Быстрота и методы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:42, творческая работа

Описание работы

Быстрота, как двигательное качество, проявляется в скорости ответного движения (двигательной реакции на внешний раздражитель); в скорости движений отдельными звеньями тела; в частоте движений в единицу времени. Эти формы проявления быстроты мало связаны между собой. Поэтому для ее развития применяют различные методы.

Файлы: 1 файл

гусева физ-ра.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Бийский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Физ-ра

Тема

быстрота и методы ее развития

Фамилия

гусева

Имя

 

Отчество

 

№ контракта

 

 

Основная часть

1 быстрота и методы ее развития

 

Быстрота, как двигательное качество, проявляется в скорости ответного движения (двигательной реакции на внешний раздражитель); в скорости движений отдельными звеньями тела; в частоте движений в единицу времени. Эти формы проявления быстроты мало связаны между собой. Поэтому для ее развития применяют различные методы.

Быстрота двигательной реакции  развивается повторным реагированием  на различные (зрительные, звуковые, тактильные) сигналы, воспитанием умения различать  микроинтервалы времени (сенсорный  метод), а также с помощью расчлененного метода.

Сенсорный метод основывается на связи между способностью различать  микроинтервалы времени и быстротой  реакции. Благодаря развитию способности  различать десятые, а иногда и  сотые доли секунды повышается быстрота реагирования.

Расчлененный метод  сводится к раздельной, а затем  слитной тренировке быстроты реакции  и самих движений в облегченных  условиях, а затем в обычных.

В художественной гимнастике для развития быстроты движений используются физические упражнения, в которых  это качество проявляется в наибольшей мере: подвижные игры, бег с ускорениями, прыжки, элементы народного танца, общеразвивающие и специальные упражнения, исполняемые в различном темпе.

Быстрота — это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени (Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 1969, с. 128).

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности проявления скоростных качеств, приведенных ниже.

1. Скорость как предельная быстрота отдельных движений — элементов техники

В «чистом» виде эта разновидность  проявления скоростных качеств встречается в спорте довольно редко:

ведь предельная быстрота может  быть проявлена лишь в условиях незначительных сопротивлений, таких, как, например, удар в теннисе, короткий укол и удар без участия больших групп мышц в фехтовании и т. п.

Обычно предельная быстрота движений проявляется в сочетании с  силой, т. е. эти движения являются до известной степени и силовыми.

2. Быстрота реакции (на сигнал стартера, на изменение игровой ситуации и т. п.)

Эта разновидность быстроты чрезвычайно  важна в таких видах спорта, как бокс, фехтование, спортивные игры, а также в кратковременных  спринтерских упражнениях.

В единоборствах и спортивных играх быстрота реакции является основной и необходимой предпосылкой для умения спортсмена максимально быстро, опережая соперника, оценить обстановку, принять наиболее выгодное в этой ситуации решение и осуществить его. Именно это умение в первую очередь характерно для всех выдающихся боксеров, фехтовальщиков, баскетболистов и др.

Быстрота реакции необходима также в спринтерских упражнениях в легкой атлетике, плавании, конькобежном спорте и в некоторых других видах спорта для максимально быстрого выполнения старта. Хорошо развитое, это качество позволит, правда, выиграть всего 0,1, в лучшем случае 0,2 сек., однако для спринтера иногда они имеют решающее значение.

3. Быстрота как необходимая характеристика  темпа движений

Эта разновидность быстроты исключительно важна в упражнениях циклического характера. Она представляет собой способность быстро чередовать «включения» и «выключения» необходимых мышечных групп, т. е. сокращение и расслабление их. Эта способность позволяет не только увеличивать темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии. Чем быстрее происходит сокращение и расслабление мышцы, тем большее время она имеет для отдыха.

Не удивительно поэтому, что  специальные скоростные упражнения, направленные на развитие темпа движений, должны составлять основу скоростной тренировки спортсменов в видах спорта циклического характера. Каждое циклическое движение представляет собой сочетание возбуждения и торможения (работы и расслабления) одной группы мышц с одновременным торможением и возбуждением другой — мышц-антагонистов. При невысоком темпе это чередование происходит довольно четко и безошибочно. При повышении темпа движений, в силу того что процесс торможения развивается несколько медленнее, чем процесс возбуждения, наступает такой момент, когда возбуждение обеих групп мышц частично совпадает. Тогда возникает так называемая скоростная напряженность мышц, не позволяющая выдерживать подобный темп и тем более его увеличивать. Скорость перехода мышцы от состояния возбуждения к состоянию торможения и обратно индивидуальна. Она может несколько повышаться под влиянием специальной тренировки, однако предпосылки к этому являются качеством врожденным, поэтому специальная тренировка у одного спортсмена дает больший эффект, а у другого — меньший.

В абсолютном большинстве видов  спорта все эти разновидности  скоростных качеств проявляются  в сочетании. Например, результат в спринтерском беге зависит и от реакции на старте, и от быстроты каждого одиночного движения, и от развитого на дистанции темпа.

Быстрота реакции на стартовую  команду (выстрел, свисток и т. п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера.

Быстрота реакции на стартовую  команду может быть улучшена двумя методами. Это: аналитический метод улучшения быстроты реакции; сенсорный метод улучшения быстроты реакции. Аналитический метод развития быстроты реакции

Аналитический метод улучшения  быстроты реакции предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раздельно по элементам.

Например, при тренировке низкого  старта сначала раздельно отрабатывается реакция на выстрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.

Сенсорный метод развития быстроты реакции

Сенсорный метод улучшения быстроты реакции основан на том, что у  спортсмена развивается чувство времени, а это, в свою очередь, как показывают исследования, улучшает реакцию. Этот метод предусматривает три этапа тренировки.

На первом этапе спортсмен максимально  быстро выполняет короткие стартовые ускорения (в плавании, например, 10—12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения.

На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время.

На третьем этапе эти тренировочные  ускорения спортсмен выполняет  с различным заданием тренера.

Несколько труднее обстоит дело с тренировкой быстроты реакции на более сложный раздражитель, так называемой реакции на движущийся объект и реакции на изменение обстановки (реакции выбора).

Для развития быстроты движений с большой эффективностью может быть использован соревновательный метод, а также упражнения на развитие быстроты движений.

Соревновательный метод  развития быстроты движений

Соревновательный метод  развития быстроты движений можно применить в двух формах:

а) при групповом выполнении упражнения после каждой команды  из соревнования выбывает спортсмен, выполнивший, ее последним;

б) упражнения выполняются  в парах: определяется победитель, затем  соревнуются победители пар, и так  до финала.

Быстрота движений (отдельного движения) отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков, спринтерских беговых упражнений.

Некоторый эффект дают специальные  скоростные упражнения, ценность которых заключается главным образом в том, что они создают условия для выполнения предельно быстрых движений.

Методика воспитания быстроты

По мнению многих специалистов (Р. Е. Мотылянская, 1956, 1961; В. С. Фарфель, В. М. Корецкий, 1962, и др.), на этапе  начальной спортивной специализации  большое внимание следует уделять воспитанию быстроты.Подростки отличаются большой двигательной активностью. Они способны совершать более быстрые движения, чем юноши и девушки. Так, исследования В. С. Топчияна (1964, 1968) показали, что по частоте беговых шагов на коротких отрезках дистанции подростки не уступают взрослым квалифицированным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно-сосудистой системы подростков и наиболее близки их моторике. Следовательно, с одной стороны, наличие высоких возрастных темпов развития быстроты как физического качества, с другой стороны, доступность упражнений скоростного характера обусловливает целесообразность систематической работы над развитием быстроты спортивных движений у подростков.

Приступая к экспериментальному обоснованию методики тренировки на этапе начальной спортивной специализации, мы исходили из предположения о том, что занятия на этом этапе должны быть направлены преимущественно на разностороннюю физическую подготовку, осуществляемую путем применения широкого комплекса разнообразных тренировочных средств, а также специальных комплексов упражнений, направленных на воспитание физических качеств, имеющих важное значение для специализации в избранном виде спорта. Таким образом, мы полагали, что на этапе начальной спортивной специализации целесообразно придерживаться комплексного подхода к развитию физических качеств.

С целью решения проблемы начальной спортивной специализации  был осуществлен двухлетнийпедагогический эксперимент, в котором решались следующие задачи:

выявить рациональную преимущественную направленность тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации;

экспериментально обосновать методику воспитания быстроты и скоростно-силовых  качеств на этом этапе.

В эксперименте приняли  участие 66 мальчиков 11— 12 лет, занимающихся в отделении легкой атлетики ДЮСШ. Испытуемые были распределены на три группы, в каждой из них в период эксперимента проведено по 293 учебно-тренировочных занятия. Их методика в первой группе (контрольной) была разработана на основе действующей программы по легкой атлетике для детско-юношеской спортивной школы.

Занятия второй группы были направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и мышечной силы с помощью подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений, способствующих развитию физических качеств, играющих важную роль в процессе специализации в легкой атлетике. Соотношение упражнений, направленных преимущественно на развитие быстроты, силы и выносливости, было следующим: соответственно 50, 25, 25% общего времени занятия.

В программу занятий  третьей опытной группы были включены упражнения из наиболее массовых среди  учащихся школьного возраста видов  спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, баскетбол). Каждому виду спорта отводилось одинаковое количество времени занятий. В период исследования осуществлено 215 педагогических наблюдений, выполнено более 9000 различного рода измерений.

При всех сравниваемых в  эксперименте вариантах начальной  спортивной специализации имело место повышение уровня развития быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы и других физических качеств занимающихся. Однако более значительные сдвиги наблюдались во второй группе.

Уровень развития быстроты в этой группе за два года эксперимента по результату в беге на 60 м со старта повысился на 10,1 %, в беге на 20 м с хода — на 13,1%, по показателю скорости двигательной реакции — на 32,1 %. За этот же период в контрольной группе — соответственно на 9,7; 8,0; 26,3%; в третьей группе — соответственно на 9,4; 10,3; 34,1%.

Более значительные сдвиги у испытуемых второй группы имели  место в развитии скоростно-силовых качеств. Так, результат в прыжке в длину с места улучшился на 21,5%, в прыжке в высоту с места — на 21,9%; в первой группе — соответственно на 16,8 и 7,2 в третьей группе — на 13,2 и 11,9%.

По показателям развития мышечной силы испытуемые второй группы также превзошли испытуемых других экспериментальных групп. Так, становая сила у занимающихся этой группы увеличилась на 52,6%, а у занимающихся контрольной и третьей экспериментальных групп— соответственно на 31,2 и 43,1%.

Во всех группах в  наибольшей степени возросла становая сила, а также сила разгибателей туловища и бедра. Существенные сдвиги наблюдались в развитии быстроты и скоростно-силовых качеств. Проведение занятий по программе второго  варианта создало благоприятные предпосылки для обеспечения прочной базы всесторонней физической подготовленности занимающихся.

Таким образом, результаты 2-летнего педагогического эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что рациональная преимущественная направленность тренировки на этапе начальной спортивной специализациисостоит в том, что наряду с различными видами спорта, подвижными играми целесообразно широко использовать комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта.

Информация о работе Быстрота и методы ее развития