Возможности использования зарубежного опыта управления в Российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные знания и опыт в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих национальных специфических особенностей.
В течение многих десятилетий ХХ века вплоть до конца 80-х годов в нашей стране господствовала административно-командная система управления. Экономика строилась на государственной форме собственности, которая противоречила демократическим принципам управления – не признавала свободный рынок, конкуренцию, предпринимательство. Поэтому, к сожалению, отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно от других стран, зачастую игнорируя зарубежный опыт искусства управления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Зарубежные модели управления 5
Английская модель управления 6
Американская модель управления 11
Японская модель управления 13
Немецкая модель управления 16
Глава 2. Российская модель управления 20
Глава 3. Возможности использования зарубежного опыта управления в России 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

курсовая работа ту.docx

— 271.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Немецкая модель управления



Существенное влияние  на становление и развитие немецкого  стиля управления и германской деловой  культуры оказали протестантская этика  и социальное учение католицизма, идеи Просвещения и прусский социализм, романтизм и рациональный критицизм, бюргерская культура, а также индивидуальный либерализм и принцип социальной ответственности. Такие национальные черты, как прилежность и аккуратность, любовь к порядку и бережливость, пунктуальность и рациональность, трудолюбие и ответственность, воспитывались  на протяжении столетий. Немцам не свойственны  авантюризм и спонтанные решения. Они  изобретательны и берут систематичностью подхода и последовательностью  действий.
Характерной чертой и отличительной  особенностью немецкой деловой культуры является принцип порядка (Ordnung), который отмечается и в стиле управления, и в организации процесса принятия решений. Согласно немецкой точке зрения на характер развития любого процесса, у каждой вещи и у каждого человека есть свое место в соответствующем плане, рассчитанном на достижение максимальной эффективности. Немцы верят в то, что хорошо разработанные процессы и процедуры способны содействовать решению большинства проблем, поэтому придают порядку первостепенное значение для достижения общего благосостояния. Чувство порядка, развитое у немцев, требует конформизма. Символам власти, законам и указаниям в Германии подчиняются, а эксцентричные люди и нарушители закона не вызывают симпатий в обществе.
В Германии соблюдение правил касается всех, ведь перед законом все граждане страны равны еще с давних времен. Так, посетителям Потсдама немцы любят рассказывать одну давнюю историю. На холме, как раз напротив королевского дворца Сан-Суси, до сих пор возвышается ветряная мельница, возраст которой весьма почтенен. Шум работающей мельницы в свое время доставлял определенные, но не слишком большие неудобства прусскому королю Фридриху Великому. В конце концов король приказал владельцу мельницы убрать ее с территории, примыкавшей ко дворцу. Однако мельник обратился в королевский суд с иском против Фридриха и выиграл дело. Королевский суд признал право частной собственности мельника и обязал Фридриха подчиниться решению суда, оставив мельницу в неприкосновенности. Таким образом, перед судом в Германии и мельник и король оказываются изначально равными, но право частной собственности оказывается важнее индивидуальных и не очень обоснованных претензий власть имущих.
Немецкую деловую культуру также отличают монохронное отношение ко времени (стремление завершить одну цепь действий до того, как перейти к другой), вера в собственные прямоту и честность, склонность к резкости и открытому выражению несогласия (в противовес любезности и дипломатии).
По своей сути немцы — нация, признающая только простую научную истину, только то, что можно доказать опытным путем. Они действуют с точки зрения прагматического рационализма, им свойственны материализм и ориентация на конечный результат своей деятельности. Немцы склонны к длинным и глубоким поискам смысла жизни и любят проводить время с материальной и духовной выгодой для себя. В этой связи немцы чрезвычайно активны, подвижны и любознательны.

Они предпочитают много и активно  отдыхать, проводя досуг в путешествиях по своей стране или за границей. Во время уик-эндов, праздничных  дней или каникул вся Германия превращается в огромный туристский лагерь. На вокзалах, автобусных станциях и в аэропортах снуют путешественники  с рюкзаками и чемоданами. Автострады забиты автомобилями, а в гостиницах не всегда можно найти свободный  номер без предварительного резервирования. Разнообразная система скидок и  прочих льгот на транспорте и в  гостиницах, специальные недорогие  туры поощряют путешествия, а индустрия  туризма при этом получает немалые  доходы.

Немцы стараются быть законопослушными, дисциплинированными  гражданами. Немецкое общество обладает достаточным конформизмом, случаи проявления различных эксцессов здесь крайне редки. Граждане Германии стараются  не совершать ошибок и весьма преуспели  на этом пути. Любые проявления экстремизма  всячески пресекаются, причем правоохранительные органы действуют достаточно корректно, уважая гражданские права манифестантов. Даже во время традиционных первомайских демонстраций протеста левых сил, проходящих в крупных городах страны, несмотря па экстремизм протестующих, полиция  не позволяет себе распускать руки, но одновременно достаточно жестко наводит  порядок на улицах.

Немцы верят, что настоящего порядка можно  достигнуть, если строго соблюдать  специально разработанные для этого  правила, постановления и процедуры, которые, в свою очередь, возникли на основе многолетнего опыта деятельности национальных компаний, ведомых опытными, проверенными временем руководителями. Управленческий и деловой опыт передается от более опытных и обычно старших по возрасту сотрудников тем, кто находится на более низких ступеньках иерархической лестницы.

Хотя  основным лозунгом немецкой нации и  является порядок, по в свете гуманистических традиций неолиберализма, когда в центр экономической системы поставлен человек как базовая ценность общества, порядок в настоящее время дополняется свободой. Поэтому немецкую деловую культуру послевоенного периода справедливее характеризовать не просто как порядок, а как свободу и порядок.

С точки зрения стиля лидерства  Германия является образцом иерархии и согласия: сфера ответственности  и компетенции строго распределена между сотрудниками в зависимости  от занимаемых позиций, приказы отдаются сверху вниз и не подлежат обсуждению. Статус менеджера в немецких компаниях  связан не только с индивидуальными  способностями руководителя, но зависит  и от продолжительности срока  службы, и от формального подтверждения  квалификации и уровня образования. Примечательно, что немецкий менеджер, обладающий университетским дипломом, получает повышение по службе в среднем  раз в четыре года, а перед теми, у кого есть докторская степень, открыт путь в высшее руководство. Стоит  отметить, что доктора наук в Германии пользуются значительным уважением  в обществе и занимают более высокое  социальное положение, чем преуспевающие  бизнесмены без степени. Процесс  коммуникации (взаимодействия различных  подразделений) в немецких компаниях  строго вертикален: мнение нижестоящего подразделения доводится до высшего  руководства только через непосредственных начальников, которые затем передают эту информацию по иерархической  цепочке снизу вверх.

Тем не менее в процессе принятия управленческих решений, которые затем обретают форму приказа, не исключается дискуссия среди всех членов трудового коллектива. Как известно, в послевоенный период времени практически на каждом немецком предприятии (и в ФРГ и в ГДР) был образован совет трудового коллектива, который участвовал в обсуждении актуальных проблем на равных позициях с высшим руководством и оказывал заметное влияние на позиции топ-менеджеров. В настоящее время часть компаний ФРГ (преимущественно крупных) уже отказалась от подобной практики, но в фирмах, представляющих так называемый Mittehtand (малый и средний бизнес), советы трудовых коллективов сохраняются.

Таким образом, принцип согласия означает то, что трудовой коллектив тоже разделяет ответственность за характер принимаемых стратегических решений. Консенсусу в немецких фирмах придается достаточно большое значение, даже несмотря на четкость вертикальной структуры организации. Немцам присущ процесс принятия решений на основе консенсуса, что требует обширных подготовительных исследований и зачастую вспомогательных разъяснений. Принципы социального рыночного государства дают возможность гражданам ФРГ более комфортно себя чувствовать в системе коллективной ответственности, которая гарантирует защиту от жесткого директивного стиля руководства и повышает степень ответственности индивидуального работника перед трудовым коллективом. Коллективные трудовые контракты, тарифные соглашения, социальное страхование — вот важнейшие элементы согласия между работодателями, наемными служащими и менеджерами немецких компаний. Рисунок дает наглядное представление о стиле руководства, применяемом большинством немецких предприятий.

Немецкие  компании — традиционно малоподвижные  организации, обремененные различными инструкциями и руководствами, системами  и иерархическими ступенями. Иерархия обязательна, она часто приводит к чрезмерной почтительности перед  непосредственным начальником и  высшим руководством. Немецкий руководитель — исключительно обособленная личность, не склонная демонстрировать свое появление  перед всем трудовым коллективом. Для  него характерна политика закрытых дверей и общение с потенциальными посетителями не напрямую, а через секретаря. Немецкая вертикальная система спускает инструкции только ближайшим, непосредственным подчиненным, и хранятся такие инструкции строго в стенах данного отдела. Однако в немецких фирмах существует короткая дистанция власти между начальниками и подчиненными, что вполне свойственно  Германии как стране с исторически  децентрализованным прошлым и нелюбовью  к диктаторским замашкам руководителей. Децентрализация и сегментация  являются структурными характеристиками немецкого общества. Германия поздно объединилась, и здесь не любят  слишком сильную центральную  власть, особенно после периода национал-социализма и плановой экономики в ГДР. Немцы  предпочитают рассредоточение власти.

 

 

Глава 2. Российская модель управления


Современный российский менеджмент сформировался  в условиях перехода от чрезмерно  централизованной, плановой экономики  к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

Вместе с тем организации  – хозяйствующие субъекты уже  несколько лет функционируют  в условиях рыночной, хотя пока и  весьма неэффективной российской экономики  и обрели некоторые важнейшие  черты, характерные для субъектов  рыночных отношений.

Существенное влияние  на реформирование российского менеджмента  оказали и продолжают оказывать  следующие социально-экономические  факторы:

– экономическая и политическая нестабильность в стране;

– ресурсно-сырьевая направленность экономики;

– низкая экономическая эффективность деятельности многих организаций и российской экономики в целом;

– деградация социальной сферы, производственного, научно-технического и кадрового потенциала;

– высокий уровень безработицы;

– сложная система и высокий уровень налогообложения организаций;

– высокий уровень инфляции;

– низкие уровень и продолжительность жизни населения;

– низкие в целом уровень оплаты труда работников, отсутствие должной зависимости размеров заработной платы от количества и качества труда, большая поляризация уровней доходов разных групп населения;

– низкая платежеспособность многих организаций и населения;

– несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования экономики;

– низкие уровни демократизации общества и экономики, неразвитость демократических институтов;

– использование государственными и местными органами моделей и решений, неадекватных сложившимся условиям. Имеет место игнорирование горизонтального системообразования, самоуправления, недостаточный учет современных тенденций в развитии социально-экономических систем;

– низкий профессиональный уровень, коррумпированность работников органов государственного управления всех уровней и местного самоуправления и недоверие им населения;

– наличие значительных диспропорций в уровнях развития регионов и муниципальных образований;

– хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок, повышает хозяйственный риск;

– неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды; высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;

– низкие качество и конкурентоспособность отечественных товаров и услуг;

– высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей и населения от криминальных структур.

Вместе с тем в последние  годы наблюдаются и некоторые  позитивные тенденции в социально-экономическом  развитии России: формирование рыночных отношений при наличии многообразия форм собственности, некоторый рост промышленного производства, становление  предпринимательского класса, преодоление  населением и предпринимателями  иждивенческих комплексов и т.д.

Всё это повлияло и продолжает влиять на формирование российского  менеджмента, основными особенностями  которого являются:

– преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур. Недооценка горизонтальных связей и отношений, мягких структур. Слабый учёт современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций – эдхократических, партисипативных, сетевых, ориентированных на рынок и т.д.;

– наличие командной системы во многих организациях, где руководители подавляют инициативу подчинённых. Ярко выраженный авторитарный стиль руководства и его стремление к технократическому решению хозяйственных задач;

– стремление менеджмента к контролю за всем своим бизнесом, подчинение сбыта (свой торговый дом), расчётов (карманный банк), поставок (свои комплектующие производства). В последнее время эта тенденция распространяется на власть – крупнейшие корпорации активно проводят своих людей в органы власти;

– нежелание менеджеров высшего звена делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, стремление всё делать самим, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчинённым, недостаточная их квалификация, а главное – неумение эффективно мотивировать наёмных менеджеров;

– слабое привлечение менеджерами сотрудников к управлению организациями и подразделениями, что не позволяет учитывать знания и опыт работников, многие из которых знают проблемы и видят пути их решения непосредственно в производстве лучше менеджеров;

– слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией. Необходимо использовать только лучшее с учётом национальных особенностей;

Информация о работе Возможности использования зарубежного опыта управления в Российских условиях