Торгово-технологический процесс в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине «Магнит» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:
определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина Магнит ЗАО «Тандер»;
разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина «Магнит».

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 220.99 Кб (Скачать файл)

Самый удобный и прогрессивный способ укладки грузов - стеллажный. Такой способ создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров и наиболее рационального использования емкости склада. Возможность повреждения тары и потери товаров от давления верхних рядов на нижние исключается, каждое тарное место или поддон с грузом равномерно омывается циркулирующим воздухом. Следует помнить, что размещать быстро обращающиеся товары лучше на нижнем уровне стеллажей, принцип "подальше положишь - поближе возьмешь" здесь не работает. Стеллажный тип хранения позволяет более рационально использовать емкость складов за счет размещения товаров на максимальной высоте.

 

 

Прогрессивные способы хранения товаров

 

Торговое предприятие организует хранение товаров на складах. Факторами, влияющими на формы работы складских служб, являются: 
общая площадь и технические характеристики склада; 
местонахождение склада по отношению к торговому предприятию в целом и к торговым помещениям; 
частота поступлений товаров на склад; 
количество продаж за определенный период; 
натуральные характеристики товаров; 
совместимость товаров по условиям хранения;

технические средства перемещения товаров в пределах склада; 
необходимость доработки товаров при их хранении;

объем и ассортимент товаров.

В зависимости от перечисленных факторов способ хранения товаров на складе может быть партионным, сортовым, партионно - сортовым, по наименованиям. Партионный способ хранения означает, что каждая партия товара, поступившая на склад торгового предприятия по одному транспортному документу, хранится отдельно. В составе данной партии могут быть товары различных сортов и наименований. Партионный способ хранения удобен для выявления своевременности оплаты товаров, реализации по партиям, излишков и недостач. Однако остатки по одному и тому же товару или сорту хранятся в различных местах, если товары получены разными партиями. Площадь складских помещений используется менее экономично. При сортовом способе отдельно хранятся товары различной сортности. Вновь поступившие на склад товары разбираются по сортам и присоединяются к уже хранящимся товарам того же сорта.

При сортовом способе хранения более экономично используется складская площадь, быстрее осуществляется оперативное управление остатками товаров, однако трудоемко выделение товаров одного сорта, поступивших по разным ценам. В условиях партионно-сортового способа отдельно хранится каждая партия поступивших на склад товаров. При этом внутри партии товары для хранения разбираются по сортам. Данный способ применяется в условиях широкого ассортимента хранящихся товаров. В зависимости от степени ценности товаров их хранение может быть организовано в разрезе каждого наименования (изделия из золота, платины и других драгоценных металлов, драгоценные камни, вычислительная техника, дорогостоящая бытовая техника, автомобили).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Товарные потери в розничной  торговле и пути их сокращения

 

Потери товаров возникают при перевозках, хранении и подготовке их к продаже.

Естественная убыль – это потеря товаров, вызванная их химико-физическими свойствами (усушка, раструска, распыл, раскроша, утечка, розлив), которые приводят к уменьшению их массы и объема. Усушка – самый распространенный вид потерь, который возникает за счет испарений влаги и улетучевания веществ. Усушке не подвержены товары, упакованные в герметичную тару.

Раструска и распыл – потеря сыпучих товаров (муки, крупы, сахарного песка и т.д.) при перевозке. Хранение и реализация этих товаров вразвес. Предварительная расфасовка сыпучих веществ способствует сокращению этих потерь.

Раскрошка может возникнуть при разрубе мороженого мяса, рыбы и др. За исключением обсыпной карамели и сахара-рафинада (относится к естественной убыли).

Утечка, впитывание в тару характерна для жидких товаров, жиров, халвы и др. Возможны потери клеточного сока мороженного мяса, рыбы при оттаивании. Применение полиэтиленовых вкладышей в тару сокращает впитывание в тару.

Розлив – вид естественной убыли жидких товаров, возникающих при отпуске покупателям товара в розлив.

Нормы естественной убыли устанавливаются по каждому виду товаров в зависимости  от времени года, климатических зон, вида складских помещений (охлаждаемых и неохлаждаемых), тары. Устанавливаются нормы естественной убыли в процентах к сумме реализованного товара (развесных или разливных) независимо от срока их хранения в магазине.

На товары штучные и полученные в расфасованном виде нормы естественной убыли не распространяются. Естественную убыль списывают только в случае выявления суммы недостачи. Размеры ее определяют при инвентаризации умножением суммы реализованных товаров, за отчетный период, на установленную норму убыли.

Размер естественной убыли для магазина между инвентаризациями определяется бухгалтерией предприятия. Списание естественной убыли до проведения инвентаризации в магазине не разрешается. Недостача товаров, не превышающие естественную убыль, рассчитанную по существующим нормам, списывается с материально ответственных лиц. Расчет естественной убыли производят по ценам, указанным в сопроводительных документах на товары при поступлении их в магазин. Если недостача превышает норму естественной убыли, то она списывается за счет виновных лиц.

При выявлении недостачи товаров в магазине самообслуживания сверх норм естественной убыли применяются дифференцированные размеры потерь товаров.

Актируемые потери – потери, связанные с нарушением условий хранения и небрежного отношения с товаром (лом, бой, порча). Эти потери подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым потерям относится, например, бой товаров в стеклянной упаковке, нормы которого устанавливаются в процентах к товарообороту.

К ненормируемым потерям относят лом, порчу, хищение, которые списываются за счет виновных лиц. Акты на ненормируемые потери составляют с указанием причин указания потерь и виновных лиц. Ненормируемые потери, возникшие, например, в результате стихийного бедствия, могут быть списаны как убытки по разрешению организации, которой подчинен магазин.

Особый вид актируемых потерь представляет завес тары.

В процессе хранения и складской обработки товаров неизбежно возникают товарные потери, которые бывают двух видов: естественная убыль, возникающая вследствие выветривания, утечки, разлива, распыла и утруски, и недопустимые потери, возникающие вследствие порчи, боя, лома товаров или неудовлетворительных условий хранения.  Гарантом сохранности качества товаров и сокращения товарных потерь является соблюдение режима хранения, от которого зависят схема размещения товаров на складе и установление товарного соседства. На складе должен быть обеспечен постоянный контроль за поддержанием оптимальной температуры и влажности воздуха. Регулирование температурно-влажностного режима осуществляется с помощью вентиляции, отопления, холодильных установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Подготовка товаров к продаже

 

 

           Важное значение для рационализации процесса продажи товаров и внедрение прогрессивных методов обслуживания покупателей имеет предварительная подготовка товаров к продаже. Необходимость проведения операций предварительной подготовки товаров к продаже в магазинах объясняется тем, что значительная часть товаров поступает в торговлю в неподготовленном к реализации состоянии (в крупногабаритной таре, навалом, разобранными и не укомплектованными). Поэтому работники магазинов вынуждены выполнять перед подачей товаров в торговый зал различные операции, которые фактически являются продолжением процесса производства в сфере обращения. 
          Подготовка товаров к продаже - это комплекс операций, выполняемых с товаром в магазине перед подачей его в торговый зал (до мест продажи) и направленные на доведение его до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объемы операций этого комплекса определяются сложностью ассортимента, свойствами отдельных товаров, особенностями их упаковки (тара, упаковка), уровнем готовности товаров к продаже, размером покупок, применением тех или иных методов продажи товаров и т.п. 
Все операции предварительной подготовки товаров к продаже делятся на общие, которых нуждается любой товар, и специфические, обусловленные конкретными особенностями отдельного товара. 
        Комплекс общих операций предварительной подготовки товаров к продаже включает распаковку товаров, их облагороженным (предоставление товарам товарного вида), сортировка, проверка цен и маркировке товаров (заполнение ярлыков и ценников, ценникодержатели и т.д.), комплектование подарочных наборов и подготовку товаров к подаче на рабочее место. 
       В специфических операций подготовки товаров к продаже относят операции, необходимость выполнения которых перед подачей в торговый зал обуславливается спецификой конкретных товаров. Примером таких операций могут быть по фасовке т. н. весовых продовольственных и отдельных мелкоштучных непродовольственных товаров, накатки тканей, намотки ленты или тесьмы, предварительное нарезание товаров, разделки мяса, устранение мелких дефектов обуви, предыдущее группирование мелкоштучных изделий на картах, щите, мелкая штопка трикотажных изделий, настройка музыкальных инструментов, проверка качестве действия или звучание механических и разговорных изделий, проверка комплектности и испытания в действии радиотоваров, настройка телевизоров, очистки мебели от пыли и т.п. 
       Общие операции предварительной подготовки товаров к продаже в магазинах предусматривают: 
 
         - Распаковка - освобождение товара от транспортной тары. Основное требование к этой операции - сохранение количества и качества товаров, тары и упаковки; 
        - Сортировка - группировка товаров по товарным группам, видам, размерам, сортам, другими ассортиментным признакам, а также проверка соответствия цены, сортности, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, прейскурантам договорам; 
        - Облагораживание (предоставление товарного вида) - очистка от пыли, загрязнений, зачистка верхнего слоя товаров, потерявший товарный вид, глажка товаров, протирание заводской смазки, устранение мелких дефектов и т. п.; 
       - Маркировка - оформление и прикрепление (пришивания, приклеивание) к товарам ярлыков с указанием наименования изделия, его артикула, сорта, размера, цены (для обозначения цены могут применяться специальные ценники); 
      - Комплектование подарочных наборов - объединение в единый набор товаров различных наименований общего назначения. Как правило, подарочные наборы комплектующих с галантерейных товаров (часто - в сочетании с трикотажными и парфюмерно-косметическими товарами). При комплектовании наборов должны учитываться направления моды и покупательский спрос. Недопустимо включение в наборы наряду с товарами высокого качества, повышенного спроса отдельных неходовых товаров. Подарки должны быть подобраны со вкусом и красиво оформлены. 
     - Подготовка товаров к преподаванию в торговом зале - укладка товаров в специальную тару, контейнеры, лотки, тару-оборудование, корзины, ящики, тележки, выполнения операций по сбору товаров, поступивших в магазин в разобранном виде. 
         Подготовку товаров к продаже проводят, как правило, в специально отведенных для этого помещениях магазинов распаковочная, фасовочных, мастерских по мелкому ремонту товаров и т.п.; операции по комплектование подарочных наборов и оформление и прикрепление этикеток (ценников) могут осуществляться непосредственно в торговом зале. 
        Выполнение операций предварительной подготовки товаров к продаже в небольших магазинах возлагается на продавцов, которые осуществляют их до открытия магазина, в крупных магазинах эти операции выполняют специально определенные сотрудники. Важным условием эффективного осуществления этих операций является наличие в магазине соответствующего оборудования, инструментов и материалов. 
       Подготовка товаров к продаже создает предпосылки для применения самообслуживания и других прогрессивных методов продажи, обеспечивает высокую производительность труда продавцов при обслуживании покупателей, сокращение товарных потерь, снижения издержек обращения, повышению эффективности работы магазина и прежде улучшает внешний вид товаров и позволяет сотрудникам торгового зала основное внимание уделять именно обслуживанию покупателей, т.е. повышению культуры обслуживания. Вместе оптимальным местом выполнения операций значительная часть этих операций (сортировка, упаковка, фасовка, маркировка) в связи с их производственным характером все-таки следует признать сферу производства (промышленные, перерабатывающие предприятия), а в крайнем случае - предприятия оптовой торговли. Централизация операций предварительной подготовки товаров на производственных предприятиях и в торговле позволяет применять современное высокопроизводительное оборудование, а также сокращать количество технологических операций в магазинах и рационально использовать их площадь. 
        Выполнение операций предварительной подготовки товаров к продаже создает возможность для представления товаров в надлежащем виде в торговый зал. Для перемещения товаров в торговый зал используют ручные или электрические грузовые тележки, тару-оборудование и т.д.. Товары, подготовленные к продаже, перемещают в торговый зал для пополнения товарных запасов в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не создавать препятствий для их обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6.Размещение и вкладка товаров  в торговом зале

 

          Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. 
Размещение товара предполагает выбор наиболее подходящей секции для выставления определенной продукции. Как правило, секции формируются либо, исходя из ориентации на определенную целевую аудиторию (например, товары для будущих мам), либо по виду товаров (обувь, аксессуары, мясо и так далее). Правильное размещение товаров «ведет» посетителей по торговому залу и «предлагает» тот или иной товар, подталкивая к совершению покупки. 
       При этом выкладка продуктовых товаров отличается от других, поскольку задействует холодильные витрины и другое оборудование. Ширина стеллажей определяет, какими будут размещение и выкладка товаров: по упаковке, по брендам или по ценам. 

Общие правила выкладки товара (размещения товара)

  • товар должен размещаться так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден;
  • новые товары выставляются на самых видных местах;
  • полки и стеллажи не должны перегружаться товарами;
  • товары должны легко доставаться с полки или витрины;
  • товары массового спроса должны всегда выкладываться на одном и том же месте;
  • при выкладке товара нужно использовать приёмы дизайна и художественного оформления;
  • не рекомендуется выкладывание разнотипных товаров один на один, в стопку и т. п.;
  • для удобства пользования и во избежание порчи товаров следует избегать излишне большого количества товаров на полках и витринах;
  • товар должен выкладываться этикеткой в сторону покупателя.

Основные принципы современной выкладки товара

  • Учитывается психология смотрящего на товары человека. (взгляд движется как при чтении - слева направо, сверху вниз)
  • Движение основного потока покупателей против часовой стрелки, в рамках "золотого треугольника" (касса, хлеб, охлажденные товары - молоко, колбаса, и т.п.).
  • Правило вытянутой руки - лучшие товары на полках на уровне взгляда, где их легко увидеть и достать без лишних усилий.
  • Сопутствующие товары (пиво-чипсы) размещают вместе, несовместимые (бытовая химия - продукты питания) раздельно.
  • Классические правила выкладки - наличие ценников, чистота и прочее.

 
 
Стеллажи торговые 
 
  Правильно подобранные стеллажи торговые являются одним из самых главных элементов грамотной организации торговых площадей.  Удобные стеллажи торговые металлические обладают особой практичностью. В отличие от дерева и пластика металл не боится ударов. Срок службы стеллажей торговых металлических существенно выше, чем у пластикового и деревянного торгового оборудования для магазина продуктов и других товаров народного потребления.  С точки зрения поддержания чистоты и соответствия нормам гигиены металлические стеллажи практически идеальны.  
 

                        
     
Стеллаж прямой с фризом           Стеллаж островной             Стеллаж хлебный с фризом 
 
Витрины и прилавки 
 
 
  Основные функции витрины: 

  • информировать покупателя о товарах, распродажах, скидках;
  • демонстрировать товары-новинки;
  • убеждать в престижности торговой марки, осуществлять косвенную и прямую рекламу товаров, услуг и самого магазина;
  • обеспечивать эмоционально-эстетическое воздействие на потребителя.

 
 
Оборудование для рекламной полиграфии 
 
 
  Рекламные и информационные стенды размещаются на выставках, в магазинах, офисах и прочих общественных помещениях, чтобы посетители имели возможность ознакомиться с важной информацией, рекламными буклетами, каталогами, брошюрами и газетами. Современные рекламные стойки изготавливаются в самых различных конфигурациях. Это простое и стильное решение для презентации товара. 
 

  
  
 
     

 
Стойка-змейка 
                       
   Вращающиеся стойки                    Рекламные дисплеи и стенды

 

                  
 
 
                                                        Промо-стойки 
 
Холодильное оборудование 
 
   Современное холодильное оборудование помогает не только уберечь от порчи продукты с ограниченным сроком хранения, но и позволяет продемонстрировать покупателю товар. Обе эти возможности способствуют успешному развитию торговли: ведь покупателей привлекает красивый внешний вид товаров в оригинальной упаковке, а предпочтение всегда отдается свежим и хорошо сохранившимся продуктам. 
 
  Холодильные шкафы - закрытого типа (в складских помещениях), с прозрачными дверками (в качестве выставочного стенда), прозрачные холодильные шкафы (в магазинах с минимальной торговой площадью). 
 
  Холодильные витрины - этот тип холодильных прилавков выставляется по периметру торговой площади. Некоторые модели холодильных прилавков снабжены дополнительными закрытыми отсеками для хранения товаров. 
 
 
   Холодильные бонеты - Большие открытые емкости с замороженными продуктами – это один из самых удобных способов размещения замороженной рыбы, мяса, мороженого, полуфабрикатов в современных супермаркетах. Такое холодильное оборудование для магазинов позволяет покупателям рассмотреть товар вблизи и самостоятельно выбрать нужные продукты. 
 
  Холодильные горки - это высокие холодильные прилавки с большим количеством полок, на которых можно разложить любые продукты. Эти стенды размещаются у стен супермаркетов или в центре торгового зала, а в обычных магазинах устанавливаются за спиной у продавца, чтобы необходимый товар был всегда под рукой. 
 
Холодильные витрины 
 
                       
 
          
 
 
Холодильные шкафы 
 
                    
  
 

Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине