороннему развитию организма, сохранению и  укреплению здоровья студентов, повышению уровня общей физической подготовленности;
  • формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;
  • формирование у студентов потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом, привитие навыков здорового образа жизни;
  • приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В каждом семестре система  практических занятий строится как законченный цикл, в котором по преимуществу решаются те или иные задачи.

- обязательных (практических, теоретических), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме 4 часов в неделю (всего 408 часов за весь период обучения) и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения студентов.

  1. Учебные занятия:  практические, теоретические, методические, индивидуальные.
  2. Внеучебные занятия:
  • физические упражнения в режиме учебного дня;
  • занятия в спортивных секциях;
  • самостоятельные занятия спортом и туризмом
  • массовые оздоровительные и спортивные мероприятия.

 

Основной формой физического воспитания являются учебные практические занятия.

Они характеризуются  постоянным составом занимающихся, обязательным присутствием преподавателя, строгим расписанием и программой, определяющей содержание занятий.

Для решения задач  физического воспитания используются определенные группы средств:

1. Физические упражнения, эти средства решают задачи через своё содержание и форму.

2. Естественные силы природы где присутствуют сопутствующие факторы /занятия на природе/ и самостоятельные средства /закаливание/

Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов