Управление ассортиментом хлеба и хлебобулочных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- овладеть достаточными теоретическими знаниями в области товарного ассортимента и ассортиментной политики;
- определить особенности товарного ассортимента хлеба и его значение на розничном предприятии;
- проанализировать качество продукции на предприятии и управление им;
-построить модель совершенствования деятельности предприятия на основе ассортиментной политики.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 124.33 Кб (Скачать файл)

В связи с названными особенностями  ржаной муки, тесто из нее готовят  с повышенной кислотностью. Применяют  специально приготовленные закваски: густые, влажностью 48 - 50%, кислотностью 11 - 16 град; жидкие, влажностью 69 - 85%, кислотностью 9 - 13 град или подкисляющие сухие (Цитрасол, Полинол, БиоЭКС). Отдельные виды хлеба производятся с применением заварки. Такой способ придает хлебу специфический вкус и аромат и замедляет его черствение. Иногда для усиления вкуса и аромата в заварку добавляют солод. Для приготовления отдельных видов заварного хлеба вместо заварки используют специально вырабатываемые добавки: экструзионный полуфабрикат из ржаной муки; мука набухающая - сухая заварка, получаемая путем гидротермической обработки муки на вальцевой сушилке.

Ржаной хлеб выпускают  формовым и подовым. Формовые изделия должны соответствовать хлебной форме, без боковых выплывов. Подовые изделия должны иметь округлую, овальную или продолговато-овальную форму, не расплывчатую, без притисков, отдельные изделия могут быть с заостренными концами. Изделия должны иметь гладкую поверхность, без крупных трещин или подрывов, цвет корки - от светло- до темно-коричневого. Мякиш должен быть пропеченный, не липкий, не влажный на ощупь, эластичный. Влажность ржано-пшеничного хлеба должна быть 45 - 50%, ржаного - 46 - 51%. Кислотность ржаного хлеба 7 - 12 град, кислотность ржано-пшеничного 7 - 11 град.

Из пшеничной муки выпускают  следующие виды изделий: хлеб, изделия  булочные, сдобные хлебобулочные, бараночные, соломка и др. Большую часть  изделий этой группы вырабатывают из муки пшеничной хлебопекарной и  отдельные виды - из муки Подольской, пшеничной и пшеничной особой.

Приготовление теста из пшеничной  муки в основном осуществляют двумя  способами - безопарным и опарным. Безопарный - это однофазный способ, при котором все сырье в соответствии с рецептурой дозируется при замесе теста. Продолжительность брожения теста 150 - 180 мин при температуре 28… 32оС. Опарный - двухфазный способ, при котором сначала готовят опару. После брожения опары в течение 180 - 300 мин в нее добавляют остальное количество муки, дополнительное сырье, воду и замешивают тесто. Тесто бродит 30 - 150 мин.

Приготовление теста опарным и безопарным способами включает следующие операции и процессы: дозирование подготовленного сырья, замес опары или теста, брожение опары и теста, обминка теста. В результате этих операций тесто приобретает свойства, необходимые для разделки и выпечки.

Внешний вид, форма, поверхность, состояние мякиша (пропеченость, промес, пористость, эластичность, свежесть), вкус и запах хлеба из пшеничной муки должны соответствовать требованиям ГОСТа для данного вида изделий. Влажность пшеничного хлеба должна быть 42 - 46%, а кислотность - 2,5 - 7 град.

Тесто для булочных изделий  в основном готовят обычными для  пшеничной муки способами. Технология отдельных изделий имеет некоторые  особенности. Булочные изделия выпекают непосредственно на поду хлебопекарной  камеры. Исключением являются сайки, которые выпекают в формах и на листах.

Органолептические показатели булочных изделий должны соответствовать  требованиям ГОСТа 27842 - 88. Влажность  булочных изделий должна быть 37 - 45%, а кислотность - 2,5 - 4 град.

Тесто для сдобных изделий  готовят опарным, безопарным и ускоренным способами. Также выпекают изделия из сдобного слоеного теста, его готовят ускоренным способом с использованием химических разрыхлителей. Органолептические показатели сдобных изделий должны соответствовать требованиям ГОСТа 24557 - 89.

При оценке качества бараночных изделий определяют показатель набухаемости. Они должны иметь форму в виде кольца: овальную для ванильных, лимонных баранок и сушек челночок; округлую - для всех остальных изделий. Допускается не более двух небольших притисков, наличие плоской поверхности на лежащей стороне. Поверхность изделий должна быть глянцевой, гладкой, без вздутий и трещин, отдельных видов изделий - посыпана маком, тмином или солью. Цвет изделий от светло-желтого до темно-коричневого, более темный цвет и отсутствие глянца допускаются на нижней стороне изделия. Изделия должны быть разрыхленными, без признаков непромеса. Вкус и запах - соответствовать данному виду, с привкусом вкусовых и ароматических добавок, без посторонних привкуса и запаха. Баранки должны быть хрупкими, легко разламывающимися, сушки - хрупкими. Коэффициент набухаемости (показывает, во сколько раз увеличивается масса разрезанного изделия и опущенного на 5 мин в воду при температуре 60оС) баранок должен быть не менее 2,5; сушек ванильных - 2,7; остальных изделий - 3.

Масса одного бублика должна быть 0,1 или 0,05 кг. Допускаемые отклонения в меньшую сторону, для бубликов без упаковки через 6 ч после выемки из печи и для упакованных бубликов через 72 ч не более 5% массы отдельного изделия и 3% средней массы 10 изделий.

У соломки поверхность  должна быть глянцевитая, без вздутий  и трещин, допускается шероховатая  и рифленая. Поверхность соленой  соломки посыпана солью, киевской - маком. Изделия должны легко разламываться  и иметь свойственные им вкус и  запах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы и факторы формирования ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий

Процесс получения хлеба  оказывает влияние на его качество. Состоит производство хлеба из следующих  операций: подготовки сырья, приготовления, брожения, разделки и расстойки теста, выпечки хлеба. При подготовке сырья муку разного качества смешивают, чтобы придать ей лучшие хлебопекарные качества. Муку просеивают, соль и сахар растворяют в воде и фильтруют. Жиры добавляют в тесто в жидком состоянии. Перед замесом теста сырье отвешивают или отмеривают дозаторами в соответствии с рецептурой.

Пшеничное тесто готовят  двумя способами: безопарным и опарным. При безопарном способе берут все сырье, предусмотренное рецептурой, замешивают тесто и оставляют для брожения на 3-4 часа. Тесто получается пресноватым. При опарном способе вначале готовят опару, а затем ставят тесто. Опара - это жидкое тесто, предназначенное для размножения дрожжей. При таком способе тесто получается лучшего качества, чем при безопарном, с более полным вкусом и запахом.

Ржаное тесто ставят на закваске (тесто, оставшееся от предыдущей выпечки). Закваска содержит молочную кислоту и поэтому ржаной хлеб более кислый, чем пшеничный. Ржаное тесто чаще ставят на головке, которая  представляет собой особый вид закваски. При приготовлении заварных сортов хлеба ржаное тесто ставят на заварке. Для этого берут часть муки, смешивают с белым или красным  солодом и заваривают кипятком. Применение заварки улучшает вкусовые качества хлеба, замедляет его черствение и способствует образованию румяной корочки.

После замеса тесто оставляют  на несколько часов для брожения при температуре 27-30°С. Выбродившее  тесто делят на куски определенной массы и объема. Разделку теста  осуществляют машинами. Расстойку теста производят в специальных камерах при температуре 35-40°С в течение 20-50 мин. В процессе расстойки продолжается брожение. Образовавшийся углекислый газ разрыхляет тесто и увеличивает его в объеме. Выпечка хлеба осуществляется в печах при температуре 210-280°С от 10 (мелких изделий) до 80 мин. До отправки хлеба с хлебозавода проверяют его качество.

Для получения хлеба используют основное и вспомогательное сырье. К основному сырью относят  муку, воду, соль и дрожжи. В хлебопечении используют пшеничную и ржаную муку всех сортов. Воду используют питьевую. Для улучшения вкуса и консистенции теста добавляют 1-2% соли. Применяют хлебопекарные дрожжи прессованные, жидкие и сухие. Дрожжи (разновидность микроорганизмов) расщепляют сахар на спирт и углекислый газ, который разрыхляет тесто, делая его пористым.

К вспомогательному сырью  относят сахар, жир, молоко, яйца, солод, патоку, пряности и др. Сахар улучшает вкус, повышает питательную ценность хлеба. Жир улучшает консистенцию хлеба, улучшает вкус, повышает его питательную  ценность. Используют и хлебопечении жиры растительные, животные, маргарин и др. Молоко используют натуральное, обезжиренное, сухое, сгущенное. Оно повышает пищевую ценность, улучшает вкус. Вместо молока можно применять подсырную сыворотку в натуральном или сухом виде. Яйца, яичный порошок или меланж добавляют в тесто при изготовлении сдобных изделий, а также для смазывания их поверхности. Солод - это мука из пророщенного и подсушенного зерна ячменя (белый солод) и ржи (красный солод). Применяют его при изготовлении некоторых сортов хлеба (Московского, заварного и др.). Патоку в хлебопечении используют только крахмальную, полученную путем осахаривания крахмала. Ее добавляют при выпечке некоторых улучшенных сортов ржаного хлеба для замедления черствения. Пряности (тмин, кориандр, ванилин и др.) придают хлебу специфические вкус и аромат. В хлебопечении используют джем, изюм, орехи и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ особенностей формирования ассортимента хлеба и  хлебобулочных изделий в торговом предприятии

Ассортимент хлеба и хлебобулочных  изделий насчитывает около трех десяток сортов и разновидностей, которые можно подразделить на следующие  группы: по виду муки - на хлеб ржаной, пшеничный  и хлеб из смеси ржаной и пшеничной  муки; по способу выпечки - на формовой и подовый; по форме - на батоны, булки, плетенки; по рецептуре - на простой, изготовленный  из муки, воды, соли и дрожжей; улучшенный - с добавлением к основному сырью 3-6%(на 100г, муки) сахара или патоки, а в некоторые сорта - жира и пряностей; сдобный - с (большим количеством сдобы); по назначению - на обыкновенный и диетический.

Хлебозавод в основном производит хлебобулочные изделия  из муки пшеничной (высшего, первого  сортов) - около 80% выпускаемой продукции, и 20% продукции выпускается при  использовании ржаной муки.

Предприятием по специальной  методике в торговых точках города был проведены маркетинговые  исследования по изучению спроса населения  на хлебобулочные изделия.

Анкетированием были охвачены основные социальные и возрастные категории  людей.

Как показало анкетирование  ассортиментом хлебобулочных изделий  удовлетворено примерно 70% опрошенных. Массой хлебобулочных изделий 86% опрошенных в основном удовлетворены. Часть самых молодых и самых пожилых респондентов предлагает несколько увеличить массу хлебобулочных изделий.

Нуждается в существенной корректировке сама постановка дела информирования потребителей о потребительских  свойствах хлебобулочных изделий. По мнению опрошенных, в настоящее время в торговых точках необходимой информации о хлебе явно недостаточно.

Согласно опросу в продаже  пока недостаточно прежде всего: пшеничного хлеба (36%), хлебобулочных изделий диетического назначения (17%), сдобных изделий (18%).

По трехбалльной шкале  основная масса потребителей оценивает  качество имеющейся в продаже  хлебобулочной продукции как  удовлетворительное (48%). В то же время 45% опрошенных признают качество вырабатываемы хлебобулочных изделий хорошим и лишь 7% - неудовлетворительным

Анализ особенностей маркетинга ассортимента хлеба и  хлебобулочных изделий данным торговым предприятием

Глобальные процессы реформирования российской экономики и ее интеграция в мировое сообщество сопровождаются серьезной перестройкой планирования, материально-технического обеспечения, ценообразования, внешнеэкономической  деятельности, финансово-кредитных  отношений на всех уровнях управления. Торговые предприятия в течение  десятилетий реализовывали централизовано планируемую продукцию, имели устойчивую специализацию и кооперацию, стабильных потребителей. В настоящее время  с изменением многих условий их работы, размывом отраслевой принадлежности и  распадом кооперационных связей наблюдается  потеря привычных ориентиров хозяйственной  деятельности и развития.

Товарная политика предприятия  должна аккумулировать и преобразовывать  информацию об уровне развития рынков сбыта продукции, стратегии потенциальных  конкурентов, а также определять реальные возможности его участия  в конкурентной борьбе. Поэтому в  настоящее время особую актуальность приобретают следующие вопросы: исследование основных составляющих товарной политики; разработка критериев оценки эффективности проведения как товарной политики в целом, так и отдельных  ее элементов; экономическая диагностика  предприятия для определения  степени его адаптации к новым социально-экономическим и политическим условиям. Основой товарной политики является гибкое приспособление управляемых ресурсов предприятия к внешним рыночным условиям, не поддающихся или мало поддающихся управлению. Товарная политика предприятия в условиях становления рынка содержит следующие основные элементы: обеспечение конкурентоспособности товаров; комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков; формирование спроса; стимулирование сбыта; ценовая и инвестиционная политика; сервис и послепродажное обслуживание. Товарная политика предполагает определенный курс действий торгового предприятия или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки; стратегии обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за случайных или приходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителями текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого не и долговременной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от поступления товаров в продажу, когда на это уже затрачены огромные средства. Товарная политика, хотя и очень важная, но тем не менее, лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип "товар выбирает покупателя" в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в реализации. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого торговое предприятие должно реализовывать товары. Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум следующих условий: четкое представление о целях сбыта и экспорта на перспективу; наличие стратегии сбытовой деятельности предприятия; хорошего знания рынка и характера его требований; ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, сбытовых) в настоящее время и в перспективе. В условиях необходимости мобилизации все более крупных ресурсов для решения сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте) требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику.

Информация о работе Управление ассортиментом хлеба и хлебобулочных изделий