Бег как средство развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержания в разные исторические эпохи развития общества, в том числе по мере развития науки постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются.
В современном мире полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

Содержание работы

стр.
Введение
3
Глава 1. Литературный обзор
5
1.1. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

5
1.2Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

7
Глава 2. Выносливость как психофизическое качество
9
2.1. Утомление при развитии выносливости
13
2.2. Упражнения для развития выносливости
15
2.3. Возрастно-половая динамика выносливости
16
2.4.Работоспособность детей при воспитании выносливости

17
2.5.Особенности и закономерности развития выносливости детей дошкольного возраста

19
Глава 3 Бег как основное средство развития выносливости
22
3.1. Анализ беговых движений
23
3.2. Динамика основных движений
25
3.3. Показатели правильного бега
27
Глава 4 Организация исследования
28
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

После «врабатывания» наступает период относительной стабилизации, для которого характерен феномен так называемого «высокого плато» (определение дано В.И. Добрейцер, Г. П. Юрко), который подтверждает выводы разных исследователей о том, что организм старших дошкольников обладает большими адаптационными возможностями. Это проявляется в реагировании на физическую нагрузку. Приспосабливаясь к ней, детский организм устанавливает оптимальные режимы работы всех физиологических систем, обеспечивающих мышечную деятельность.

Исследования физиологов показывают: при организации физического воспитания необходимо учитывать малый резерв увеличения систолического выброса сердцем крови у детей. Поэтому, определяя физическую нагрузку для каждого ребенка, необходимо ориентироваться прежде всего на частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Другой особенностью реагирования детского организма на физическую нагрузку является слабая переносимость двигательной гипоксемии (кислородного голодании). Вот почему при работе с детьми следует помнить, что мощность физической нагрузки, задаваемой ребенку, необходимо увеличивать очень осторожно и постепенно. Однако С.М.Громбах и Г. П. Юрко констатируют доступность, благоприятное воздействие на детский организм субмаксимальных нагрузок. Оптимальной, по их мнению, является мощность физической нагрузки, соответствующая верхней границе возрастных возможностей детей.

Восстановительный период в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые выражаются в  меньшей (по сравнению с более  старшими детьми и взрослыми) скорости протекания восстановительных процессов, требующих достаточного отдыха. Исследованиями показано, что это верно лишь по отношению к значительным физическим нагрузкам. А при малой и средней интенсивности работы восстановительные процессы протекают даже гораздо быстрее, чем у взрослых, по-видимому, за счет большей мобильности вегетативных систем.

Восстановительный период неодинаков у всех детей и связан с рядом индивидуальных особенностей, уровнем их физической подготовки. С.М.Громбах, Г.П.Юрко считают, что в старшем дошкольном возрасте восстановление пульса (ЧСС) происходит в течение 2-4 минут, показателей внешнего дыхания и газообмена - на 3-5-й минутах. Существенное влияние на скорость их восстановления у детей оказывают систематические занятия физическими упражнениями.

Таким образом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью  детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств.

 

 

 

 

 

Глава 3 Бег как основное упражнение развития выносливости

 

Больше всего для  развития общей выносливости подходят циклические упражнения удовлетворяющие следующим требованиям:

-Участки не большого числа мышечных групп.

-Чередование моментов напряжения и расслабления мышц.

-Использование знакомых, не трудных по технике движений.

-Возможность регулировать темп и длительность выполнения [2 стр. 81].

Одно из наиболее подходящих упражнений соответствующее этим требованиям  – бег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Анализ беговых движений

 

Уже у детей раннего возраста бег является основным способом передвижения. Он оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечного аппарата, повышает обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

Бег - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость  цикла двигательных действий. В анализе  беговых движений общепринятым является деление на периоды фазы, моменты. Выделена такая последовательность фаз в цикл беговых движений ноги: в периоде опоры и в периоде поле.

Во время бега имеется  фаза полета, когда обе ноги бегущего отрываются от почвы. Момент полета усиливает  быстроту передвижения ребенка, увеличивает  длину шага, что дает возможности двигаться вперед с расслабленными мышцами Возникающее при этом торможение, в деятельности нервных центров обеспечивая восстановление работоспособности мышц и нервно-мышечной системы (Е. Г. Левигориневская).

Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенности строения и функций стопы.

Во время бега значительную физическую нагрузку испытывает позвоночник, фиксация изгибов которого у детей дошкольного возраста не завершена в шейном и грудном отделах позвоночника она происходит только в 6-7 лет, в поясничном отделе - к 12 годам (Н.Н.Леонтьева, К.В.Маринова). «Мышечный корсет» туловища также непрочен. Даже при незначительной слабости мышц, при нарушениях осанки осевая нагрузка на позвоночник во время бега существенно возрастает. Незавершенность развития мышц голеностопного сустава и стопы, снижение ее рессорных свойств, а также слабое развитие мышц нижних конечностей провоцируют возрастание физической нагрузки на позвоночник.

Отталкивание является важнейшим звеном локомоторного  акта. Оно характеризуется сложным  взаимодействием в работе нервно-мышечного  аппарата, обеспечивающим перемещение  тела в пространстве. В нем выделяются следующие основные фазы: постановка ноги на грунт; амортизация, сопровождающаяся сгибанием ноги в коленном и разгибанием в голеностопном суставах; отталкивание - стремление к активному выпрямлению ноги во всех суставах. Эффективность отталкивания непосредственно связана с уровнем физической подготовленности детей. Чем выше ее уровень, тем оптимальнее момент отталкивания.

Во время бега имеет  место значительный наклон корпуса  вперед. Величина его непосредственно  связана со скоростью передвижения. Наклон туловища во время быстрого бега - больше, чем во время продолжительного бега. Он обеспечивается активным выведением центра тяжести тела впереди, от границы площади опоры, в самом начале выполнения движения. Именно благодаря первым активным двигательным действиям туловище приобретает характерный наклон вперед. Во время бега наблюдаются вращательные движения туловища вокруг вертикальной оси. В период опоры корпус немного наклоняется вперед, а во время «полета» - несколько выпрямляется.

 

 

 

 

 

3.2. Динамика основных движений

 

Исследования показывают возрастную динамику основных компонентов  бега у ребенка от четырех до семи лет: отмечается последовательное увеличение беговых шагов при почти неизменной частоте шагов. Значит, прирост скорости бега у детей дошкольного возраста происходит в основном за счет увеличения длины беговых шагов.

К 4 годам под влиянием упражнений у ребенка улучшается координация движений рук и ног  в беге, совершенствуются полетность, ритмичность. Однако длина шага еще  недостаточна, поэтому ему дают упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применяют бег с увертыванием и ловлей. В 5 лет ребенок овладевает техникой бега, хотя в деталях ему не удается достичь достаточной четкости. Обучая бегу, педагог обращает внимание на совершенствование деталей, легкости и скорости бега.

В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут  легко, ритмично, равномерно, с хорошей  координацией движений, соблюдением  направления.

Систематическое использование  игровых упражнений обеспечивает улучшение  качества бега, способствует переходу к самостоятельной двигательной деятельности.

Качество бега совершенствуется при выполнении разнообразных видов  бега: бег на носках; бег с высоким  подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу; бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.; бег на ограниченной площади; челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве; бег наперегонки; врассыпную; с увертыванием и ловлей.

Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает  выносливость, формирует нравственно-волевые  качества.

В научно-методической литературе отмечается необходимость специального обучения бегу. Изучение локомоторики в онтогенезе ребенка свидетельствует, что развитие биодинамических характеристик бега меняется в ходе развития детского бега.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Показатели правильного бега

 

Показателями правильного бега являются: определенное положение головы, корпуса (беговая осанка), рук, бедра, голени, стопы.

Правильный бег, так  же как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с  пятки на носок. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, приблизительно на 2 м. Важное требование - соблюдение беговой осанки. При этом корпус расположен прямо с небольшим общим наклоном вперед, т.е. голова, туловище, таз, толчковая нога находятся как бы на одной линии. Плечи опущены, расслаблены. Положение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в локтях под углом 90°. Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед - до уровня груди, назад - до упора.

При движении вперед угол в локтевом суставе несколько  уменьшается, а при движении назад - немного увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ЦЕЛЬ: Определить уровень развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: размеченная на улице дистанция.

Описание теста: тест выполнялся по подгруппам, отдельно мальчики, девочки. По команде «на старт» тестируемая  подгруппа встает к стартовой  линии в шеренгу. По команде «внимание» - разомкнулись. По команде «марш» дети начинают бег.

Результат: количество кругов равное дистанции 800 метров.

Общие указания и замечания:

Счет кругов производится при пересечении линии старта.

Дети почувствовавшие усталость сходят с дистанции.

Скорость бега необходимо регулировать, чтобы не допускать обгон.

Результаты диагностики  вносятся в протокол (таблица 3).

Исследование проводилось в  хорошую солнечную погоду, дети в  соответствии с требованиями были одеты  в спортивную одежду и обувь. Медицинских противопоказаний ни у кого не было.

Поведя данный тест выяснилось что процент детей справившихся с заданием составляет 57,1%. Это хороший результат так как большая часть справилась с заданием, но для улучшения результатов можно предложить методические рекомендации разработанные В. А. Ивановым  (таблица 2).Разработанная и применяемая в практике д./с. Красноярска методика в полной мере поможет раскрыть психофизические качества дошкольников.

Основными методами развития общей выносливости у дошкольников является бег:

смешанный – чередование  медленного бега с прогулочной хотьбой

равномерный – бег  с постепенным увеличением дистанции  с равномерной скоростью.

 

Заключение

 

Помимо биолого-физиологических  и психологических особенностей развития организма ребенка при  применении физических упражнений, нужно помнить и об общепедагогических принципах, но особенно нужно выделить три:

- посильности

- постепенности

- постоянности

К специфическим принципам  в физическом воспитании относятся: круглогодичность, волнообразность  и цикличность. Из этих принципов видно, что педпроцесс, направленный на обучение движениям и управление развитием физических качеств детей, подчинен закономерностям, игнорируя которые мы не получим желаемого результата.

Познание психофизического развития, формирование дыхательных навыков позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение

Таким образом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств.

Являясь одним из способов передвижения у детей с раннего, бег – один из упражнений по воспитанию выносливости. В общем он оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечного аппарата, повышает обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

В научно-методической литературе отмечается необходимость специального обучения бегу. Изучение локомоторики в онтогенезе ребенка свидетельствует, что развитие биодинамических характеристик  бега меняется в ходе развития детского бега.

Информация о работе Бег как средство развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста