Анализ асортимента и основы экспертизы косметитческих средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Основная задача работы - проанализировать и дать товароведную характеристику ассортимента косметических средств по уходу за кожей лица, изучить потребительский спрос на них на примере магазина «Бытовая Химия», расположенного по адресу: г. Тейково, улица Новоженова, 4.
Основными задачами курсовой работы являются:
- анализ состояния современного российского рынка;
- изучение регионального рынка косметических товаров;
- анализ классификации и ассортимента косметических средств по уходу за кожей лица;
- характеристика деятельности магазина «Бытовая Химия»;

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

 

В последние десятилетия  потребление косметических средств по уходу за кожей лица во всем мире, в том числе и в нашей стране, возрастает.

На российском рынке с каждым годом появляется огромное количество новых товаров с новыми потребительскими свойствами, много неизвестных ранее фирм, как зарубежных, так и российских. Интенсивная и нередко недобросовестная реклама часто вводит потребителей в заблуждение. Российские стандарты безопасности косметических товаров значительно отстали от достижений современной науки. Процедура сертификации косметических средств не гарантирует потребителю ничего, кроме соответствия стандартам по показателям безопасности. Новейшие учебники по товароведению не всегда учитывают последние изменения в развитии ассортимента и требований к качеству косметических товаров. В связи с этим тема работы актуальна. 

Тема данной курсовой работы - исследование современного ассортимента и потребительского спроса на косметические средства по уходу за кожей лица, поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о тех проблемах, которые связаны именно с этой товарной группой.

Средства косметические  по уходу за кожей лица включают широкий ассортимент гигиенических и лечебно-профилактических средств. Данная группа товаров всегда будет пользоваться спросом, поэтому изучение всех аспектов, связанных с продажей косметических товаров по уходу за кожей лица и формирование ассортимента торговой сети является важной задачей.

Основная задача работы - проанализировать и дать товароведную характеристику ассортимента косметических средств по уходу за кожей лица, изучить потребительский спрос на них на примере магазина «Бытовая Химия», расположенного по адресу: г. Тейково, улица Новоженова, 4.  

Основными задачами  курсовой работы являются:

- анализ состояния  современного российского рынка;

- изучение регионального  рынка косметических товаров;

- анализ классификации  и ассортимента косметических  средств по уходу за кожей  лица;

- характеристика деятельности  магазина «Бытовая Химия»;

- товароведная характеристика  ассортимента косметических средств по уходу за кожей лица магазина «Бытовая Химия»;

- расчет показателей  ассортимента;

- постановка целей  исследования и характеристика  респондентов;

- анализ результатов  анкетирования.

Объектом исследования являются косметические средства по уходу за кожей лица, представленные в магазине «Бытовая Химия». Предметом исследования служат их товароведные характеристики, а именно ассортиментная, качественная, количественная.  

Информационной базой для выполнения курсовой работы являлись справочная и учебная литература /1/, информация сети Интернет, нормативные документы и исходные документы магазина «Бытовая Химия». В данной работе использовались социологические, аналитические (анализ, прогнозирование, группировка), регистрационные методы.         

 Структура  курсовой работы включает введение, 3 главы, заключение, список использованных источников из 20 наименования и 3 приложения. Работа содержит 56 страниц, 7 рисунков, 17 таблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анализ рынка  и ассортимента косметических средств по уходу за кожей  

 

1.1 Состояние современного  рынка косметических средств по уходу за кожей  

 

С 2009 года по 2013 год объем продаж косметических товаров снизился на 6,5%. Основным фактором сокращения продаж стал экономический кризис.

В этот период покупатели были вынуждены сокращать количество покупаемых косметических средств по уходу за кожей лица или отказываться от покупки в пользу товаров первой необходимости. В 2011-2012 гг. отмечен рост показателя продаж, однако к концу 2012 года объем продаж так и не достиг докризисного уровня /2/. Наименьшая доля в структуре  спроса на косметические товары принадлежит  экспорту.

С 2009-2011 гг. объем экспортных поставок косметических средств из России снизился и в 2011 году составил 0,4 млн. л. Снижение показателя связано с сокращением производства продукции в этот период. В противоположность натуральному экспорту, показатель в стоимостном выражении с 2009 года по 2013 год вырос на 31,1%. Более половины экспортируемых из России косметических средств по уходу за кожей лица поставляется в Украину.

Для структуры ассортимента, производимого  в мире парфюмерно-косметической  промышленностью, характерна значительная доля косметической продукции, причем около 65% составляют средства для ухода за кожей. Это объясняется демографической ситуацией и преобладанием старших возрастных групп в структуре населения, пользующегося косметикой. Поэтому в последние годы производители затрачивают много средств, замедляющих старение. Большое внимание уделяется разработке гипоаллергенных косметических средств, т.к. увеличилось число людей, страдающих аллергией.

В настоящее время в России более 120 компаний занимаются производством  косметических товаров. Среди них  давно известные фирмы, и много  новых, но уже хорошо зарекомендовавших  себя фирм: АО «Свобода», «Рассвет», «Новая заря», «Линда», «Гармония плюс» (Москва), концерн «Калина» (бывшие «Уральские самоцветы» Екатеринбург), «Северное сияние», «Невская косметика», «Грим», Невская фабрика косметики «Элона», АО «Фитотехнолог» (Санкт-Петербург), ЗАО «Мирра Люкс», «Грин-мама», АО «Садко-Ц», «Саша» и др

Доля отечественных косметических  средств для ухода за кожей лица на потребительском рынке России сегодня достаточно высока и постоянно увеличивается. По оценке специалистов, каждый третий российский покупатель предпочитает приобретать отечественную косметику, т.к. цены на нее значительно ниже, чем на импортную и доверие к качеству остается высоким, благодаря требованиям ГОСТов. Многие российские предприятия выпускают продукцию, которая по своим свойствам и внешнему оформлению вполне может составить конкуренцию широко рекламируемой импортной косметике.

Среди отечественных косметических  товаров наибольшую долю составляют средства по уходу за кожей. Это связано  не только с демографической ситуацией, но и с резко-континентальным климатом России. Для таких условий рецептуры кремов должны быть другими, чем традиционно используемые в Европе и Америке легкие, порой на 90% состоящие из воды.

Удельный вес средств по уходу  за кожей лица среди средств косметики «Green mama» составляет 9,3%, среди кремов этой марки - 17,85%.

Основными поставщиками косметической продукции в Россию являются Польша, Швеция, Франция и Италия /3/. 

По итогам 2013 гг. число продаж косметических средств по уходу за кожей лица в России пришлось на долю крупных универмагов - 29% от общего объема и специализированных сетей - 23,7% (рисунок 1.1).          

 

Рисунок 1.1 – Структура каналов дистрибуции на российском косметическом рынке (2013 г.)

 

 Согласно данным  исследования DISCOVERY Research Group, в первой половине 2012 года рост рынка парфюмерии и косметики составил примерно 16% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Таким образом, объем рынка составил $5,69 млрд. По оценке экспертов, в первом полугодии 2013 года объем российского рынка парфюмерии составил $1,024 млрд. Объем рынка косметической продукции в первом полугодии 2013 года вырастет на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. 

В таблице 1.1 приведены известные  бренды косметической продукции  по уходу за кожей лица на российском рынке и указана доля использования потребителями на российском рынке.

Основным каналом реализации парфюмерии и косметики в 1-й половине 2012 года являются прямые продажи. Активно  растут продажи через Интернет. Темп роста крупнейших сетей уже не столь высок /4/.

Таблица 1.1 - Анализ рынка косметических средств по уходу за кожей по брендам

Бренды косметической продукции по уходу за кожей лица на российском рынке

Доля на рынке в 2013 году, %

Эйвон (Avon)

8

Орифлейм (Oriflame)

6,2

Лореаль (Loreal)

6,5

Юнилевер

4,5

Шварцкопф Хенкель

6

Проктер

6,5

Колгейт

3,5

Beiersdorf

3

Концерн Калина

3

Джонсон

2,5

Ив Роше

4

Летуаль

3

Жилет

6

Другие

37,3

Всего:

100


 

Лидерами по объему продаж остаются три иностранные компании: «L'Oreal» и «Procter & Gamble». На рисунке 1.2 показана структура рынка косметической продукции за 2013 год.

 


Рисунок 1.2- Структура рынка  косметической продукции за 2013 г.

Российские производители  находят свою нишу, конкурируя с  известными брендовыми компаниями.  Основные тенденции развития российской косметической промышленности связаны с укреплением их позиций за счет внедрения научных разработок и совершенствования качества выпускаемой продукции. Отечественные компании также наравне с иностранными брендами являются постоянными участниками престижных специализированных выставок, привлекая свое внимание со стороны западных покупателей. Налицо тенденция предпочтения потребителей в отношении качественной косметики, произведенной в России, в отличие от рынка российской парфюмерии, который очень мал. Отечественным лидером в сегменте косметика является  Концерн «Калина». Одним из основных направлений развития данной компании является создание и развитие нескольких сильных брендов: «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Мия», обладающих высоким качеством и способных удовлетворить многообразие предпочтений покупателей. Концерн «Калина» стал лидером в сегменте средств по уходу за кожей лица.

Концерн «Калина» в структуре поставщиков косметики РФ занимает около 5%. Однако в последнее время ситуация на рынке начала меняться не в пользу данного производителя. Это происходит за счет того, что цены на                продукцию предприятий РФ растут, в то время как цены на продукцию западных производителей показывают в  отдельных сегментах рынка снижение. Объемы продаж крупных магазинов увеличились настолько, что это позволило компаниям напрямую заключать контракты с иностранными фирмами. Отсутствие посредников и дистрибуторов значительно снизило стоимость продукции. Усиление конкурентной борьбы между отечественными и иностранными фирмами вылилось в открытие крупными западными брендами собственных производственных предприятий в нашей стране. Следовательно, преимущество в цене, которое раньше было приоритетным для потребителя, и чем пользовались наши производители, постепенно утрачивает свое значение. На первый план стали выступать такие показатели, как качество оформления продукции и известность бренда, что помогает покупателю выделить товар из ряда конкурентных марок. Сейчас российским компаниям необходимо добиваться того, чтобы именно их бренд ассоциировался у покупателя с предлагаемой ими косметикой. Платежеспособный спрос покупателя и развитая инфраструктура создают благоприятные рыночные условия для развития косметического рынка и тем более это характерно для зарубежных брендов. Стратегия продвижения в регионы есть и остается  перспективным направлением для косметических фирм /5/. 

Все бренды характеризуются  высоким уровнем лояльности со стороны  потребителей. На долю нескольких косметических фирм, включая иностранные бренды, приходится более 60% всего внутреннего рынка.

Укрепление позиций указанных  производителей достигнуто за счет внедрения результатов научных  разработок и качества продукции. Компании являются постоянным участником престижных специализированных выставок косметики и парфюмерии «InterCHARM», «InterCHARM professional», «WorldParfum», «Консумэкспо» и др. /6/.

 

 

1.2 Анализ регионального  рынка косметических товаров по уходу за кожей

 

В Ивановской области  налицо тенденция роста в предпочтениях потребителей в отношении отечественной парфюмерной и косметической продукции. Однако укрепление этих позиций в дальнейшем может зависеть как от качества оформления предлагаемой продукции, так и просто от рекламной поддержки, осуществляемой с учетом предпочтений потенциальных потребителей.

Подробнее анализ рынка  косметической продукции по уходу за кожей лица представлен в таблице 1.2.

 

 

 

Таблица 1.2 - Характеристика косметических магазинов г. Тейково

Название магазина

Адрес, режим  работы

Ассортимент

Страна- производитель

Уровень цен, руб.

«Матрешка»

ул. Новаженова,25 с 10-20

без выходных

Бытовая химия, косметическая продукция (средства по уходу за кожей лица, рук, ног, тела, средства по уходу за полостью рта)

Россия, Украина, Казахстан

89-1250

«Натали»

Ул. Социалистическая, 45

9-19

без выходных

Парфюмерия, косметические  товары (средства по уходу за кожей лица, рук, ног, тела, средства по уходу за полостью рта, декоративные косметические средства)

Франция, Италия, Россия, Испания

129-4350

«Модница»

ул. Октябрьская, 141

10-20

без выходных

Парфюмерия, косметические  товары (средства по уходу за кожей лица, рук, ног, тела, средства по уходу за полостью рта, декоративные косметические средства)

Франция, Италия, Россия, Испания

146-2961

«Бытовая Химия»

пр. Новаженова,4

10-18

без выходных

Бытовая химия, косметические товары (средства по уходу за кожей лица, рук, ног, тела, средства по уходу за полостью рта)

Россия, Украина

70-1200

«Гламур»

ул. Сакко Ванцетти, 15

9-20

без выходных

Парфюмерия, косметические  товары (средства по уходу за кожей лица, рук, ног, тела, средства по уходу за полостью рта, декоративные косметические средства)

Франция, Италия, Россия, Испания

130-4550

Информация о работе Анализ асортимента и основы экспертизы косметитческих средств