Жизненные циклы организации ОАО "Амурметалл"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности теории жизненных циклов организации и направлений ее практического применения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проанализировать концептуальные основы теории жизненных циклов организации;
- исследовать общие закономерности стадий развития организаций;

Файлы: 1 файл

курсач то Аня.docx

— 121.93 Кб (Скачать файл)

    - во-первых, организации к моменту исследования находятся на какой-либо стадии развития, преодолев предыдущие, что накладывает отпечаток на видение ситуации;

    - во-вторых, период рождения организации может занимать до нескольких лет и изучение процесса создания разных организаций может дать отличающиеся результаты;

    - в-третьих, широко известные фирмы зачастую публикуют данные о своем развитии и изменениях, происходящих внутри организации (во всяком случае, такую информацию можно найти в СМИ), в то время как маленькие фирмы такой возможности не имеют, но при этом согласно представленным классификациям, проходят такие же стадии развития;

    - в-четвертых, существует два источника искажения публикуемой информации: 1) историки могут представлять искаженные данные, и 2) субъективная интерпретация полученной информации самими исследователями.

Д. Миллер и П.Фризен, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и  организационной стратегии выделяют пять объективных стадий развития: Рождение, Развитие, Зрелость, Расцвет, Упадок. В приложении даны объективные  характеристики каждого этапа. С  практической точки зрения важно  то, как распознать в реальной жизнедеятельности  организации периоды прохождения  той или иной стадии. Как мы отмечали выше, это важно для того, чтобы  методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного  развития организации.

Д. Миллер и П. Фризен частично ответили на этот вопрос, выделив критерии, по которым можно (по их мнению), определить на какой стадии развития находится  организации (см. табл. 1.1).

 

 

 

 

 

Фазы развития 

Критерии

Рождение 

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе  управления – менеджер-собственник

Развитие 

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально  организованная структура, политика формализована

Зрелость 

Уровень продаж растет, но прирост  составляет менее 15%, более бюрократическая  организация

Расцвет 

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные  системы контроля и планирования

Спад 

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает





Таблица 1.1 Критерии определения стадии развития организации

 

К сожалению, в авторы не рассматривают продолжительность  прохождения организациями каждой стадии. Многие руководители пытаются соотнести стадии развития с возрастом  их организации, но могут получить ответ  лишь со значительным трудом. А ведь возраст организации - наиболее очевидный  способ соотнесения реального положения  дел с модельной стадией жизненного цикла. В данном отношении было бы полезно воспользоваться опытом психологов, которые разработали  инструменты соотнесения физического  и психологического возраста у ребенка.

Таким образом, в жизненном  цикле организации отчетливо  выделяются пять этапов:

- Предпринимательский этап — период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмысленны, высокий творческий подъем).

- Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).

 

- Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

- Этап реструктуризации — период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

- Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

Кривая жизненного цикла  характеризует основную тенденцию  изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры  и системы управления.

Моделирование процесса развития организации с помощью теории жизненных циклов неизбежно связано  с некоторым упрощением моделируемого  объекта и не может описать  его во всей сложности. Авторы моделей  включили в них те элементы, которые  посчитали наиболее важными, для  объяснения процессов изменения  и развития организации.

Модели жизненных циклов выполняют три основные функции  в познании такого многообразного феномена, как организация: описательную, объяснительную и предсказательную.

Практическое значение моделей  жизненных циклов организаций заключается  в том, что они могут использоваться консультантами.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ  ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО  «АМУРМЕТАЛЛ»

 

2.1 Анализ этапов  развития ОАО «Амурметалл»

 

«Открытое акционерное общество Амурметалл г. Комсомольска-на-Амуре - единственный в Дальневосточном Федеральном округе современный электрометаллургический завод по выплавке электростали с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат»1. Это один из крупнейших заводов Дальнего Востока, одно из системообразующих предприятий России, которое насчитывает полувековую историю.

Открытое акционерное  общество «Амурметалл» было создано  решением учредителей 25 февраля 1997 года. «Производственной базой для ОАО «Амурметалл» стали современные мощности завода «Амурсталь» – дальневосточного металлургического предприятия, начавшего свою историю 15 февраля 1942.»2

Этапы развития ОАО «Амурметалл» неразрывно связаны с историей своего предшественника – завода «Амурсталь», на базе которого продолжает свою деятельность единственное на Дальнем Востоке современное металлургическое предприятие.

Этап «рождения» предприятия  приходится на январь 1936 года. Именно в  этом году было принято решение о  создании предприятия на территории еще совсем юного города Комсомольска-на-Амуре.

На данный период приходится начало подготовительных работ по строительству металлургического завода:

- корчевка тайги;

- осушение болот;

- прокладка дорог и строительство жилья для специалистов, приезжающих из центральной России.

С сентября 1941, когда был  введен в эксплуатацию литейный цех  до 1981 года организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. На этом этапе идет поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и налаживание выпуска качественной продукции. «В ноябре 1980 года была выдана 20-ти миллионная тонна стали»3

«С 1981 года руководство СССР принимает  решение о реконструкции металлургического завода в г. Комсомольске-на-Амуре.»4 Согласно проектным разработкам, модернизированный завод представлял собой комплекс «Сталь» с годовой мощностью в 700 тыс. т жидкой стали, 662 тыс. тонн литой заготовки и комплекса «Прокат» с мощностью 500 тыс. т сортового проката.

«Строительство было определено как образцово-показательное, а стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой»5. Заказчиком определен завод «Амурсталь», генеральным подрядчиком - Главдальстрой Минвостокстроя СССР.

Капитальные затраты на строительство составляли 550 млн. руб., в том числе на строительно-монтажные работы - 354 млн. руб. Это была одна из крупнейших новостроек Дальнего Востока и единственная на тот период в металлургической отрасли.

После модернизации в рамках одной компании были сконцентрированы порядка 70% металлургической промышленности  Дальнего Востока России.

После 1982 года ОАО «Амурсталь» занимается расширением сфер деятельности, заключая договоры с компаниями горнодобывающей отраслей промышленности. К середине 1980-х были заключены соглашения с фольгопрокатным заводом АРМЕНАЛ и Белокалитвинским металлургическим производственным объединением.

Сотрудничество компаний позволяет повысить эффективность  производства стали, и перейти на следующую стадию развития предприятия - этап коллегиальности.

К 1987 году заканчивается  строительство всех цехов предприятия. С этого года происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

В 1987 году мощность завода «Амурсталь» была увеличена до 1,25 млн. тонн, благодаря запуску двух 100-тонных электро-дуговых печей, мелкосортно-проволочного стана (пуск в сентябре 1987 г.) и цехов кислородно-газового, механического, электроцеха, отделения комплексной подготовки металлолома.

Успешность развития организации  на этом этапе зависит и от групповых  представлений и ценностей —  тем, что образует базис организационной  культуры. Происходит формирование базиса организационной культуры - формирование видения организации как отдельной  сущности, осознание ее взаимоотношений  с внешней средой, формируются  правила взаимного сосуществования  как членов организации между  собой, так и по отношению к  субъектам внешней среды. В 1988 году создан Центр социальных программ компании (ЦСП). ЦСП и его филиалы управляют программами социальных инвестиций Компании.

ЦСП развивает и поддерживает местные социальные инициативы, направленные на улучшение качества жизни людей. Сотрудники ЦСП анализируют запросы и предложения людей, обратившихся в центр, составляют базы данных региональных общественных организаций, взаимодействуют с экспертным сообществом.

Долженкова С.И., ведущий  специалист Управления общественных связей Совета администрации города Комсомольска-на-Амуре: «Инициативы снизу побуждают власть «дорастать», подниматься до уровня идей, выдвигаемых сообществом. Для местного самоуправления акции и общественные кампании становятся источником кадров. Формируется круг лидеров, создается актив, возникает политика социума»6.

Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

 

С 2006 – 2007г. начинается период стабилизации роста. Организации удается  сохранять устойчивое положение  во внешней среде - ОАО «РУСАЛ»  становится крупнейшим в мире производителем алюминия. Все больше инвестиций идет на развитие технологии производства. В 2007 году выведен на полную мощность Хакасский алюминиевый завод, начата масштабная экологическая модернизация Братского алюминиевого завода - крупнейшего  в мире алюминиевого завода. За 2008 год  Братский и Красноярский алюминиевые  заводы достигли мощности 1 млн тонн алюминия в год, создано СП «Богатырь» совместно с казахстанским холдингом  «Самрук-Казына», приобретено более 25% акций ГМК «Норильский никель», приобретен завод РУСАЛ Тайгу  Катод в Китае, ставший филиалом завода РУСАЛ Шаньси Катод, осуществлен  пуск производства на заводе ALSCON (Нигерия), а также запущены первые 2 корпуса 5-й серии Иркутского алюминиевого завода. В 2009 году завершена модернизация Красноярского алюминиевого завода[5].

 

 На этом этапе происходит  укрепление организационной культуры, которая обеспечивает широкое  влияние на ее членов и передается  новичкам как история успеха. Увеличивается число социальных  проектов, происходит так называемое  социальное инвестирование. С апреля 2007 года Центр социальных программ  РУСАЛа администрирует программу  «Вместе в будущее». На протяжении  ряда лет предприятия РУСАЛа  оказывали благотворительную помощь  детским домам в регионах присутствия.  Также была организована программа  «Сто спортивных проектов», направленная  на развитие массового детского  спорта в городах присутствия  компании. Ежегодно в рамках программы  проводится два грантовых конкурса  на реализацию спортивных проектов  – в зимнем и летнем сезонах.  По условиям конкурса средства направляются как на проведение спортивных мероприятий, так и на ремонтные работы для поддержания спортивных объектов в рабочем состоянии. Помимо этого ОАО «РУСАЛ» занимается экологическими вопросами. Общественная палата Российской Федерации в «Докладе о состоянии гражданского общества» в нашей стране за 2007 год отметила, что поддержка экологии со стороны бизнеса только начинается, и «пионер в этом направлении - компания РУСАЛ». Программа «Зеленый дозор» - наглядное тому подтверждение. Еще одним корпоративным проектом является программа личных пожертвований сотрудников. Она привлекает работников компании к непосредственному участию в благотворительности, предоставляет каждому простые и понятные механизмы для персональной добровольной помощи. В ходе опроса, проведенного в 2007 году, почти 90 % сотрудников выразили готовность лично участвовать в благотворительных проектах компании[5]. Итоги деятельности ОАО «РУСАЛ» в связи с кризисом

Информация о работе Жизненные циклы организации ОАО "Амурметалл"