Ассортимент и потребительские свойства бытовых холодильников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств холодильников.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть состояние и тенденции развития российского рынка холодильников;

Содержание работы

Введение 3
1. Ассортимент и потребительские свойства бытовых холодильников 5
1.1 Состояние и тенденции развития рынка холодильников 5
1.2 Факторы, формирующие потребительские свойства холодильников 9
1.2.1 Конструкция холодильников 9
1.2.2 Технологические особенности производства холодильных приборов 15
1.2.3 Требования к качеству 24
1.2.4 Эксплуатационные характеристики холодильников 32
1.2.5 Классификация бытовых холодильных приборов 34
2. Анализ ассортимента и потребительских свойств холодильников, реализуемых в ТД «Селена» 37
2.1 Анализ ассортимента бытовых холодильников, реализуемых в ТД «Селена» 37
2.2 Анализ потребительских свойств бытовых холодильников, реализуемых в ТД «Селена» 51
Заключение 53
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Tovarovednaya_khar-ka_kholodilnikov.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Бытовой холодильник  представляет собой предмет, необходимый  в каждой семье, при этом многие модели холодильников, которые на сегодняшний день стоят в семьях с большим стажем, нуждаются в срочной замене.

Однако, бурное развитие российской экономики и рыночных отношений предопределило динамичное изменение рынка холодильного оборудования для бытового пользования, а, следовательно, разнообразие ассортимента, как по функциональным свойствам, так и по ценовым категориям, что значительно затрудняет потребительский выбор и работу магазинов, торгующих бытовой техникой, так как для продавца важно сформировать оптимальный ассортимент продукции, отвечающих запросам и предпочтениям потребителей. Из всего многообразия холодильников, представленных на российском рынке, небольшим магазинам в региональных городах и даже очень крупных следует подбирать ассортимент предлагаемой техники так, чтобы максимально активизировать продажи. Это обуславливается тем фактором, что габариты холодильников достаточно серьезны, и, следовательно, техника занимает большую складскую и торговую площадь, нерациональное использование которой приводит к недостаточной рентабельности магазинов. Следовательно, ориентация на потребительские предпочтения является важнейшим условием формирования ассортимента магазинов.

Однако и самим потребителям достаточно сложно разобраться во всех тонкостях выбора холодильника, так как различные компании в условиях жесткой конкуренции стремятся максимально усложнить задачу выбора, предлагая не только различные модельные ряди и конфигурации, но и ряд дополнительных свойств и функций, таких как наличие мини-бара, льдогенератора, плачущей стены и пр., что заставляет потребителя задумываться о необходимости подобных функций, значительно влияющих на стоимость холодильника.

Для магазина важно знать  предназначение и потребительские  свойства тех или иных аспектов ассортиментных рядов холодильников, чтобы в процессе консультирования максимально четко объяснить потребителю преимущества или недостатки тех или иных модельных рядов или функций.

Учитывая, что в настоящее  время в продаже насчитывается несколько сотен моделей, выпускаемых десятками заводов, потребителю трудно ориентироваться при выборе бытовой техники. Поэтому умения и навыки товароведа в области ассортимента и качества бытовых холодильников необходимы на отечественном рынке.

Целью курсовой работы является товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств холодильников.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть состояние  и тенденции развития российского  рынка холодильников;

- изучить ассортимент  и потребительские свойства бытовых холодильников;

- провести анализ ассортимента  и потребительских свойств бытовых холодильников, реализуемых в ТД «Селена».

Объектом курсовой работы являются бытовые холодильные приборы.

Предметом курсовой работы является товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств холодильников.

Исходными данными для  написания работы послужили учебные  пособия и монографии ученых и  практиков, статьи периодической печати, законодательные документы.

 

 

1. Ассортимент и потребительские свойства бытовых холодильников

1.1 Состояние  и тенденции развития рынка  холодильников

 

По данным «Анализа рынка холодильников и морозильников», подготовленного BusinesStat, предложение холодильников и морозильников в России с 2006 по 2008 гг. имело положительную динамику и снизилось только в 2009 г. Причиной спада стал экономический кризис, заставивший население отказаться от продукции, не являющейся товаром первой необходимости. В 2010 г. предложение холодильников и морозильников в России выросло на 24% и составило 6,4 млн. шт. Важную роль в увеличении спроса на крупную бытовую технику играет доступность потребительского кредитования. В 2011 году наблюдался рост объемов потребительского кредитования по сравнению с прошлым годом.

Внутреннее производство холодильников и морозильников составляло в 2007-2011 гг. около 55% от объема предложения.

Около 90% рынка бытового холодильного оборудования занимают холодильники. Основными причинами покупки  нового холодильника является изношенность или неудовлетворенность потребительскими качествами имеющегося холодильника [9].

Рыночный ассортимент  бытовых холодильных приборов включает модели разных потребительских и  экономических классов, отвечающие разнообразным требованиям покупателей. На российском рынке представлены холодильники от простых до самых сложных и очень дорогих моделей. Сегодняшние холодильники значительно отличаются от моделей, которые продавались 20 или даже 10 лет назад. Практически потеряла актуальность классификация холодильников «по количеству звездочек». Почти все современные холодильники обеспечивают в морозильной камере температуру минуc 18°С, а многие и более низкую. Совершенно другим стал внутренний и внешний дизайн. Здесь, правда, следует оговориться, что речь идет в большей степени не о том, что импортные холодильники стали лучше, а о том, что они по разным экономическим причинам стали доступнее. Как тенденцию сегодняшнего дня отметим также, что понятие импортного и отечественного несколько смешалось. Модели Indesit Forma производятся в Липецке, а «Атланты» - за границей России, в Минске. Современные модели имеют более совершенную теплоизоляцию. Это позволило, с одной стороны, сделать стенки холодильников тоньше, увеличив при тех же габаритах полезный объем, а с другой стороны, улучшило такие показатели холодильника, как энергопотребление и время сохранения холода при отключении. Произошла небольшая революция и в системах управления холодильниками. Все большее число моделей оборудовано цифровым управлением и системами индикации температуры, открытой дверцы, повышения температуры в холодильной и морозильной камерах и др. Появились дополнительные функции и режимы (быстрое охлаждение, суперзаморозка, специальные режимы для охлаждения напитков, «отпуск»). Все более модным становится выделение в холодильнике отдельного пространства для «зоны сохранения свежести» [9].

Основная функция холодильника - охлаждение. С ней практически  все модели справляются хорошо. Другой важный параметр - надежность - измерить практически невозможно. Естественно, холодильники отличаются по габаритам, дизайну, дополнительным функциям. Многие исследовательские компании проводили анализ российского рынка холодильников на предмет наибольшей популярности производителей этой техники у населения. По данным www.ABC.ru составлены сравнительные рейтинги популярности брендов холодильников на период 2010-2011 год:

1. обычных. 

2. встраиваемых.

Рейтинги составлены на основе обращаемости посетителей  сайта АВС.ru к моделям холодильников. Анализ проведен за одинаковый трехмесячный период двух лет: сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 и 2011 года.

 

Рис. 1 - Сравнительный рейтинг популярности брендов обычных холодильников

 

Лидирующим брендом 2011 года стала немецкая марка Liebherr, которая в 2010 году занимала 3 место. Второе место осталось за Electrolux. Третьим брендом стал Vestfrost, поднявшись с 12 места 2010 года. LG также увеличила свое влияние, заняв восьмое места вместо 4-го прошлого года. Лидер 2010 года Ariston ушел в 2011 году на 13 место. Как в 2010 году, так и в 2011, количество запросов встраиваемых холодильников равно примерно половине от запросов обычных холодильников.

 

Рис. 2 - Сравнительный рейтинг популярности брендов встраиваемых холодильников

Среди встраиваемых холодильников  в 2011 году Liebherr увеличил свою популярность почти в два раза и поднялся со второго места на первое. Bosch поднялся с третьего места на второе. AEG – лидер 2010 года, оказался в 2011 году на третьем месте. Ariston также увеличил свой рейтинг и занял четвертое место. Electrolux опустился с 3-го места на 5-е. Siemens и Zanussi занимают соответственно 6 и 7-ое места.

По сообщениям Российской ассоциации товаропроизводителей и  продавцов электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), продукция международных  компаний, собранная по лицензиям  на территории России, отвоевывает  лидирующие позиции у “классического” импорта и традиционных “советских” марок. Производство холодильников и морозильников традиционных российских марок (“ЗИЛ”, “Бирюса”, “Вятка”) в минувшем году снизилось на 10% и неуклонно продолжает снижение. Вопреки прогнозам, в течение года рынок этой техники рос медленнее, чем ожидалось - менее чем на 7% вместо 9% [9].

По данным ассоциации, продажи российского холодильника “Стинол”, собираемого на Липецком заводе по лицензии итальянского гиганта  бытовой техники “Мерлони”, занимают до 40% отечественного рынка. Относительно небольшая стоимость “Стинолов”, а также их прямых конкурентов в нашей стране - брендов “Занусси” и “АЕГ” шведской компании «Электролюкс» оставляет немного шансов на выживание дешевым, но уже не полностью отвечающим современным требованиям холодильникам “ЗИЛ” и “Бирюса”.

Прогнозы дальнейшего  развития отечественного рынка холодильной  техники, предлагаемые различными экспертными  группами, схожи в одном: поскольку  за несколько лет функционирования системы потребительских кредитов покупатели практически полностью обеспечили себя и холодильниками и прочей бытовой техникой, то очередной бум потребительской активности возникнет еще не скоро. А потому наиболее перспективным направлением для отечественных производителей холодильной техники может стать выпуск элитных моделей и осваивание более высоких ценовых сегментов рынка.

Выводы:

 • Наибольшей популярностью  на российском рынке пользуются  холодильники импортного производства  марок Electrolux, Liebherr, Vestfrost, LG, как наиболее экономичные, удобные в обращении и имеющие привлекательный дизайн.

• Широкое распространение  в России получила продукция международных  компаний, собранная по лицензии российскими  предприятиями. Такие модели как  Индезит, Аристон, Стинол и минский Атлант оставили далеко позади исконно российскую продукцию Бирюса, Вятка, Зил, практически не отвечающих современным требованиям.

• Среди отечественных  производителей холодильников (если учитывать  регион стран СНГ) лидирует Атлант, имеющий наиболее оптимальное соотношение «цена-качество» для среднего класса российского потребителя, а так же «Стинол».

• В связи с растущим благосостоянием россиян, а так  же учитывая повсеместное распространение  системы кредитования, все большей  популярностью пользуются дорогие модели холодильников и широким функциональным диапазоном. Спрос на дорогие модели элитного класса должен послужить толчком отечественному производителю к выпуску более продвинутых моделей и осваиванию более высоких ценовых сегментов рынка.

1.2 Факторы, формирующие потребительские свойства холодильников

1.2.1 Конструкция холодильников

 

Рассмотрим устройство и принцип действия компрессионного, абсорбционного и термоэлектрического  холодильников.

Теоретической основой, на которой построен принцип работы холодильников, является второе начало термодинамики. Охлаждающий газ в холодильниках совершает так называемый обратный цикл Карно. При этом основная передача тепла основана не на цикле Карно, а на фазовых переходах — испарении и конденсации. В принципе возможно создание холодильника, использующего только цикл Карно, но при этом для достижения высокой производительности потребуется или компрессор, создающий очень высокое давление, или очень большая площадь охлаждающего и нагревающего теплообменника.

Основными составляющими частями холодильника являются:

- компрессор, создающий  необходимую разность давлений;

- испаритель, забирающий  тепло из внутреннего объёма  холодильника;

- конденсатор, отдающий  тепло в окружающую среду;

- терморегулирующий вентиль,  поддерживающий разность давлений за счёт дросселирования хладагента;

- хладагент — вещество, переносящее тепло от испарителя  к конденсатору.

Рис. 3 - Расположение основных частей холодильного агрегата бытового холодильника:

1. Испаритель

2. Конденсатор

3. Фильтр-осушитель

4. Капилляр и теплообменник

5.Компрессор

Компрессор засасывает из испарителя хладагент в виде пара, сжимает его (при этом температура  хладагента повышается) и выталкивает  в конденсатор. В бытовых холодильниках  используются герметичные поршневые мотор-компрессоры. В таких компрессорах электродвигатель располагается внутри корпуса компрессора, что позволяет предотвратить утечки хладагента через уплотнение вала. Для поглощения вибраций применяется подвеска компрессора. Подвеска компрессора может быть наружной, когда на пружине подвешивается корпус компрессора, или внутренней, когда подвешен двигатель компрессора внутри корпуса. В современных бытовых холодильниках наружная подвеска не применяется, так как она хуже поглощает вибрации компрессора, который к тому же производит больше шума. Для смазки компрессора применяют специальные рефрижераторные масла. Стоит отметить, что масло и хладагент хорошо растворяются друг в друге.

В конденсаторе нагретый в результате сжатия хладагент остывает, отдавая тепло во внешнюю среду, и при этом конденсируется, то есть превращается в жидкость, поступающую в капилляр. В бытовых холодильниках чаще всего применяются ребристо-трубные конденсаторы, в качестве оребрения применяется стальная проволока или стальной лист с прорезями. Охлаждение конденсаторов обычно естественное, за исключением холодильников больших объёмов.


Рис. 4 - Схема работы холодильника:

1. Конденсатор; 2. Капилляр; 3. Испаритель; 4. Компрессор

Жидкий хладагент под  давлением через дросселирующее отверстие (капилляр или терморегулируемый расширительный вентиль) поступает в испаритель, где за счёт резкого уменьшения давления происходит испарение жидкости. При этом хладагент отнимает тепло у внутренних стенок испарителя, за счёт чего происходит охлаждение внутреннего пространства холодильника. Испарители бытовых холодильников чаще всего листотрубные, сваренные из пары алюминиевых листов. Испаритель морозильной камеры часто совмещён с её корпусом, в то время как испаритель холодильной камеры (в холодильниках с двумя испарителями) располагают на задней стенке камеры.

Информация о работе Ассортимент и потребительские свойства бытовых холодильников