Взаимосвязь организации и внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Внешняя среда – это динамичное и неопределенное окружение организации, которое оказывает на неё сильное воздействие. Окружение предприятия играет немаловажную роль в его деятельности, более того оно является неотъемлемой частью организации, так как определяет различные направления её деятельности. В современном мире при стремительном насыщении рынков, быстром развертывании НТР, предъявлении различных требований со стороны общества и много другого, все более и более усиливается давление на организацию со стороны внешней среды. Поэтому менеджеры организаций должны осознавать всю важность внешнего окружения.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
Глава 1: Понятие внешней среды, её основные характеристики 5
1. Понятие внешней среды 5
2. Основные характеристики внешней среды 9
Глава 2: Факторы внешней среды 14
1. Среда прямого воздействия 15
2. Среда косвенного воздействия 21
Глава 3: Анализ внешней среды 28
Заключение 37
Список литературы: 38

Файлы: 1 файл

Теория организации(Взаимодействие организации с внешней средой).doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Существование организации  зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. [12, с.85]

Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие  группы:

  • конечные потребители, или население;
  • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
  • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
  • государство, как хозяйствующий субъект. [16]

Часто продукция –  новинка, появляясь на рынке, сталкивается с неподготовленным покупателем. Барьеры входа серьезно тормозили продвижение таких товаров, как например, очистители воздуха или новейшие виды бытовой техники. [7, с.99]

  1. Конкуренты

Конкуренты – это  внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. [12, с.86]

Организация должна четко осознавать кто их основные конкуренты, какова их численность, мощь, стратегия и методы конкурентной борьбы. Кроме этого необходимо определить какую долю рынка занимают и смогут занять в перспективе конкуренты фирмы, а также возможно ли сотрудничество с ними. [2, с.43]

При разработке новой техники и технологий организация также должна ориентироваться на продукцию конкурентов. Новая техника должна быть конкурентоспособна. Конкурентоспособность – сложная категория, определяемая совокупностью технических характеристик инновации, её преимуществами по сравнению с существующими аналогами и стоимостью.

Так, например, отечественные компании, предлагая разработку на рынок, указывают, что при сравнимости технических параметров, стоимость ее значительно ниже зарубежных аналогов. Тем не менее, ожидаемого спроса не наблюдается и часто по простым и понятным причинам: зарубежные компании имеют отлаженный сервис и привлекательные условия обслуживания новой техники, развитую систему гарантийного и послегарантийного ремонта, наконец, одно из самых важных – положительную деловую репутацию. Этого недостает отечественным предприятиям и их продукция, пусть даже на порядок превышающая по своим техническим характеристикам и возможностям зарубежные аналоги, остается невостребованной [10,с.104]. Следовательно, конкуренты являются очень важным фактором внешней среды, ведь от него т зависит вся деятельность и успешность организации.

Важно понимать, что потребители  – не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. [12, с.86]

  1. Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. [12, с.87]

Макросреда включает факторы, которые могут не оказывать прямого  немедленного влияния на операции, но тем не менее сказываться на них. «Дальнее» окружение – это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной и региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем  будут влиять на «ближнее» окружение. Более того, изучение факторов макросреды поможет организации заранее приспособиться, как-то отреагировать на их влияние. [8, с.61]

Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. Рассмотрим основные факторы среды косвенного воздействия. К ним относятся технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами. [12,с.86]

    1. Технологии

Технология, как состояние научно-технического прогресса, в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию.

Технология является одновременно внутренней переменной и  внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. [12, с.87]

Влияние технологических  факторов на организацию очевидно. Более того, их считают основным двигателем производственного и даже социального прогресса. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции. [8, с.60]

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности. [12, с.87 – 88]

 

 

    1. Состояние экономики

Руководство должно также  уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Состояние экономики  может сильно повлиять на возможности  получения организацией капитала для  своих нужд. Это, в основном, обусловлено  тем, что федеральное правительство  часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния  экономики может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации.

Организации, ведущие  дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Колебания курса доллара относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов. [12, с.88]

Таким образом, к факторам экономики относятся: уровень развития экономики, темп роста экономики, уровень инфляции, система налогообложения, состояние торгового баланса страны, угроза экономического кризиса, соотношение спроса и предложения, эластичность спроса, доступность кредитных ресурсов, динамика валютных курсов, уровень  безработицы и прочее. [8, с.59]

    1.  Социокультурные факторы

К социокультурным  факторам относят  установки, жизненные ценности и традиции общества, демографическую обстановку, отношения организации с местным населением, отношение людей к работе и качеству жизни, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п.

Данная группа факторов оказывает влияние на формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы, условия труда, имидж фирмы, услуги предприятия. Социокультурные факторы изменяются медленно, но эти изменения приводят к существенным изменениям в окружении организации и оказывают наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений [14, с.453].

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Например, в США этичный бизнес, это бизнес без взятничества, без фаворитизма, без использования слухов, порочащих конкурентов.  Во многих других странах, в силу другой социокультурной среды,  эти явления  воспринимаются нормально и взяты на вооружение организациями.

Другим примером влияния  социокультурных факторов на деятельность организации   является изменение взглядов и установок работников. В целом, сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные патерналистские отношения, они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Также многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая «вызовы», обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. В отличие от «организационного человека», которого описал Уильям Ф. Уайт, многие современные работники не склонны считать какую бы то ни было организацию тем местом, где они намерены провести всю свою трудовую жизнь. Такое изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают честной практикой организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существенной функции – мотивации людей с учетом целей организации.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию  или услуги, являющиеся результатом  деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе.

От социокультурных  факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.

Подчеркивая важность учета  руководством социокультурных воздействий Реджиналд Джоунс, бывший председатель правления фирмы «Дженерал Электрик», указывает, что организации должны быть в состоянии «предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. Это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в институт, приспособленный к новой среде». [12, с.88 – 89]

    1. Политические факторы

Политические факторы  представляют собой особенности  взаимоотношений предприятия и  государства в лице федеральных, региональных и местных властей. Иностранные, национальные и местные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов достаточно много, поэтому выделим и перечислим наиболее часто встречающиеся: характер взаимоотношений с властными структурами, возможность лоббизма своих интересов и блокирования интересов конкурента, уровень политической стабильности. [8, с.59]

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы.

Большое значение для  компаний, ведущих операции или имеющих  рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки, как это было в Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую конфронтацию. [12, с.90]

    1. Отношения с местным населением

Почти для всех организаций  преобладающее отношение к ней  местной общины, в которой та или  иная организация функционирует, имеет  первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие.

Информация о работе Взаимосвязь организации и внешней среды