Экспертиза качества: сущность, характеристика, методы, роль в деятельности торгового предприятия, отличие от других товарных экспертиз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является экспертиза качества женской кожаной обуви представленной в ТКУП ТД «Радуга».
Поставленная цель определила следующие задачи:
- дать описание методам исследования экспертизы качества;
- определить проблемы повышения качества и пути их решения

Файлы: 1 файл

такст работы (Автосохраненный).docx

— 95.78 Кб (Скачать файл)

Социологический метод определения показателей основан на сборе и анализе мнений широкого круга фактических или потенциальных потребителей. Сбор мнений потребителей, осуществляется различными путями: посредством анкетного опроса, распространения анкет-вопросников, организации выставок-продаж, конференций, аукционов и т. д. Результативность этого метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации. Социологические методы широко используют з товароведной практике: для определения значении показателей качества товаров народного потребления, изучения спроса и решения других вопросов.

В торговле широко используется анкетный опрос. При этом можно выявить весомость отдельных свойств обуви для различных групп потребителей, значимость качества и цены потребления з зависимости от доходов и социального положения и т. д. Например, нами было установлено, что с повышением доходов потребитель большее предпочтение отдает эстетическим свойствам обуви. Для них качество является более значимым, чем цена потребления.

Экспертный метод широко используется при оценке уровня качества и является единственным при оценке эстетических свойств товаров.

Оценка уровня качества изделий  является сложным процессом. Для  иллюстрации этого приведем перечень лишь некоторых операций по оценке уровня качества на различных стадиях их жизненного цикла.

На стадии разработки изделия  оценка технического уровня качества включает в себя следующие операции: установление класса и типа изделия, определение условий его использования, установление требований потребителей (в том числе внешнего рынка), выбор и обоснование номенклатуры показателей технического уровня, выявление лучших отечественных и зарубежных стандартов и аналогов промышленно освоенных образцов, выбор базового образца, выбор лучших технических решений и установление показателя оптимального уровня качества, определение числовых значений показателей качества оцениваемого изделия и базового образца, выбор метода оценки технического уровня изделия, получение результата и принятие решения, установление требований к качеству изделия и нормирование показателей в нормативно-технической документации.

На стадии изготовления изделия оценка качества изготовления включает в себя: установление объема и периодичности выпуска изделий, методов и средств контроля их качества и испытаний, определение фактических значений показателей качества по результатам контроля и испытаний, статистическую оценку показателей качества, оценку уровня качества изготовления изделий по показателям дефектности, получение результатов оценки и принятие решения.

На стадии реализации изделий (товара) оценка уровня качества заключается в проверке соответствия фактического уровня изготовления товара номинальному и принятии соответствующего решения; в установлении и соблюдении условий по поддержанию исходного уровня качества з процессе хранения и транспортирования; сборе информации о фактическом уровне качества товара, установлении целесообразности и объема выпуска.

На стадии эксплуатации (потребления) изделий оценка уровня качества включает в себя: установление условий потребления изделий, способов, сбора и получения информации о качестве изделий в эксплуатации, определение фактических значений показателей качества по результатам эксплуатации, определение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара и расчет суммарных затрат на его разработку, производство и эксплуатацию, статистическую оценку рекламации, комплексную (интегральную) оценку уровня качества изделии, получение результатов оценки и принятие управляющих решений. [27, c. 5]

Схематично для любой стадии жизненного цикла изделий процесс оценки уровня качества продукции можно представить как совокупность операций, включающую в себя следующие основные этапы: установление цели оценки, выбор номенклатуры показателей оцениваемых изделий и сопоставление их с базовым.

Установление цели оценки. На этом этапе определяют цель оценки, уточняются задачи и сроки их решения. Целью оценки уровня качества товаров, как уже говорилось выше, могут быть проектирование новых изделий, оценка конкурентоспособности и т. д. От цели оценки з значительной степени зависят содержание и объем работы на этапах оценки уровня качества: перечень показателей качества, которые целесообразно рассматривать; методы, средства и точность определения значения этих показателей; форма обработки результатов оценки.

Выбор свойств и номенклатуры показателей. На этом этапе устанавливается перечень основных качественных и количественных характеристик потребительских свойств изделий, формирующих их качество.

Выбор номенклатуры показателей  качества товаров производится с учетом их назначения и условий потребления, состава потребителей и их требований к товару, существующей потребности в товаре и сложившегося потребительского спроса на него, состава и структуры характеризуемых свойств товара, задач управления качеством товара.

Формирование номенклатуры потребительских показателей качества товаров проводится на основе анализа их потребительских свойств. При этом учитывают как измеримые характеристики товара (физико-технические, химические, биологические и др.), так и отдельные неизмеримые признаки качества, (эстетические, эргономические и др.), выявляемые на основе показаний экспертов.

Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций в качестве предметов потребления. При выборе номенклатуры показателей качества конкретного изделия используют номенклатуру показателей качества, важных с точки зрения экспертов.

Выбор номенклатурных показателей  качества товаров осуществляется группой квалифицированных экспертов и включает в себя три этапа: изучение информации о конкретном товаре, разработка развернутой номенклатуры потребительских свойств и разработка показателей качества.

Изучение информации о  конкретном товаре предусматривает выявление данных о его производстве, сбыте, потребителях и условиях потребления.

Изучение конкретного  товара завершается построением  модели конкретной ситуации его потребления по назначению.

Развернутую номенклатуру потребительских  показателей качества товаров данной группы строят в виде структуры показателей, разделенной на иерархические уровни и включающей в себя комплексные и единичные показатели. При этом в номенклатуру потребительских показателей качества следует включать, с одной стороны, только те показатели, которые являются необходимыми, а с другой — все основные показатели, определяющие уровень качества.

Выбор исходной номенклатуры потребительских показателей качества конкретного товара осуществляется на основе развернутой номенклатуры потребительских показателей качества товаров данной группы путем проведения отбора наиболее важных для качества конкретного товара показателей, их конкретизации и обоснования. Номенклатура показателей качества должна соответствовать номенклатуре его важнейших свойств. При формировании номенклатуры на конкретный товар отдельные потребительские показатели качества, предусмотренные в групповой номенклатуре, могут быть исключены из рассмотрения или, наоборот, внесены дополнительно. В зависимости от задач оценки уровня качества в номенклатуру показателей качества, кроме потребительских, могут быть включены также показатели технологические, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др., а также экономические показатели, характеризующие затраты потребителя на приобретение, эксплуатацию и обслуживание товара з процессе его потребления.

Выбор базового образца. Базовым  называется образец с реально  достижимой совокупностью значений показателей качества товара, принятых для сравнения. От выбора базового образца з значительной степени зависят результат оценки уровня продукции и принимаемое решение.

При выборе базового образца следует исходить из того, что совокупность значений его качества должна, во-первых, быть реально достижимой; во-вторых, должна характеризовать оптимальный уровень качества продукции на некоторый период времени.

Оптимальными называются такие значения показателей качества продукции, при которых достигается либо наибольший эффект от эксплуатации продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

При этом оптимальные значения показателей качества не обязательно должны относиться к реально существующей продукции. Они могут быть определены расчетным способом для вновь разрабатываемой или даже гипотетической продукции с реально достижимыми показателями качества. В качестве базовых образцов могут служить:

♦ на стадии разработки — продукция, отвечающая реально достижимым перспективным требованиям (перспективный образец); планируемая к освоению продукция, показатели качества которой заложены з техническом задании, техническом или рабочем проекте;

♦ на стадии изготовления — показатели качества которой в момент оценки отвечают самым высоким или современным требованиям и которая наиболее эффективна в эксплуатации или потреблении; государственные и отраслевые стандарты, технические условия, международные и прогрессивные зарубежные стандарты, регламентирующие оптимальные значения показателей качества. [16, c. 198]

Базовый образец выбирают из группы продукции, аналогичной по назначению, условиям изготовления и эксплуатации. В эту группу должна входить продукция, представляющая значительную часть общего объема продукции, производимой и реализуемой в стране и за рубежом, пользующаяся устойчивым спросом и конкурентоспособная на международном рынке.

При соблюдении указанных требований выбранная для сравнения группа продукции характеризует достигнутый уровень качества, близкий к оптимальному.

Номенклатура показателей качества и методы их определения для базового образца и оцениваемой продукции должны быть идентичны для обеспечения их сопоставимости.

Выбор базовых отдельных видов продукции производится соответствующими отраслевыми научно-исследовательскими институтами, центральными и головными конструкторскими бюро, головными и базовыми организациями по стандартизации. Эти организации собирают, анализируют и обобщают информационные материалы о качестве отечественной и зарубежной продукции, обосновывают выбор базовых образцов и устанавливают срок их действия.

При оценке уровня качества товаров в зависимости от количества показателей, по которым принимается  решение о качестве товаров, применяют следующие методы: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели существенно отличаются от базовых.

Выбор номенклатуры единичных показателей для оценки качества оцениваемого изделия проводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и т. д.

Значения единичных потребительских показателей качества с их базовыми значениями сопоставляют исходя из общего условия:

Кi = f (Pi, Piб),                                                (1.1)

где Кi — значение оценки 1-го показателя качества товара:

Рi — значение 1-го показателя качества оцениваемого товара;

Рiб — базовое значение 1-го показателя.

В случае линейной зависимости  между значениями оценки и значениями потребительских показателей пользуются следующей формулой:

qi = Pi/Piб,                                                    (1.2)

где qi, — значение оценки i-го относительного показателя качества.

При использовании предварительно построенных оценочных шкал сначала определяют значение потребительского показателя качества оцениваемого товара, а затем по шкале оценки — значение оценки этого показателя и его смысловую трактовку. Значение дифференциальных оценок выражается обычно в одинаковых безразмерных единицах (баллах). Может быть использована 10- и 100-балльная система.

 

2 Алгоритм проведения  экспертизы качества в современных  условиях

 

Независимую экспертизу количества, качества, комплектности товаров, определение их стоимости, экспертизу происхождения товаров, собственного производства продукции и экспертизу на соответствие коду Гармонизированной системы описания и кодирования товаров осуществляет на коммерческой основе по заявкам заинтересованных организаций, предприятий, фирм и частных лиц как на территории Республики Беларусь (РБ), так и за ее пределами Торгово-промышленная палата Республики Беларусь (ТПП РБ).

Подразделения ТПП РБ выполняют  работы по экспертизе товаров на основании  договора с заказчиком или гарантийного письма (заявки). Письмо подписывается  руководителем и главным бухгалтером организации – заказчика экспертизы и заверяется печатью. При наличии договора или гарантийного письма об оплате заявка на экспертизу товара может быть принята по телефону.

Информация о работе Экспертиза качества: сущность, характеристика, методы, роль в деятельности торгового предприятия, отличие от других товарных экспертиз