Защита прав потребителя при продаже товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:31, реферат

Описание работы

Одним из первых рыночных законов, принятых в Российской Федерации, стал Закон «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ «О защите прав потребителей» стал основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. На момент принятия Закона «О защите прав потребителей» в России во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы уже действовали. Важность принятия этого закона как для потребителя, так и для предпринимателя трудно переоценить. С точки зрения потребителя, важность законодательного регулирования правоотношений с предпринимателем на рынке товаров и услуг обусловлена возможностью грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права. Что касается добросовестных предпринимателей, стремящихся к производству и размещению на рынке товаров и услуг продукции высокого качества, то для них принятие данного закона обеспечивает возможность в условиях «прозрачного» рынка существенно повысить собственную конкурентоспособность.

Файлы: 1 файл

стандартизация.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

7. Доставка крупногабаритного  товара и товара весом более  пяти килограммов для ремонта,  уценки, замены и (или) возврат  их потребителю осуществляются  силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера). В случае  неисполнения данной обязанности,  а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации  или уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) в  месте нахождения потребителя  доставка и (или) возврат указанных  товаров могут осуществляться  потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный  предприниматель, импортер) обязан  возместить потребителю расходы,  связанные с доставкой и (или)  возвратом указанных товаров.

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

1. Потребитель  вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении  товаров, на которые гарантийные  сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные  требования, если недостатки товаров  обнаружены в разумный срок, но в  пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом  или договором.

2. Гарантийный  срок товара, а также срок его  службы исчисляется со дня  передачи товара потребителю,  если иное не предусмотрено  договором. Если день передачи  установить невозможно, эти сроки  исчисляются со дня изготовления  товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки  исчисляются с момента наступления  соответствующего сезона, срок наступления  которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места  нахождения потребителей.

При продаже  товаров по образцам, по почте, а  также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня  доставки товара потребителю. Если потребитель  лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих  от продавца (в частности, товар нуждается  в специальной установке, подключении  или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих  от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может  использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки  исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым  со дня изготовления товара, в течение  которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой  товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать  обязательным требованиям к безопасности товара.

3. Гарантийные  сроки могут устанавливаться  на комплектующие изделия и  составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие  изделия и составные части  исчисляются в том же порядке,  что и гарантийный срок на  основной товар.

Гарантийные сроки  на комплектующие изделия и составные  части товара считаются равными  гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее  изделие установлен гарантийный  срок большей продолжительности, чем  гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение  гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

4. Сроки, указанные  в настоящей статье, доводятся  до сведения потребителя в  информации о товаре, предоставляемой  потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

6. В случае  выявления существенных недостатков  товара потребитель вправе предъявить  изготовителю (уполномоченной организации  или уполномоченному индивидуальному  предпринимателю, импортеру) требование  о безвозмездном устранении таких  недостатков, если докажет, что  они возникли до передачи товара  потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.  Указанное требование может быть  предъявлено, если недостатки  товара обнаружены по истечении  двух лет со дня передачи  товара потребителю, в течение  установленного на товар срока  службы или в течение десяти  лет со дня передачи товара  потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

1. Если срок  устранения недостатков товара  не определен в письменной  форме соглашением сторон, эти  недостатки должны быть устранены  изготовителем (продавцом, уполномоченной  организацией или уполномоченным  индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то  есть в минимальный срок, объективно  необходимый для их устранения  с учетом обычно применяемого  способа. Срок устранения недостатков  товара, определяемый в письменной  форме соглашением сторон, не  может превышать сорок пять  дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. В случае  устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

4. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации  или уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует  необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение  месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его  заявлению в срок, необходимый  для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное  пользование на период замены товар  длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

2. Товар ненадлежащего  качества должен быть заменен  на новый товар, то есть на  товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Требования потребителя  о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление  недостатков товара потребителем или  третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также  требование о возмещении убытков, причиненных  потребителю вследствие продажи  товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение  десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.  

Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя

1. За нарушение предусмотренных статьями 2021 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено  продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения  судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

2. В случае  невыполнения требований потребителя  в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.  

Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю

1. Договор купли-продажи,  предусматривающий обязанность  потребителя предварительно оплатить  товар, должен содержать условие  о сроке передачи товара потребителю.

Информация о работе Защита прав потребителя при продаже товара