Физическая культура – часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 03:48, реферат

Описание работы

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.

Содержание работы

Физическая культура часть общей культуры общества……………………………………………..3
Роль физической культуры в саморегуляции и самосовершенствовании организма……………..8
Метод регламентированных упражнений…………………………………………………………...11
Библиографический список…………………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Физ. культура.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Социальный  институт

Кафедра физического  воспитания

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Физическая культура» 

на тему:

 

Физическая  культура – часть общечеловеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил:

Студентка ГМУ-103

Русинова Я.А.

                                                              Проверил:

Ольховская Е.Б.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

 

 

Физическая культура часть общей культуры общества……………………………………………..3

 

Роль  физической культуры в саморегуляции  и самосовершенствовании организма……………..8

Метод регламентированных упражнений…………………………………………………………...11

Библиографический список…………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

Семейная  психотерапия

 

На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Российское общество вступило в  фазу поступательного развития, в  условиях которого социально-экономические  и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических  ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической  системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и  образом жизни. Из совокупности понятия  «здоровый образ жизни», объединяющего  все сферы жизнедеятельности  личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.

Сфера физической культуры выполняет  в обществе множество функций  и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что  физическая культура - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация  общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация  и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура возникла и  развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и  развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнялось новым содержанием.

Сегодня, в общечеловеческом понимании, это слово означает и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.). В научном смысле слово «культура» это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности. В содержание «культура» в широком смысле слова входят, например, и философия и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.

Таким образом «культура» - это  творческая созидательная деятельность человека. Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и  интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает  и развивается одновременно и  наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет четыре основные формы:

  • физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);
  • восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;
  • занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;
  • высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное  время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота  его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимают важное место, ибо физическая культура - это здоровье.

За рубежом физкультура и  спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому  за последние годы место физкультуры  и спорта в системе ценностей  современной культуры резко возросло.

Таким образом, во всем мире наблюдается  устойчивая тенденция повышения  роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

  • в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
  • в широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
  • в продлении активного творческого долголетия людей;
  • в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
  • в использовании физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
  • в вовлечении в занятия физической культурой трудоспособного населения;
  • в использовании физической культуры в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
  • в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры в формировании здорового образа жизни;
  • в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
  • в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Сам термин «физическая культура»  появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления  спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически  исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил  свое признание во всех высоких советских  инстанциях и прочно вошел в научный  и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая  культура», а с 1925 года и по настоящее  время — журнал «Теория и практика физической культуры». И как мы видим, уже само наименование «физическая  культура» указывает на ее принадлежность к культуре.

В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования  природы человека и общества, существенно  нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических  идеалов, ценностей и норм, открывающих  широкий простор для выявления  способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации  человеческого фактора.

Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой  и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и  здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная  и спортивная деятельность органически  сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

Сформировавшись на ранних этапах развития человеческого общества, совершенствование  физической культуры продолжается и  по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи  с урбанизацией, ухудшением экологической  ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии. Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных  спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные  модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь - будь в ней» и другие, которые направлены на формирования моральной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни.

Общемировой тенденцией является также  колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной  культуре. Процессы глобализации в  определенной степени были стимулированы  и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

В соответствии с ФЗ РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура – это часть  культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых  и используемых обществом в целях  физического и интеллектуального  развития способностей человека, совершенствования  его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического  воспитания, физической подготовки и  физического развития.

Физическая культура — это вид  общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию  и восстановлению ценностей в  сфере физического совершенствования  человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением  им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала  в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с  религиозной точки зрения — Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека.

Физическая культура - одна из тех  областей социальной деятельности, в  которой формируется и реализуется  социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических  способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей и степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Как видим, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят  свое отражение достижения людей  в совершенствовании своих как  физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и  навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека. Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • массовость ее развития;
  • степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
  • уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей;
  • уровень спортивных достижений;
  • наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
  • пропаганда физической культуры и спорта;
  • степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
  • состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Информация о работе Физическая культура – часть общечеловеческой культуры