Теоретические основы товароведения медицинское и фармацевтическое товароведение - как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

7. Перечислите основные категории МФТВ. Раскройте их содержание
Основными категориями медицинского и фармацевтического товароведения являются товароведение, товар, потребительные свойства, потребительная стоимость и другие (рис.1).

Файлы: 1 файл

медфарма контрольная.docx

— 214.66 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО ТюмГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ)

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ  ФАРМАЦИИ С КУРСОМ МиФТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Медицинское и фармацевтическое товароведение»

ВАРИАНТ №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

ТЮМЕНЬ – 2012

 

Тема №1. «Теоретические основы товароведения медицинское  и фармацевтическое товароведение - как наука и учебная дисциплина»

7. Перечислите  основные категории МФТВ. Раскройте  их содержание

    Основными категориями  медицинского и фармацевтического  товароведения  являются товароведение, товар, потребительные свойства, потребительная стоимость и другие (рис.1).

Рис. 1. Взаимосвязь основных категорий товароведения

 

    Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать». Последнее слово переводится с санскрита на русский язык как знание. Следовательно, товароведение это — знание о товаре.

    Существует много  определений товара. В товароведении  принято приведенное ниже определение  товара, поскольку оно отражает основную функцию товара — удовлетворение общественной потребности.

    Товар — продукт труда, предназначенный для продажи с целью удовлетворения какой-либо общественной потребности. Как следует из определения, товар характеризуется потребительными свойствами, обусловливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти потребительные свойства проявляются только в процессе потребления или эксплуатации.

    Для того чтобы  товар мог удовлетворить потребность  человека, он должен обладать  полезностью. С позиции экономической теории полезность — общее удовлетворение, получаемое от потребления товаров или услуг. Именно полезность превращает продукт труда в товар, который обладает потребительной стоимостью.

    Различают стоимость (меновую стоимость) и потребительную стоимость товара.

    Стоимость  товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена.

    Потребительная  стоимость товара — экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага. Потребительная стоимость является важнейшей товароведческой категорией, объективно характеризующей состояние и место товара на данной ступени развития общественных потребностей, а следовательно, дающей возможность разрабатывать научно обоснованные меры улучшения его потребительных свойств.

    Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Такое определение термина «потребитель» дано в ст. 1 Федерального закона «О защите прав потребителей».

    Потребность — осознанная необходимость, которая носит объективный характер и зависит от уровня материальной и духовной жизни общества.

   Качество  товара — совокупность потребительных свойств, обусловливающих пригодность товара, т.е. способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара в определенных условиях эксплуатации. В товароведении объектом исследования является технический аспект качества.

    Показатель  качества товара — количественная характеристика свойств, определяющих качество товара применительно к конкретным условиям производства и потребления.

    Управление  качеством товаров — установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества медицинских и фармацевтических товаров при их разработке, производстве, транспортировании, хранении и потреблении. Это осуществляется через контроль качества и целенаправленное воздействие на условия и факторы, которые влияют на потребительные свойства товара, т.е. на качество.

    Конкурентоспособность  товара — совокупность потребительных, стоимостных и прочих характеристик продукта, определяющие его сравнительные позиции и возможности продаж на данном рынке.

    Ассортимент  товаров — состав и соотношение товаров определенного вида или разновидности, отличающихся между собой по типам, размерам, сортности, дозировке и другим признакам.

    В области информации  о товаре используют также  термины вида информации о  товаре, товарном знаке, маркировке.

    Экспертиза (лат. expertus — опытный) товара — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли различными видами товаров с последующей выдачей заключения.

    Товароведческий  анализ — анализ данных о конкретном товаре или группе товаров с точки зрения его потребительных свойств.

Тема №2. «Классификация и кодирование товаров медицинского назначения. Ассортимент товаров  медицинского назначения»

4. Раскройте  содержание понятия: «товар»,  «медицинский и фармацевтический  товар», «ассортимент товаров»

    В маркетинге товар рассматривается в первую очередь как средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность, а потом уже как продукт труда, произведенный для продажи. Эти понятия обобщены в определении, данном Ф. Котлером (1990).

    Товар  (product) — все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем.

    Часто товар  может быть определен и как продукция, представляющая собой совокупность продуктов производства или отдельный продукт производства.

    В соответствии  с существующей классификацией  все товары подразделяются на  две группы: товары индивидуального  (широкого) потребления и производственного  (промышленного) назначения.

    Медицинские и  фармацевтические товары относятся  в основном к первой группе  товаров – индивидуального назначения (потребления).

    В настоящее  время нет четкого деления  на медицинские и фармацевтические  товары, как нет и узаконенной  терминологии в области медицинского  и фармацевтического товароведения.  Поэтому деление на медицинские  и фармацевтические товары условно.

    В 1982 г. В.Н. Стрелковым, А.Л. Казаковым, Р.А. Дубинским и В.Д. Пономаревым было предложено и обосновано использование термина «фармацевтические товары». Этот термин объединяет все группы товаров, реализуемые через фармацевтические (аптечные) организации, т.к. им присущи все признаки и свойства товаров с точки зрения товароведения и экономических дисциплин.

    На фармацевтическом  рынке сложилось понятие «товаров  аптечного ассортимента», обобщающее  группы товаров, реализуемых через  розничные и оптовые аптечные  организации. В первую очередь,  это лекарственные средства, лекарственные  препараты, в том числе гомеопатические,  и изделия медицинского назначения.

    Гомеопатические лекарственные средства – одно- или многокомпонентные препараты, содержащие, как правило, микродозы активных соединений, производящиеся по специальной технологии и предназначенные для внутреннего, парентерального или местного применения в виде различных лекарственных форм.

    Изделия медицинского назначения – это зарегистрированные в установленном законодательством порядке медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больными, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.

    Это товары  основного ассортимента, которые  традиционно реализуются из аптек  и составляют основу перечней  обязательного ассортимента жизненно  необходимых и важнейших ЛС, препаратов, отпускаемых бесплатно и на  льготных условиях. Большая часть  данного ассортимента реализуется  только из аптечных организаций,  поэтому эти товары условно  можно назвать фармацевтическими.

    К медицинским товарам следует отнести те изделия и материалы, которые применяются в медицинской практике для диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

    Ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура) – набор товаров, объединенных по одному или совокупности признаков.

 

Тема №3. «Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров. Показатели качества ассортимента»

2. Перечислите  факторы формирования ассортимента: общие, специфические. 

    Различают общие  и специфические факторы формирования  ассортимента.

    Общие факторы — спрос и извлечение прибыли.


  • Спрос как потребность, подкреплённая платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента.     Формирование ассортимента, в свою очередь, зависит от потребителей (их доходов, региональных и других особенностей).
  • Извлечение прибыли — основная цель коммерческих организаций. 
    Ассортимент товаров выступает как один из факторов, определяющих размеры прибыли. Прибыль можно увеличить расширением или 
    сокращением ассортимента.

    Специфические факторы формирования промышленного ассортимента — сырьевая и материально-техническая база производства, а также достижения научно-технического прогресса.

  • Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырьё, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья.
  • Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Например, отсутствие в России материально-технической базы по производству современной аппаратуры для ультразвуковой диагностики привело к тому, что ассортимент этих изделий формируется за счёт импортной продукции.
  • Достижения научно-технического прогресса — мощный стимул обновления ассортимента медицинских товаров. Например, благодаря появлению радиационной стерилизации стало возможным массовое производство стерильных одноразовых шприцев и игл из полимеров.

    Факторы формирования  торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация предприятия оптовой или розничной торговли, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса.

  • Ассортимент предприятий оптовой торговли и аптек неизбежно формируется под воздействием промышленного ассортимента, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав 
    предложения. Однако, существует и обратная связь, когда потребительский спрос выступает в качестве стимула производства новых товаров.
  • Специализация торговой организации служит одним из наиболее 
    значимых факторов формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании или лицензировании предприятия. В большинстве случаев медицинские товары составляют часть ассортимента 
    фармацевтических предприятий и учреждений. Возможна также более глубокая специализация. Например, основу ассортимента магазинов по продаже очковой оптики составляют очки, их комплектующие (линзы, оправы), контактные линзы и средства ухода за 
    оптикой.
  • Основные требования, предъявляемые к каналам распределения, - 
    надёжность и своевременность поставок, послепродажное сервисное 
    обслуживание медицинской техники.

 

11. Решите  ситуационную задачу. Определите глубину ассортимента по конкретному виду товаров, например, по стрептоциду, если фактически в аптеке есть такие разновидности стрептоцида как: таблетки стрептоцида 0,5 № 10 и линимент стрептоцида 5 %. Согласно справочной литературе известно, что промышленностью выпускаются следующие разновидности стрептоцида: таблетки стрептоцида 0,3 № 10 (для детей) и по 0,5 № 10 (для взрослых), мазь стрептоцидовая и линимент стрептоцида 5 %. Рассчитайте К гл. ассортимента по формуле, сделайте вывод.

Гф = 2

Гб = 4

Кг =

Кг =

Кг = 50

 

    Вывод: В данном случае мы имеем высокое значение коэффициента глубины ассортимента, что свидетельствует о внимании к нуждам населения со стороны аптечной службы.

 

Тема №4. «Основы  стандартизации в РФ. Виды нормативных  документов».

1. Что  такое техническое регулирование?  Приведите основные положения  технического регулирования. Дайте  определение понятию «технический  регламент».

    Техническое регулирование (согласно Федеральному Закону от 27.12.02 г. №184 – ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями и дополнениями от:  9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г.)) - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Информация о работе Теоретические основы товароведения медицинское и фармацевтическое товароведение - как наука и учебная дисциплина