Физическая культура детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 14:15, реферат

Описание работы

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания.
Систематическое выполнение основных движений оказы

Файлы: 1 файл

fizicheskaya_kultura_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx

— 83.68 Кб (Скачать файл)

Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке.

Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15—20 см.

Выполняя первые попытки в передвижении по бревну или по наклонной доске, большинство детей младшего дошкольного возраста ходят неуверенно, смотрят вниз, под ноги. Некоторым из них нужна помощь взрослого, который поддержал бы ребенка за руку, помог подняться и сойти с бревна (скамейки), давал бы указания во время выполнения упражнений или подбадривал его. Вначале дошкольникам' предлагают сходить с бревна (скамейки), опуская по очереди ноги на пол.

Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться кругом; переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках).

Во время выполнения упражнений в равновесии следят, чтобы ребенок шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги, на конце бревна выполнял соскок с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Эти упражнения желательно проводить с мешочком или медицинболом массой 300—500 г на голове, чтобы ребенок приучился держать голову ровно, сохраняя при этом правильную осанку.

При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные положения рук в некоторой степени усложняют упражнение, утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук  (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

Для развития чувства равновесия рекомендуются нижеуказанные упражнения в соответствии с возрастом ребенка.

Упражнения для детей 3 лет

1.  Пройти или пробежать между двумя параллельными лентами  (расстояние    между ними 25 см), не наступая на них.

2.   Пройти     по  прямо  положенному  на  полу  шнуру, длина до 5 м.

3.   Встать   на  доску   (шириной   20—25  см),   которая лежит на полу  (земле), пройти по ней до конца.

4.   Ходьба с переступанием  через «ручеек»   (шириной 15—20 см)  из двух ленточек или скакалок и через предметы   (палочки, кубики, мячи), лежащие на полу  (земле).

5.  Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 10—15 см.

6.  Встать на доску, один конец которой приподнят на высоту 25 см  (куб или скамейку), пройти по ней до конца, повернуться кругом и сойти с нее.

7.   Встать   на  бревно (скамейку),   пройти   по  нему  до конца и сойти вниз.

Упражнения для детей 4 лет

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на  поясе, в стороны или вверх).

2.  Пройти или пробежать между двумя начерченными  на  земле линиями,  не  наступая на  них   (расстояние между линиями 20 см).

3.   Ходьба,   переступая   через   палку   или   веревочку, поднятые от пола на высоту  15—20 см.

4.  Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

5.   Встать  на  доску,   один  конец  которой   поднят  на высоту   30  см   (куб   или   скамейка),   пройти   по   ней   до конца,   повернуться   кругом   и  осторожно  сбежать  вниз.

6.   Встать  на  бревно   (скамейку),  пройти  по нему до конца   (руки   на   поясе,   в  стороны   или   вверх)   и  сойти вниз.

7.   Встать на бревно  (скамейку), пройти по нему, переступая   через   кубик,   который   поставлен   на  середину, и сойти вниз.

8.   Встать  на  бревно   (скамейку),  пройти  по нему до конца и соскочить.

Упражнения для детей 5 лет

1.  Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами   (кубиками,  мячами,   шишками),  не  касаясь их руками.

2.  Во  время   ходьбы  или  бега  по сигналу  взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

3.  Ходьба с переступанием через палку или веревочку, поднятые на высоту 20—25 см от пола.

4.  Пройти или пробежать между двумя начерченными на  земле линиями   (расстояние  между  ними   15 см),  не наступая на них.

5.  Ходьба  по  шнуру   (длина  8—10  м),  положенному прямо, по кругу и зигзагом.

6.  Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середины,   повернуться   кругом,   дойти   до   конца   и   спрыгнуть.

7.  Встать  на  бревно   (скамейку)   боком,  руки   на  поясе, пройти приставным шагом до его конца, повернуться на 90°  и спрыгнуть.

8.  Встать на бревно (скамейку), руки в стороны, под каждый  шаг левой ноги хлопок в ладони перед грудью, правой — руки   в  стороны.   На   конце  бревна  спрыгнуть.

9.  Встать на  бревно   (скамейку),  руки  на  поясе пройти  приставным  шагом до конца его и соскочить.

10.  Встать на бревно  (скамейку)  с большим мячом в руках. Под шаг левой ноги поднять мяч вверх, правой — опустить вниз.  На  конце бревна сойти с него.

11.   Встать боком  на доску, один конец которой поднят на  высоту 35 см   (куб, скамейка), пройти до конца ее, повернуться кругом  и сбежать вниз.

Упражнения для детей 6 лет

1.  Приседания на носках, руки на поясе.

2.   Отведение  прямой  ноги  вперед,  в сторону,  назад, руки на поясе.

3.   Быстро  ходить  и  бегать  по доске,  которая лежит на полу.

4.   Ходьба с переступанием через палки или веревочку, поднятые на высоту 25—30 см.

5.   Ходьба  по шнуру  (длина 8—10 м), лежащему на полу,  прямо,  по кругу  и зигзагом  с мешочком  на голове   (массой 500 г).

6.  Встать   на   бревно   (скамейку),   держать   в   руках палку или мяч перед грудью, пройти приставным шагом до конца и соскочить.

7.   Встать на бревно  (скамейку), руки за голову, шаг левой ногой — поднять их вверх, правой — за голову. На конце бревна спрыгнуть.

8.  Встать на бревно   (скамейку), пройти до середины

его,  присесть  на  корточки  и  медленно повернуться  кругом;  подняться, дойти до конца бревна и спрыгнуть.

9.  Встать на бревно  (скамейку), пройти до конца его, переступая через кубики  (3—4), которые расставлены на расстоянии 30—40 см, на конце бревна спрыгнуть.

10.   Встать на  бревно   (скамейку)   боком, руки в стороны  или  на  пояс,  пройти  приставным  шагом  до конца его, повернуться кругом и сойти вниз.

11.  Быстро пройти по доске, один конец которой поднят  на   высоту  35  см   (куб  или  скамейка),  повернуться кругом и сбежать вниз.

Упражнения для детей 7 лет

1. Отведение прямой  ноги назад, руки за голову, прогнуться в пояснице, приставить ногу.

2. Повороты на  носках вправо и влево на 180 и 360° в быстром темпе, руки  на поясе.

3.  Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), который лежит на полу, по кругу и зигзагом, с предметом  (мяч, палка) в руках.  Шаг правой — поднять предмет вверх; левой — опустить вниз.

4.  Ходьба   по  шнуру   (длина  8—10  м),  положенному на полу, по прямой, спиной вперед, руки в стороны.

5.  Встать на бревно (скамейку), руки на пояс, пройти по нему до конца, высоко поднимая бедро, и спрыгнуть.

6.  Встать на бревно (скамейку), пройти до его середины,   переступить  через   веревочку,   натянутую  на   высоте 15—20 см над бревном, и на конце спрыгнуть.

7.  Встать на бревно (скамейку), пройти до его середины, опуститься на одно колено, вторую ногу отвести назад (упор стоя на одном колене), подняться, дойти до конца бревна и спрыгнуть.

8.  Встать на бревно  (скамейку), положить на голову мешочек   (массой   500   г),   руки   в   стороны.   Пройти   до конца его и сойти.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до середины, пролезть  в обруч, который держит вертикально  другой ребенок или взрослый. Пройти до конца бревна и  спрыгнуть.

Лазанье и ползание

Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах желательно также использовать гимнастические стенки, доски, кубы, Дети младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упражнения дошкольники усваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упражнениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне). При ползании в упоре стоя ногами опираются на носки, а руками — на кисти («как медвежонок»). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперёд, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в том же порядке. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях  (рис. 7).

Перемещение    рук    и    ног   во время ползания может быть одноименным и разноименным способом. При разноименном способе вначале выставляют левую руку и правую ногу, а затем правую руку и левую ногу. При одноименном способе одновременно двигается правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. Дошкольников обучают ползать обоими способами.

Упражнения в ползании желательно объединять с движениями, способствующими выпрямлению туловища. Например, после ползания между ножек стула встать, поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой  (рис. 8).

Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность.

Для детей этого возраста упражнения в лазаньи представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее.

Позднее добиваются, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них одной ногой (рис. 9). При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.

Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, делает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу (рис. 10). При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище,  а затем вторую ногу.

Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и ползании. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве). Ребенок ложится на пол лицом вниз. Затем немного поднимается и перемещает как можно дальше вперед правую ногу и одновременно левую руку, туловище поворачивается немного вправо. Отталкиваясь согнутой правой рукой, продвигается вперед, подтягивая левую ногу. Далее движение повторяется в той же последовательности. Голову во время ползания не следует поднимать высоко  (рис.  11).

К одному из наиболее интересных и полезных упражнений для детей 6—7 лет относится перелезание через препятствие (бревно, скамейка). Выполняют это разными способами: можно лечь на грудь и живот вдоль бревна, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем — руки или одну ногу и руку, а потом — вторую ногу и руку. При втором способе ребенок опирается о бревно обеими руками, затем поочередно ставит на него ноги и, отталкиваясь ими,  преодолевает препятствие   (рис.   12).

Перед детьми этого возраста во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке), правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

Упражнения для детей 3 лет

1.  Встать лицом к кубу (ящику), опрокинутому вверх дном, высотой  15 см, подняться на него и сойти вниз.

2.  Проползти в упоре стоя  на  коленях между двумя параллельными лентами  (расстояние между ними 15—25 см) к флажку, который лежит на расстоянии 3 м от места начала движения. Взять флажок и помахать им над головой.

3.  Проползти в упоре стоя на коленях по доске, лежащей на полу, до ее конца, подняться и хлопнуть в ладони над головой.

4.  Проползти в упоре стоя на коленях между ножками стула,   подняться,   поднять  руки   через  стороны  вверх  и опустить их вниз.

5.  Подойти к веревочке, привязанной к двум стульям на высоте 40—50 см, присесть на корточки и, не касаясь пола руками, подлезть под нею.

6.  Стать в упор стоя на коленях за 2 м от натянутого на высоте 40—50 см между двумя стульями шнура (обруча, который держит взрослый вертикально к полу), подлезть под него  (пролезть в обруч), подняться и сделать хлопок над головой.

7.  Стать   лицом   к   гимнастической   стенке   (лесенке), подняться на 1 —1,5 м и, не пропуская перекладин, опуститься вниз.

Упражнения для детей 4 лет

1.  Стать в упор стоя на коленях возле веревочки, натянутой между двумя стульями на высоте 40 см, подлезть под нее, подняться и подпрыгнуть несколько раз на обеих ногах, «как зайчик».

2.  Подойти к обручу, который держит вертикально к полу взрослый, и пролезть в обруч грудью вперед или боком, не касаясь руками пола.

3.  Проползти  в упоре стоя на  коленях по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 30 см, встать, держась за перекладины, повернуться кругом и сойти по доске вниз.

4.  Проползти в упоре стоя на коленях по бревну, на конце его встать и сойти вниз.

5.  Подойти к бревну, лечь на него грудью и перелезть на  противоположную сторону, опуская по очереди ноги.

6.  Стать лицом к гимнастической стенке, подняться на 1,5 м и опуститься вниз приставным шагом.

Упражнения для детей 5 лет

1.  Проползти в упоре стоя на коленях к мячу, который лежит на  полу на  расстоянии 4 м от начала движения. Взять мяч, подняться и подбросить его над головой несколько раз.

2.  Проползти в упоре стоя на коленях под веревочкой, привязанной к двум стульям на высоте 40 см, толкая перед собой  головой  большой  мяч.  Подняться  и  поднять  мяч обеими руками над головой.

3.  Проползти в упоре стоя по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 35 см, встать, держась за перекладины. Повернуться кругом, принять упор стоя на коленях и опуститься по доске вниз.

Информация о работе Физическая культура детей дошкольного возраста