Виды стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.
ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов:
• стандарты основополагающие;
• стандарты на продукцию;

Содержание работы

1. Виды стандартов 3
1.1. Основополагающий стандарт 3
1.2. Стандарт на продукцию 4
1.3. Стандарты на процессы 4
1.4. Стандарты на методы контроля 5
1.5. Стандарт на услугу 6
1.6. Стандарт на термины и определения 6
2. Нормативно-правовые основы метрологии 6
3. Сертификация в различных сферах 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Виды стандартов.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды стандартов

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты.

Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил  следующие основные виды стандартов:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию;
  • стандарты на услуги;
  • стандарты на процессы (работы);
  • стандарты на методы контроля;
  • стандарты на термины и определения.

1.1. Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий  стандарт может применяться непосредственно  в качестве стандарта или служить  основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических  документов.

Существует  два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических  объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы ( например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.

1.2.  Стандарт на продукцию   —   стандарт,   устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению .

На продукцию  разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1.стандарт общих  технических условий; 2. стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

1.3.  Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной  среды при проведении технологических операций.

На современном  этапе большое значение приобретают  стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой  кадров и пр. Имеются в виду стандарты по системам менеджмента качества.

1.4. Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого  метода в зависимости от специфики  его проведения устанавливают:

  • средства испытаний и вспомогательные устройства;
  • порядок подготовки к проведению испытаний;
  • порядок проведения испытаний;
  • правила обработки результатов испытаний;
  • правила оформления результатов испытаний;
  • допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут  быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости  чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

1.5. Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

1.6. Стандарт  на термины и   определения —  стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных  задач стандартизации — обеспечение  взаимопонимания между всеми  сторонами, заинтересованными в  объекте стандартизации.

 

  1. Нормативно правовые основы метрологии

Значимость  и ответственность измерений  и измерительной информации обусловливают  необходимость установления в законодательном  порядке комплекса правовых и  нормативных актов и положений:

1. Конституционная  норма по вопросам метрологии.

2. Законы "Об  обеспечении единства измерений"  и "О техническом регулировании''.

3. Постановления  Правительства России по отдельным  вопросам (направлениям) метрологической  деятельности.

4. Нормативные  документы Госстандарта России: ТР, ГОСТ Р, РД, МИ, ПР, ПМГ.

5. Рекомендации  государственных научных метрологических  центров Госстандарта России.

Вся метрологическая  деятельность в Российской Федерации  основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в  федеральном ведении находятся  стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы ФВ, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы. В развитие этой конституционной нормы приняты законы "Об обеспечении единства измерений" и "О техническом регулировании", детализирующие основы метрологической деятельности.

Основными целями Закона "Об обеспечении единства измерений", принятого в 1993 г., являются:

• установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

• регулирование  отношений государственных органов  управления с юридическими и физическими  лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и  импорта средств измерений;

• защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

• содействие прогрессу  на основе создания и применения государственных  эталонов единиц ФВ;

• гармонизация российской системы измерений с мировой практикой.

   Закон закрепляет  основы метрологии.

Одним из главных является единство измерений состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин  и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Кроме этого, в Законе даны определения таких понятий, как средство измерений, эталон единицы величины, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средства измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений, сертификат о калибровке. Приведенные определения соответствуют официальной терминологии Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

Закон устанавливает, что  государственное управление деятельностью  по обеспечению единства измерений  в России осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), и определяет его цели, задачи, компетенцию, ответственность и полномочия.

Закон определяет, что в Российской Федерации допускаются  к применению единицы физических величин Международной системы  единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные  МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории России.

Закон требует, чтобы средства измерений соответствовали  условиям эксплуатации и установленным  требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Госстандарта. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Госстандарт.

Закон определяет Государственную метрологическую  службу и иные государственные службы обеспечения единства измерений, метрологические  службы государственных органов  управления Российской Федерации и юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды, полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора, осуществляемого Государственной метрологической службой Госстандарта России. В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.

Закон "Об обеспечении  единства измерений" укрепляет правовую основу для международного сотрудничества в области метрологии. Положения настоящего Закона были расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Госстандартом страны.

Основными объектами  ГСИ являются:

• единицы ФВ;

• государственные  эталоны и общесоюзные поверочные схемы;

• методы и средства поверки средств измерений СИ;

• номенклатура и способы нормирования метрологических  характеристик (MX) СИ;

• нормы точности измерений;

• способы выражения  и формы представления результатов  и показателей точности измерений;

• методики выполнения измерений;

• методики оценки достоверности и формы представления  данных о свойствах веществ и  материалов;

• требования к  стандартным образцам свойств веществ  и материалов;

• термины и  определения в области метрологии;

• организация  и порядок проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской

и технологической  документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.

Текущая метрологическая  деятельность регламентируется постановлениями  Правительства России. Наиболее важными  из принятых в последнее время  постановлений являются следующие:

• Об организации  работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 г.) (утверждено постановлением Правительства России от 12.02.94 № 100);

Информация о работе Виды стандартов