Защита прав потребителя при продаже товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:31, реферат

Описание работы

Одним из первых рыночных законов, принятых в Российской Федерации, стал Закон «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ «О защите прав потребителей» стал основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. На момент принятия Закона «О защите прав потребителей» в России во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы уже действовали. Важность принятия этого закона как для потребителя, так и для предпринимателя трудно переоценить. С точки зрения потребителя, важность законодательного регулирования правоотношений с предпринимателем на рынке товаров и услуг обусловлена возможностью грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права. Что касается добросовестных предпринимателей, стремящихся к производству и размещению на рынке товаров и услуг продукции высокого качества, то для них принятие данного закона обеспечивает возможность в условиях «прозрачного» рынка существенно повысить собственную конкурентоспособность.

Файлы: 1 файл

стандартизация.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

                                       ВВЕДЕНИЕ. 
 

  Одним из первых рыночных законов, принятых в  Российской Федерации, стал Закон «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ «О защите прав потребителей» стал основополагающим законодательным актом в области  защиты прав потребителей. На момент принятия Закона «О защите прав потребителей» в России во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы уже действовали. Важность принятия этого закона как для потребителя, так и для предпринимателя трудно переоценить. С точки зрения потребителя, важность законодательного регулирования правоотношений с предпринимателем на рынке товаров и услуг обусловлена возможностью грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права. Что касается добросовестных предпринимателей, стремящихся к производству и размещению на рынке товаров и услуг продукции высокого качества, то для них принятие данного закона обеспечивает возможность в условиях «прозрачного» рынка существенно повысить собственную конкурентоспособность.

  Таким образом, принятие Закона «О защите прав потребителей»  явилось серьезным шагом к  развитию в России практики ведения  цивилизованного бизнеса. Детальное  знакомство правами и обязанностями  потребителя и продавца, установленными законодательством, необходимо руководителям  и специалистам предприятий и  организаций промышленного характера— изготовителям продукции, предприятиям и организациям торгового профиля, а также юридическим лицам, работающим в сфере оказания различных услуг населению.

  Ряд вопросов, связанных с применением Закона «О защите прав потребителей», регулируются также Гражданским кодексом РФ, а  также другими федеральными законами РФ. 
 

                                                   Основные понятия: 
 

  1. Потребитель— это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

  Из этого  определения следует, что Закон  применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является гражданин— физическое лицо. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются Законом одинаково. В тех случаях, когда товары или услуги приобретаются юридическим лицом, применяются нормы общегражданского законодательства. Столь очевидное разграничение возможностей защиты прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т.д.). Потребитель, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства и т.д.

  Следующее, на что следует обратить внимание при рассмотрении понятия «потребитель»— это то, что Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется (например, когда товар был подарен).

  Потребителем  считается не только гражданин, уже  приобретший товар (работу или услугу) и использующий его (ее), но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что вы являетесь  потребителем уже тогда, когда обращаетесь  к продавцу с просьбой показать вам  товар и рассказать о его свойствах. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение  Закона.

  Важным  представляется включение в понятие  «потребитель» граждан, которые  только собираются приобрести товар  либо заказать услугу. Это позволяет  им ознакомиться с товаром, получить информацию об условиях его продажи, изготовителе и т.д.

  В отдельных  случаях для приобретения статуса  потребителя гражданин должен заключить  индивидуальный договор с продавцом (например, при покупке билета на самолет, поезд и т.д.).

  Потребителем  не может считаться гражданин, приобретающий  товар (заказывающий работы, услуги) для  организаций и за их счет с целью  использования в производстве.

  2. Изготовителем (продавцом, исполнителем) являются организации вне зависимости от форм их собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации их потребителям или реализующие их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняющие для них по возмездному договору работы или оказывающие услуги.

  Закон может  применяться и к отношениям с  участием государственных организаций, если эти организации оказывают  потребителям услуги или продают  им товары.

  Помимо  организаций, изготовителем (продавцом, исполнителем) может выступать и  индивидуальный предприниматель. В  силу ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью  с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя. Если же гражданин в нарушение  законодательства осуществляет предпринимательскую  деятельность без государственной  регистрации, суд вправе возложить  на него обязательства, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей».

  Организация признается изготовителем лишь в  том случае, если она производит товары для реализации их потребителям.

  Если же предприятие не имеет намерения  продавать производимый товар гражданам-потребителям, действие настоящего Закона на него не распространяется.

  3. Продавцом в соответствии с рассматриваемым Законом является лишь та организация, которая реализует потребителям товары по договору купли-продажи. Если же товар получен в организации каким-либо другим путем (например, по договору мены, подряда и т.д.), нормы потребительского законодательства к отношениям сторон применяться не будут.

  4. Исполнителем является организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора.

  Таким образом, контрагентами потребителя могут  выступать коммерческие и некоммерческие (в том числе и иностранные  юридические лица). Однако при этом следует помнить о том, что  ряд организаций, таких как некоммерческие организации, унитарные государственные  и муниципальные предприятия, обладая  специальной правоспособностью, могут  совершать только те сделки, которые  предусмотрены их уставом.

  Контрагентом  потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью  с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя.

  5. Недостатком товара (работы, услуги) считается несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).

  6. Существенный недостаток товара (работы, услуги)— неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

  7. Понятие  Стандарт означает, что товар (работа, услуга) должны соответствовать обязательным требованиям к качеству, установленным в государственных стандартах, правилах, строительных нормах, а также в других нормативных документах, имеющих обязательное значение для данного вида товара (работы, услуги).

  8. Безопасность товара (работы, услуги) означает, что товар (работа, услуга) безопасна для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). 

Защита  прав потребителей при  продаже товаров  потребителям  

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

1. Потребитель  в случае обнаружения в товаре  недостатков, если они не были  оговорены продавцом, по своему  выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков  товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или  третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель  вправе потребовать также полного  возмещения убытков, причиненных ему  вследствие продажи товара ненадлежащего  качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении  технически сложного товара потребитель  в случае обнаружения в нем  недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать  возврата уплаченной за такой товар  суммы либо предъявить требование о  его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного  недостатка товара;

нарушение установленных  настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение  каждого года гарантийного срока  в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

2. Требования, указанные  в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются  потребителем продавцу либо уполномоченной  организации или уполномоченному  индивидуальному предпринимателю.

3. Потребитель  вправе предъявить требования, указанные  в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру  товар ненадлежащего качества и  потребовать возврата уплаченной за него суммы.

4. Утратил силу

5. Отсутствие  у потребителя кассового или  товарного чека либо иного  документа, удостоверяющих факт  и условия покупки товара, не  является основанием для отказа  в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар  ненадлежащего качества у потребителя  и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель  вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора  о причинах возникновения недостатков  товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 2021 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что  его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель  обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или  уполномоченному индивидуальному  предпринимателю, импортеру расходы  на проведение экспертизы, а также  связанные с ее проведением расходы  на хранение и транспортировку товара.

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный  предприниматель, импортер отвечает  за недостатки товара, на который  не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что  они возникли до передачи товара  потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении  товара, на который установлен гарантийный  срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после  передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой  силы.

Информация о работе Защита прав потребителя при продаже товара