Анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и методических аспектов розничного товарооборота.
Задачами работы являются раскрытие и изучение понятия и сущности товарооборота, целей и методов анализа розничного товарооборота, основных показателей и факторов, определяющих их величину, а так же анализа общего объема, динамики, структуры и выполнения плана розничного товарооборота.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……………….3
Теоретические аспекты розничного товарооборота…………...….…............5

Понятие, сущность товарооборота, цели анализа и информационное обеспечение розничного товарооборота …………………………………5
Основные направления и методы анализа розничного товарооборота ………………………………………………………………………………8
Планирование розничного товарооборота ……………………………...13

Методические аспекты розничного товарооборота .……………………….16

Анализ объема и динамики розничного товарооборота………………..16
Анализ структуры розничного товарооборота…………………….……21
Анализ товарного обеспечения торгового процесса и эффективности использования товарных ресурсов………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………..……………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 782.64 Кб (Скачать файл)

Анализ по методам торговли: за наличные деньги и в кредит; фасованных и нефасованных товаров; через автоматы и обычным способом; по образцам.

Анализ розничного товарооборота по товарному составу. Выполнение плана товарооборота по ассортименту является показателем умения работников магазина учитывать и удовлетворять потребительский спрос. Фактическая товарная структура розничного оборота анализируется по данным формы № 1 предприятие и № 1 торговля, в которых имеются сведения о продаже товаров в розницу в разрезе ассортимента в сравнении с бизнес планом.

Внутригрупповую структуру изучают, прежде всего, по тем товарным группам, по которым не выполнен план реализации, либо отмечен недостаток, неправильный ассортимент или на низкое качество которых от покупателей поступали жалобы. [6, стр. 137-138]

III этапом анализа является выявление факторов, влияющих на объем розничного товарооборота. Основные факторы, влияющие на объем розничного товарооборота, можно подразделить на три группы: факторы, связанные с товарными фондами; факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда; факторы, связанные с использованием основных фондов; факторы, связанные с ценообразованием.

Факторы, связанные с товарными фондами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и прочего выбытия товаров. Это выражается формулой товарного баланса: Знп + П = Р + ПВ + Зкп.

Сумма розничного товарооборота составит: Р = Знп + П – ПВ – Зкп,

где Знп, Зкп — запасы товаров на начало и конец отчетного периода; П - поступление товаров; Р — розничный товарооборот; ПВ — прочее выбытие товаров.

Изменение каждого из слагаемых будет соответствующим образом влиять на величину розничного товарооборота. Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса может измеряться любым способом цепной подстановки или путем определения абсолютных разниц между плановыми и фактическими величинами.

Располагая исходными данными и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации изменений начальных запасов товаров, поступления товаров, их прочего выбытия и конечных запасов товаров.

Анализ зависимости объема реализации от товарных фондов дает лишь исходные данные, не раскрывая причин, вызвавших изменения в остатках запасов, поступлении и выбытии товаров. Каждый из этих элементов следует подвергнуть более детальному анализу. [6, стр. 138-140]

Анализ поступления товаров. Товарные ресурсы торговых организаций образуются за счет поступления товаров по заключенным договорам и поступления из местных ресурсов. Решающая роль в товарном обеспечении розничного товарообращения принадлежит товарам, поступающим по прямым договорам с промышленными предприятиями и оптовыми организациями.

Анализ поступления товаров включает: проверку выполнения плана товарного обеспечения по отдельным товарным группам и анализ поступления товаров по источникам и поставщикам.

Для выполнения плана розничного товарооборота большое значение имеют равномерность поступления товаров, их качество и соответствие спросу. Анализ поступления товаров по месяцам и кварталам дает возможность выявить ритмичность их завоза, своевременность поступления в розничную сеть и обеспечение нормальной торговли ими.[6, стр. 140-141]

Анализ товарных запасов. Планирование обеспечения товарами является необходимым условием хозяйственной деятельности торгового предприятия. Для обеспечения ритмичной работы широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определены нормативы товарных запасов. Норматив текущих запасов товаров необходимо планировать регулярно и пересматривать в зависимости от ситуации как можно чаще. Норматив текущих товарных запасов устанавливается в сумме и в днях оборота - продолжительности одного оборота.

Абсолютную величину товарных запасов можно определить в натуральном и в денежном выражении. Натуральные единицы измерения преобладают в торговле продовольственными товарами. Однако одних абсолютных величин недостаточно, чтобы судить о степени обеспеченности товарооборота товарными запасами. Если просто сопоставить торговые предприятия с одинаковой товарной номенклатурой, то в большем объеме окажется товарный запас на предприятии, имеющем больший товарооборот. Определить у какого из предприятий выше обеспеченность запасами, можно рассчитав относительный показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами. Расчет производится по формуле: Обеспеченность (в днях) = Средний товарный запас / Однодневный товарооборот.

Выраженный в днях товарооборота товарный запас показывает, за сколько дней может быть продана масса товаров, составляющая товарный запас. Этот показатель может быть исчислен как по отдельным товарам и товарным группам, так и в целом по торговой организации. Поэтому он используется для определения даты следующей поставки и потребности в средствах для ее оплаты.

Для полной оценки обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами надо фактические показатели обеспеченности сопоставить с плановыми нормативами. Длительность одного оборота используется также для определения того, какую часть собственных и/или заемных средств необходимо привлечь для обеспечения необходимого объема выручки.

Коэффициент оборачиваемости товаров рассчитывается делением объема реализации на среднюю величину товарных запасов: К оборачиваемости товаров = Выручка от реализации / /Среднегодовая стоимость товарных запасов.

Здесь нужно принимать во внимание принятую согласно учетной политике оценку товаров. Указанная формула пригодна при оценке товаров по ценам продажи. Если товары учитываются по покупным ценам, то вместо выручки должна применяться себестоимость проданных товаров.

В целом, чем выше показатель оборачиваемости товаров, тем эффективнее деятельность организации.

Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения и запасы целевого назначения. Товарные запасы нормального хранения обеспечивают бесперебойную торговлю и должны постоянно и равномерно пополняться. Нарушение установленных сроков завоза товаров может привести к перебоям в торговле, а в отдельных случаях - к затовариванию. [6, стр. 141-142]

    1. Планирование розничного товарооборота

 

План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торговых организаций, поскольку он оказывает значительное влияние на конечные финансово-экономические показатели их деятельности.

Основная цель планирования розничного товарооборота заключается в определении резервов его роста на основе эффективного использования ресурсов, повышения культуры и качества торгового обслуживания и обеспечения получения необходимой прибыли.

Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются следующие:

• увеличение темпов роста объема реализации товаров в расчете на одного человека;

• оптимизация структуры розничного товарооборота;

• выявление дополнительных резервов товарных ресурсов;

• обеспечение получения необходимой прибыли. Для обоснования планируемого объема товарооборота предварительно проводят глубокий и всесторонний анализ характеризующих его показателей.

Аналитические материалы используются при разработке плана на предстоящий период. Подготовка плана розничного товарооборота предусматривает проведение следующих расчетов: объема розничного товарооборота, его структуры; величины товарных запасов и поступления товаров. [10, стр. 215-216]

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Объем и структура розничного товарооборота должны обеспечить, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения в товарах в соответствии с его спросом, а с другой - необходимый для дальнейшего развития предприятия размер прибыли.

Прогнозы бывают двух видов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и «от частному к общему». Подход «от частного к общему» более эффективен для небольших и средних предприятий.

Методы прогнозирования могут быть разделены на три группы: количественные, качественные и комбинации из этих двух методов.

Выбор метода зависит от периода, на который необходимо составить прогноз, возможности получить соответствующие исходные данные, требований к точности прогноза, опыта и рекомендаций экспертов, наличия компьютерной техники, необходимых затрат. [7, стр. 370]

Для планирования розничного товарооборота могут быть применены следующие методики его расчета: с учетом получения необходимых доходов, место расположения торгового предприятия, исходя из предполагаемых ресурсов, включая товарные, изменения в зоне обслуживания, нормативов, на основе платежеспособного спроса.

Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Данная методика построена на идее достижения такого объема розничного товарооборота, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у предприятия после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей.

Метод технико-экономических расчетов (нормативный метод). При практическом применении нормативного метода необходимо учитывать особенности работы торгового предприятия, специфику торгово-технологического процесса и обслуживаемого контингента населения, интенсивность покупательского потока, конъюнктурные колебания, свойственные району деятельности данного магазина.

Коэффициент на среднюю стоимость покупки рассчитывается как отношение фактической средней стоимости покупки по магазину данной специализации к средней стоимости покупки, принятой при расчете норматива:

Ксп = Сф : Сн.

Планирование структуры товарооборота осуществляется с учетом проектов планов торговых предприятий, сложившейся структуры товаров за предшествующие годы, состояние товарных запасов, возможностей закупить товары у поставщиков, изменение численности покупателей, динамики покупательных фондов обслуживаемого населения, среднедушевого потребления по товарным группам.

По товарам, по которым полностью удовлетворяется спрос, объем продаж определяется как произведение достигнутого уровня реализации в расчете на душу населения, на численность обслуживаемых потребителей с учетом предполагаемых изменений в ней.

Если же ресурсы товаров ограничены, тогда для планирования объема продаж используется метод, учитывающий ресурсную обеспеченность, состояние товарных запасов, возможностей закупок товаров за счет нетрадиционных источников поступления, объем неудовлетворенного спроса, возможность переключения спроса на другие взаимозаменяемые товары. [10, стр. 216-217]

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методические аспекты розничного товарооборота

 

2.1 Анализ объема и динамики розничного товарооборота

 

Последовательность и глубина анализа розничного товарооборота зависят от целей и задач, стоящих перед аналитиком, наличия необходимой информации.

Розничный товарооборот торгового предприятия является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. Поэтому при наличии необходимых данных товарооборот предприятия изучается во взаимосвязи с анализом развития товарооборота города и покупательной способности населения. Определяется удельный вес, которое занимает анализируемое предприятие в общем товарообороте города, с целью выявления его значения в удовлетворении спроса на товары населения города.

Если предприятие устанавливает для себя плановые (прогнозные) показатели по объему продажи товаров, то определяется процент их выполнения, абсолютный размер перевыполнения или недовыполнения плановых величин как разность между фактической и плановой величиной.

Анализ розничного товарооборота должен проводиться не только в сравнении с планом и данными прошлого года, но и за ряд лет.

Анализ динамики розничного товарооборота позволяет исследовать процесс развития товарооборота во времени. Сравниваются показатели отчетного периода с данными за несколько предшествующих лет в действующих и сопоставимых ценах. Анализ проводится путем исчисления таких показателей, как абсолютный прирост, темпы роста, прироста, абсолютное значение 1 % прироста. [3, стр 64-67]

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Он может быть исчислен по формуле средней геометрической:

Среднегодовой темп роста товарооборота можно так же исчислить по средней геометрической, перемножив цепные темпы роста, и из произведения извлечь корень, степень которого равна числу темпов:

В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует так же рассчитывать в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года. Пересчет товарооборота осуществляется по формуле:

Одной из задач анализа розничного товарооборота является изучение его равномерности и ритмичности.

Для оценки равномерности выполнения плана товарооборота необходимо исчислить среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и коэффициент равномерности по формулам:

Информация о работе Анализ розничного товарооборота