Взаимодействие государства и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение взаимодействия государства и организаций, обеспечивающих развитие российского рынка.
Задачи:
- Выявить основные направления развития организации;
- проанализировать особенности современных предпринимательских организаций;

Файлы: 1 файл

курсовая работа.НАТАША.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

   Другая особенность современной предпринимательской организации - многообразие целей, стоящих перед различными сотрудниками и подразделениями организации. Обычно считается, что цель предприятия состоит в достижении максимальной прибыли в течение длительного периода (справедливость этого принципа сейчас подвергается сомнению, когда рассматривают, например, ответственность предприятий за общественное благосостояние).

   В то же время в составе предприятия действуют многие подсистемы, каждая из которых имеет свои собственные специфические цели и задачи.

   Действительно, любой сотрудник организации приступает к выполнению своей работы, имея множество личных мотивов, целей и задач, которые неизбежно сказываются на его поведении в организации. Разнообразие целей отдельных сотрудников и подсистем в организации создает проблему интеграции целей их деятельности. И здесь нужно искать основу для объединения этих разнообразных целей в единое целое.

    Еще одна особенность жизнеспособного предприятия состоит в том, что оно должно обеспечить возможность изменений своих характеристик. Условия динамического окружения требуют от него изменений и развития. Нельзя рассматривать организацию как статическую систему. Чтобы вовремя суметь произвести необходимые изменения, организация должна представлять собой динамическую адаптивную систему. Сравнительно легко можно заметить влияние технических изменений на организацию. Но значительно сложнее обнаружить скрытые изменения, происходящие в социальной области и влияющие на предприятие.

    Современные предпринимательские организации функционируют не изолированно. Они являются неотъемлемой частью общества в целом. Влияние внешних факторов на предприятие будет постоянно усиливаться и стимулировать необходимость укрепления и развития предпринимательской организации как жизнеспособной системы.

 

 

 

 

 

 

  Глава 2 Сферы взаимодействия государства и организаций

             2.1Цели и задачи государственного регулирования организаций

    • Цели:

 Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная целостность, единство системы государственной власти, с одной стороны, и разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации — с другой, являются основами федеративного устройства России. Организационное построение и функции исполнительной власти непосредственно предопределяются системой целей государственного управления. С позиций государственного управления общество рассматривается в качестве сложной системы с множеством уровней иерархии. Каждый уровень является открытой системой, имеет вход и выход, зависит от внешней среды.

     Функционирование государства предполагает наличие гражданского общества, институциональной основой которого является совокупность независимых от государства объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы и солидарности, к сотрудничеству и самоорганизации. Наиболее адекватно характеризует гражданское общество Всеобщая декларация прав человека, в которой выделены его основные черты: - демократия; - как правило, республиканская форма правления; - правовое государство и общественный договор; - разделение властей.

   Для функционирования гражданского общества нужно наличие соответствующих условий, а именно: - надежная защищенность всех форм собственности; - эффективное судопроизводство, включая суд присяжных; - полноправное местное самоуправление; - независимые средства массовой информации.

   Формирование рациональной и эффективной системы государственного управления призвано, прежде всего укрепить исполнительную власть, преодолеть многочисленные негативные проявления слабости государства в управлении социально-экономическими процессами. При этом необходимо иметь в виду, что явными признаками подобной слабости являются постоянные колебания экономического курса, отсутствие сформулированных целей развития. Трудно осуществлять целеустремленное управление при множественности центров власти, конкурирующих между собой за доминирование в обществе.

   Достижение целей государственного управления лежит в основе всей практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов. При этом выполняются задачи организации, координации, анализа, контроля и др. Применяются как методы убеждения, стимулирования, административные методы, так и рыночные рычаги. Достижения информатики и вычислительной техники предоставляют возможность для прогнозирования в национальном и международном масштабе, оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры и принятие правильных решений.

    Как показывает мировой опыт, страны с эффективными и четко организованными институтами власти и контроля характеризуются высоким уровнем доходов населения и большим национальным богатством. Профессионализм правительства, охватывающая все стороны жизнедеятельности правовая система, гражданское общество, чьи независимые инициативы и многообразные формы выражения интересов усиливают подотчетность правительства, - все это служит основой для безусловного влияния исполнительной власти на процессы, протекающие в обществе.

  • Задачи 

    Переход к рыночным отношениям требует того, чтобы характер и структура государственного управления соответствовали возникающим задачам. Необходимо преодолевать рассредоточенность управления различными направлениями экономической политики, нечеткую постановку задачи поддержки предпринимательства в каждой отрасли и каждом звене экономики, слабую межведомственную координацию действий различных ведомств при осуществлении мер экономической политики, в том числе касающихся поддержки конкуренции и предпринимательства. Для повышения действенности и эффективности системы государственного регулирования экономики необходимо проведение комплекса мер, отвечающих реалиям переходного периода.

    В этих условиях государство выступает, во-первых, как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; в-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами хозяйствования. Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание какого-либо одного подхода ведет к слабости государственной власти, сдерживает экономическую активность агентов рынка. В качестве властной структуры, устанавливающей для субъектов рыночной экономики общие правила поведения, государство должно как минимум не мешать деловой активности предпринимателей. Оно обязано создать стабильную правовую базу предпринимательства и на основе экономических и административных методов управления проводить активную политику поддержки предприятий (например, ввести обоснованный механизм налогообложения, создать реальную систему защиты предпринимательства и т. д.).

    Наряду с общим регулированием экономических отношений одной из важных задач государства является проведение селективной политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приоритетных направлений экономики.                                                                                                                         

   В рамках перехода к рыночной системе хозяйствования формируются и реализуются три взаимосвязанных группы экономических отношений:

- в сфере  производства и обращения –  непосредственно между организациями  и населением (т.е. между производителями  и потребителями товаров и услуг); - в финансовой сфере – между организациями, населением и государством; - в сфере трудовых отношений – между организациями  (как работодателями) и наемными работниками.

   Каждая из этих групп служит основой функционирования различных рынков. При этом государство выступает и как участник, и как регулятор данных отношений. Необходимо учитывать, что чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако никто не может раз и навсегда определить пределы вмешательства государства в экономическую жизнь. Любая страна должна решать этот вопрос исходя из конкретных экономических условий.

  Эффективное взаимодействие государства и саморегулируемых организаций является одним из ключевых факторов развития российской экономики.

  Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса, в ряде случаев, может быть эффективным дополнением к государственному регулированию, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов участников рынка. Однако, организации могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая входные барьеры для других участников рынка. Использование института саморегулирования как субъекта регулирования рынка, действующего с целью его развития, требует определенных условий и ограничений, устанавливаемых государственными органами, при которых саморегулирование оправдано с точки зрения участников рынка и общества в целом. Таким образом, развитие рынка с помощью саморегулируемых организаций основано на взаимодействии их с государством.

    Институт саморегулирования на российском рынке сформировался сравнительно недавно. В настоящее время, отсутствует эффективный механизм его взаимодействия с государством, способный расширить возможности рынка, преодолеть низкие темпы его развития, создать инфраструктуру, обеспечивающую возможность проведения консультаций с участниками рынка при выработке государством регулирующих решений. [6]

 

      2.2 Проблема взаимодействия в сфере кадровой политики

      По экспертным оценкам в настоящее время в некоммерческом секторе (НКС) на постоянной и договорной основе занято около 1 млн. человек. Таким образом, сегодня он представляет собой заметную в общероссийском масштабе часть рынка труда. При этом НКС, чаще чем другие сектора экономики, предоставляет работу социальным слоям,  наименее конкурентно способным на этом рынке – льготным категориям населения, молодежи, тем самым снимая с государства обязанность по  их трудоустройству. Кроме того, совокупная численность добровольцев, т.е. работающих в НКО на безвозмездной основе в течение длительного времени и  регулярно, также составляет около 1 млн. человек1.                                                                                 

   Различным аспектам кадровой политики участники мероприятий уделили особое внимание. Они отметили, что в целом профессионализм руководителей и специалистов НКО существенно вырос за последние годы, но  обеспечивалось это преимущественно на основе предоставления различными организациями образовательных услуг разового характера, приобретения практического опыта "методом проб и ошибок", самообразования. Причем, образовательными ресурсами любого рода смогли пользоваться лишь представители НКО из крупных городов, а для небольших населенных пунктов они оказались практически недоступными. [15]

     Сегодня, когда от НКО требуется совершенно иной качественный уровень работы, отсутствие системы подготовки кадров для некоммерческого сектора является недопустимым.

    Особенно остро ощущается дефицит квалифицированных управленцев. Многие из руководителей и менеджеров НКО имеют высшее образование, но являются, как правило, специалистами в других областях и слабо подготовлены к решению управленческих задач. При этом они распоряжаются значительными финансовыми и другими ресурсами своих  организаций, в том числе полученными из государственных источников.

    Как показывает практический опыт, профессионализация деятельности НКО существенно увеличивает жизнеспособность организаций в целом, позволяет улучшать их организационную структуру, обеспечивать финансовую стабильность, использовать дополнительные возможности, получать поддержку широкой общественности и т.д. Это, в свою очередь, открывает новые возможности для развития социального партнерства, совершенствования механизмов взаимодействия НКО с органами государственной власти и местного самоуправления.

    Сегодня необходима специальная программа обучения кадров для НКС, отличительными чертами которой должны стать ее доступность,  системность и непрерывность.

    Требование непрерывности образования обусловлено постоянным изменением правовых и экономических условий деятельности НКО, усложнением стоящих перед ними задач, увеличением масштабов решаемых проблем и другими факторами.

       Системный подход предполагает не только осуществление непосредственно образовательного процесса, но и его комплексность, включая развитие существующих, разработку и внедрение новых форм и методов обучения, совершенствование системы повышения квалификации специалистов, проводящих обучение, технологии преподавания и т.д.

      Не меньшей проблемой является недостаточная квалификация государственных и муниципальных служащих, в обязанности которых входит практическое взаимодействие с НКО. Многие из них не знают  правовых основ деятельности НКО, законодательных механизмов взаимодействия с ними, их специфики, возможностей, что служит препятствием для конструктивного диалога.

      В последнее время получила значительное распространение практика приглашения руководителей и специалистов НКО на работу в государственные и муниципальные структуры. Практический опыт, приобретенный ими в процессе работы в некоммерческих организациях, позволяет глубже понимать проблемы населения и территорий, иметь более широкий взгляд на пути их решения, использовать новые нестандартные механизмы. Таким образом, НКС становится не только кадровым ресурсом общества, но и кадровым резервом государства.

   1. Профессионализация деятельности некоммерческого сектора

   Основной задачей в данной области является создание постоянно действующей комплексной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров для некоммерческого сектора (дополнительного образования по принципу факультетов повышения квалификации). Обучение может осуществляться как на базе специально созданных, так и уже действующих образовательных центров по единым программам.

Информация о работе Взаимодействие государства и организаций