Законы организации: понятие, классификация, взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование системы законов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)дать понятие закона
2) исследовать классификацию законов организации;
3) изучить основополагающие законы организации;
4) проанализировать законы организации второго и третьего уровней;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие закона и его классификация, взаимосвязь………………………....5
1.1 Понятие закона……………………………………………………………….5
1.2 Общие законы организации…………………………………………………7
1.3 Частные законы организации……………………………………………….17
1.4 Специфические законы организации………………………………………19
1.5 Взаимосвязь законов организации…………………………………………25
2. Законы организации на примере ОАО «Лукойл»………….……………….27
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………27
2.2 Функциональная структура предприятия………………………………….27
2.3 Организационно-управленческая структура ОАО «Лукойл»…………….28
2.4 Анализ целей, стоящих перед предприятием……………………………...30
2.5 Выявление проблемных ситуаций………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Теория организации»

 

на тему: «Законы организации: понятие, классификация, взаимосвязь»

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнила: студентка группы 513-1401

                                                                       Тихонова Таисия Григорьевна

                                                                          Проверил: Мельников Лев

                                                                                       Петрович


                                                                                                                     

 

 

                                                              Псков
                                                              2011г
                                                   Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие закона и его классификация,  взаимосвязь………………………....5

1.1 Понятие закона……………………………………………………………….5

1.2 Общие законы организации…………………………………………………7

1.3 Частные законы организации……………………………………………….17

1.4 Специфические законы организации………………………………………19

1.5 Взаимосвязь законов организации…………………………………………25

2. Законы организации на примере ОАО «Лукойл»………….……………….27

2.1 Общая характеристика  предприятия………………………………………27

2.2 Функциональная структура предприятия………………………………….27

2.3 Организационно-управленческая структура ОАО «Лукойл»…………….28

2.4 Анализ целей, стоящих перед предприятием……………………………...30

2.5 Выявление проблемных ситуаций………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

Теоретически доказанное и практически иллюстрированное абсолютное подтверждение объективности и неизбежности реализации установленной связи формулируется в виде закона. Закон как объективная, существенная, устойчивая связь явлений или событий представляет собой основу разработки и построения любой научно обоснованной и общепризнанной теории.

Сложнейший характер связей между законами организации, с одной стороны, отражает универсальность ее построения, а с другой стороны определяет объективность их существования. Актуальность исследований, которыми начинается и сопровождается любой процесс поиска связей, привлекает внимание ученых в качестве прообраза формулировки законов. Генезис этого процесса отражает сложную многоступенчатую последовательность изучения и формирования системы законов.

В последнее время изучение организаций и их законов стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин.

В связи с увеличением объемов производства и комплексных проблем, возникающих в экономике, возникла потребность в обобщающем подходе рассмотрения и решения крупных, глобальных, взаимосвязанных проблем. Появилась потребность в специалистах, обладающих знаниями в нескольких смежных областях, умеющих обобщать эти знания, использовать общие законы.

Поэтому тема курсовой работы является очень актуальной в современных условиях.

Объект исследования: ОАО «ЛУКойл»

Предметом изучения является система законов организации (основополагающие законы, законы организации второго и третьего уровней).

Целью курсовой работы является исследование системы законов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)дать понятие закона

2) исследовать классификацию законов организации;

3) изучить основополагающие законы организации;

4) проанализировать законы организации второго и третьего уровней;

5) исследовать взаимосвязь законов организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие закона и его классификация,взаимосвязь

1.1 Понятие закона

Закон – это зависимость, которая зафиксирована в законодательных документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых [5, С.112].

Также, согласно толковому словарю русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю., закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.[7, C. 207]

С позиции материалистической диалектики закон – это необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает объективные и реальные связи между предметами, между свойствами, между свойствами внутри вещей. Законы могут носить всеобщий и частный специфический характер; отражать строго количественные и качественные связи; относится к законам функционирования, сосуществующим в пространстве вещам и законам развития, выражающим тенденцию или порядок следования событий во времени.

Общие законы организации отражают как количественные, так и качественные стороны организационных явлений и процессов в их единстве и служат внутренней мерой этих процессов, что является одним из условий использования их в практике. Законы организации позволяют правильно подойти к оценке и использованию организационного опыта, его более глубокому познанию.

Знание законов организации позволяет создать и построить такую организацию, которая будет эффективно функционировать и развиваться, достигая целей, ради которых она была создана. Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А.А. Богдановым (закон наименьших, пропорциональности, равновесия). Они легли в основу формирования общей теории систем.

Закон имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия заключается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности [5, С.112]. Процедура исследования связи, выделения закономерностей и обоснование закона представляют собой достаточно утвердившуюся последовательность определенных этапов. Такая последовательность отражает общую логику выделения, формулирования и представления закона следующим образом (приложение 1).

           Приведенная последовательность представляет основу построения модели организации процесса научных исследований, в любой области знаний, позволяющую конструктивно формулировать ее фундаментальные положения. Ее стержнем становится процедура организации научных исследований по изучению, выделению и представлению наиболее существенных связей и формированию и формулированию на этой основе системы законов данной области знаний [5, С.114].

В общепринятых классификациях законов не используется достаточно широкий спектр разнообразных факторов и критериев позволяющий выделять главные, ведущие, основные, общие и т.д. научные категории. Исключительно важно обосновать единую конструкцию системы, прежде чем приступать непосредственно к классификации составляющих ее элементов по группам. Основой такой конструкции, обеспечивающей универсальность ее построения и применения, является общая логика организации – как процесса, так и системы. В соответствии с ней в теории организации, прежде всего, последовательно выделяются и обосновываются категории сущности, формы, содержания, взаимосвязи и взаимодействия.

В учебнике А.А. Беляева, Э.М. Короткова отмечается, что теория организации изучает общие, частные и специфические законы (приложение 2), которые находят свое проявление в организациях.

1.2  Общие законы организации

а) закон синергии

Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше [4, С.209].

Синергия или синергетика от греч. - совместное, содружественное, взаимозависимое действие двух или нескольких элементов, факторов, процессов, подсистем, агентов и т.д. в каком-либо одном направлении. Современное понимание сложных систем приводит к пониманию организации как сложной системы синергетически взаимодействующих частей, которые в дальнейшем образуют единое целое. Часто синергетика и кооперация могут пониматься как синонимы. Синергетика в отличие от кооперации позволяет исследовать состояние системы, изучить состояние и поведение элементов организма системы, оценить их динамику, исследовать равновесие элементов организации. Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

Другими словами закон гласит, что любая динамическая сложная система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности, а также стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффекта. Синергетический эффект - это благоприятное сочетание ресурсов, а также согласованное поведение, связи, отношения внутри организации. Синергетический эффект определяет набор параметров, который характеризует сложную развитую систему. Может быть положительным и отрицательным. В отличие от кооперирования, синергизм позволяет оценивать эффекты, происходящие в организации. Существует синергетический потенциал, который позволяет производить некоторые совместные синергетические эффекты:

- синергизм "масштаба" - чем разнообразней система, тем больше потенциал синергии;

- синергизм "продаж";

- комбинирование труда или синергизм разнородных усилий;

- оперативный синергизм;

- инвестиционный синергизм;

- синергизм менеджмента;

- синергизм окружения или создание совместной благоприятной среды.

Измерение синергетического эффекта пока достаточно трудно. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от состояния трех сред: руководителя, подчиненных и внешней среды по отношению к закону синергии.

А.А. Богданов аргументирует важность и значимость тектологического закона синергии: «Полный расцвет ее будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: как наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов реальных или идеальных».

Признаки достижения положительной синергии в организации:

        хорошее настроение в коллективе,

        усиление интереса работников к повышению профессионального роста,

        активное приобретение акций своей организации,

        усиление лояльности к руководству организации,

        рост числа предложений относительно совершенствования технологии и структуры управления,

        благотворительная деятельность организации,

Информация о работе Законы организации: понятие, классификация, взаимосвязь