Законы системного эффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Этот потенциал деятельности организации во многом обеспечивается благодаря организационной культуре. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой. Это и выявляет актуальность выбранной темы [1].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
3
1
Законы системного эффекта……………………………………………….
4
1.1
Пример появления системного эффекта…………………………………
5
1.2
Механизм образования системных свойств………………………………
6
2
Понятие и структура организационной культуры………………………..
8

Заключение………………………………………………………………….
15

Список использованных источников……………………………………..
15

Файлы: 1 файл

Кучерин. Теория организации Правленная.docx

— 56.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

1

Законы системного эффекта……………………………………………….

4

1.1

Пример появления системного эффекта…………………………………

5

1.2

Механизм образования  системных свойств………………………………

6

2

Понятие и структура организационной  культуры………………………..

8

 

Заключение………………………………………………………………….

15

 

Список использованных источников……………………………………..

15


 

Введение

Сегодняшняя динамично развивающаяся  экономика приводит к тому, что  фирмы и организации вынуждены  постоянно эволюционировать, чтобы  не остаться за бортом прогресса и  бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что  компаниям приходится буквально  биться за покупателей, приводит к полному  переосмыслению принципов и задач  функционирования различных структур в рамках предприятия. Происходящие в обществе изменения настолько  глобальны, что на этот раз уже  не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его нормам и веяниям, предприниматели  должны начать перестройку с самих  себя.

Постоянно подвергаясь влиянию  со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация  должна иметь способность формировать  и накапливать потенциал, который  может обеспечить не только своевременную  и адекватную реакцию на воздействия  внешней среды, но и даст возможность  активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием  и развитием многочисленных элементов  и подсистем организации [1].

Этот потенциал деятельности организации во многом обеспечивается благодаря организационной культуре. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания  в конкурентной борьбе. В любой  организации существует диалог между  людьми, носителями организационной  культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение  человека, с другой. Это и выявляет актуальность выбранной темы [1].

Основная цель организационного поведения – помочь людям более  продуктивно осуществлять свои обязанности  в организациях и получать от этого  большее удовлетворение.

 

1 Законы системного эффекта

Все элементы в системе  и сама система в целом обладают рядом свойств:

Структурно-вещественные: свойства вещества, определяемые его составом, видом компонентов, физическими  особенностями (вода, воздух, сталь, бетон) [1].

Структурно-полевые: например, вес является неотъемлемым свойством  любого элемента, магнитные свойства, цвет.

Функциональные: специализированные свойства, которые могут быть получены из разных вещественно-полевых сочетаний, лишь бы они обладали требуемой функцией; например, теплоизоляционные маты.

Системные: совокупные (интегральные) свойства; в отличие от свойств 1-3 они не равны свойствам элементов, входящих в систему; эти свойства «вдруг» возникают при образовании системы; такая неожиданная прибавка - главный выигрыш при синтезе новой ТС [2].

Правильнее различать  два вида системных прибавок:

системный эффект – непропорционально большое усиление (уменьшение) свойств, имеющихся у элементов,

системное качество – появление нового свойства (надсвойства– вектора имеющихся свойств), которого не было ни у одного из элементов до включения их в систему.

Эту особенность в развитии объективной реальности заметили еще  древние мыслители. Например, Аристотель утверждал, что целое всегда больше суммы входящих в него частей. Богданов А.А. сформулировал этот тезис для  систем:система обнаруживает некий  прирост качеств, по сравнению с  исходными дает некоесверхкачество (1912г.).

Чтобы точнее определить системный  эффект (качество) данной ТС можно воспользоваться  простым приемом: надо разделить  систему на составные элементы и  посмотреть, какое качество (какой  эффект) исчезло [2]. Например, отдельно ни одна из самолетных частей летать не может, как не может выполнить свою функцию и «усеченная» система самолет без крыла, оперения или управления. Это, кстати, убедительный способ доказательства, что все объекты в мире – системы: разделите уголь, сахар, иголку, - на каком этапе деления они перестают быть самими собой, теряют главные признаки? Все они отличаются друг от друга лишь продолжительностью процесса деления – иголка перестает быть иголкой при делении на две части, уголь и сахар - при делении до атома. По-видимому, так называемый диалектический закон перехода количественных изменений в качественные отражает лишь содержательную сторону более общего закона -закона образования системного эффекта (качества) [3].

1.1 Пример появления системного эффекта

Для доочистки сточных  вод гидролизного завода испытывались два способа – озонирование и адсорбция; ни один из способов не давал нужного результата. Комбинированный способ дал поразительный эффект. Были достигнуты требуемые показатели при снижении в 2-5 раз расхода озона и активного угля по сравнению только с сорбцией или только с озонированием [1].

В физике (физических эффектах и явлениях) содержится множество  примеров появления системных свойств. Например, электромагнитное поле обладает свойством распространения в  пространстве на неограниченное расстояние и свойством самосохранения – этими свойствами не обладают электрическое и магнитное поля по отдельности.

Собственно говоря, все  естественные науки занимаются ничем  иным, как изучением системных  законов соединения частей в целое  и законов существования и  развития этого целого. Накоплены  огромные знания, раскрывающие конкретные механизмы появления сверхкачеств (системных эффектов) в живой и  неживой природе - в химии, физике, биологии, геологии, астрономии и т.д. Но до сих пор нет обобщений  – общесистемных законов [3].

 

1.2 Механизм образования системных свойств

Вот простой «механический» пример появления системного свойства: допустим вам требуется быстро пересечь площадь, заполненную толпой людей; ясно, что вы потратите уйму сил и времени на преодоление «трения о толпу». Теперь представьте, что толпа по команде образовала какую-либо упорядоченную структуру (например, выстроилась рядами), тогда сопротивление бегущему между рядов практически исчезнет.

А.Богданов рассуждает следующим  образом: «Наиболее типичный пример - интерференция волн: если волны совпадают, то две вибрации дают четверную силу, если не совпадают, то свет + свет дает теплоту. Средний случай: подъем одной волны совпадет наполовину с подъемом и наполовину с понижением – в результате простое сложение, сумма слагаемых: сила света двойная. От способа сочетания (связи, соединения) зависит увеличение-уменьшение суммы свойств системы [2].

Еще один пример: скорость звука  в жидкости, например в воде, составляет около 1500 м/сек, в газе (воздухе) 340 м/сек; а в газо-водяной смеси (5 % объемных пузырьков газа) скорость падает до 30-100 м/сек.

Любой элемент обладает многими  свойствами. Одни из этих свойств при  формировании связей подавляются, другие, напротив, приобретают отчетливое выражение; или: одни свойства складываются, другие нейтрализуются. Возможны три случая возникновения системного эффекта (качества):

    • положительные свойства складываются, взаимоусиливаются, отрицательные остаются неизменными (цепь, пружина);
    • положительные свойства складываются, а отрицательные взаимно уничтожаются (два солдата, прижавшись спинами, образуют круговую оборону, вредные «спинные» свойства исчезли);
    • к сумме положительных свойств добавляются обращенные отрицательные свойства (вред, обращенный в пользу) [3].

В то же время Системный  эффект можно назвать синергией.

Синерги́я – суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы, эмерджентность.

Например:

Каждый из факторов качества жизни, как и самого процесса жизни, имеет долю в суммарном процессе, а сама жизнь не может быть явлением разрозненных процессов и явлений, проявляя синергизм совместно взаимодействующих протекающих явлений и процессов на системном уровне – в процессе системогенеза;

Соединение (синергизм) двух и более кусков радиоактивного материала, при превышении критической массы в сумме дают выделение энергии, превосходящее излучение энергии простого суммирования отдельных кусков;

Знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются;

Прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения [2].

 

2 Понятие и структура  организационной культуры

В современной литературе существует довольно много определений  понятия организационной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет единственно «верного» толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию [4].

Вот версия культуры в понимании  П. Б. Вейлла: «Культура – это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию».

Г. Хофстид дает следующее  определение: «Культура – это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов одной группы людей от другой группы. Культура в этом смысле является системой коллективных ценностей».

Несмотря на очевидное  разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них  есть общие моменты. Так, в большинстве  определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации  в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны  с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и  регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения  и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к  организации [3].

Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение  организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое  поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых  организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

И, наконец, третьим общим атрибутом понятия считается «символика», посредством которой ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои «ценностные ориентации» [2].

Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании. Используя то общее, что присуще многим определениям, будем понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура–это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

Вопрос о степени влияния  организационной культуры на успех  фирмы все еще остается открытым. Однако ясно, что отношения между  культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые  утверждаются конкретной культурой  в организации. Так, компания, в которой  игнорируют человека, будь то поставщик, работник или потребитель, скорее всего  далека от успеха [5].

Информация о работе Законы системного эффекта