Виды стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Стандарт (standard): Нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат. Задача этого документа достичь наилучшей степени упорядочения в заданной области.

Файлы: 1 файл

Виды стандартов.docx

— 18.04 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Московский  государственный  гуманитарный университет  им. М.А. Шолохова»

Экономико-технологический  колледж 
 
 

Реферат

по  дисциплине

«Метрология» 

на  тему «Виды стандартов» 
 
 
 
 
 

                Выполнил  
                студент группы АС-3.1-09

                Борисов Игорь Игоревич 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2012 

Стандарт (standard): Нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат. Задача этого документа достичь наилучшей степени упорядочения в заданной области.

Стандарты основываются на обобщенных результатах научных  знаний, изучения практического опыта, развития техники и направлены на достижение наибольшей выгоды для общества.

Стандарт  в Российской Федерации — такой нормативный документ, в котором определен основной комплекс правил, норм, требований к стандартизуемому объекту, в котором подразумевается многократное использование этих требований и определяются основные характеристики продукции, правила применения  и характеристики производственных процессов. А также дальнейший жизненный цикл продукта. 

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на услуги;
  • стандарты на процессы (работы);
  • стандарты на методы контроля;
  • стандарты на термины и определения.

Основополагающий  стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий  стандарт может применяться непосредственно  в качестве стандарта или служить  основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических  документов.

Существует  два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических  объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции  на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической  документации; общие правила обеспечения  качества продукции и другие общетехнические  правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы ( например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

Стандарт  на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .

На продукцию  разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих  технических условий; 2. стандарт технических  условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты  в общем случае включают следующие  разделы: классификация, основные параметры  и (или) размеры; общие технические  требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции  могут разрабатываться стандарты  узкого назначения: стандарты технических  требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать  требования безопасности для жизни  и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при  проведении технологических операций.

На современном  этапе большое значение приобретают  стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой  кадров и пр. Имеются в виду стандарты  по системам менеджмента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого  метода в зависимости от специфики  его проведения устанавливают:

  • средства испытаний и вспомогательные устройства;
  • порядок подготовки к проведению испытаний;
  • порядок проведения испытаний;
  • правила обработки результатов испытаний;
  • правила оформления результатов испытаний;
  • допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения —  проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения  паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса  показателей (стандарт на методы испытаний  шелковых и полушелковых штучных  изделий).

Практика  обязательной сертификации вызвала  необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию  и методы контроля, в частности  стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт  на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт  на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных  задач стандартизации — обеспечение  взаимопонимания между всеми  сторонами, заинтересованными в  объекте стандартизации. 
 


Информация о работе Виды стандартов