Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение сущности и особенностей управленческих отношений, характеристика их основных разновидностей.
Задачи исследования:
• определить сущность и значение управленческих отношений;
• выявить факторы и условия эффективных управленческих отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.3. ЛИДЕРСТВО КАК ФЕНОМЕН УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
2.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПОДЧИНЕННЫХ КАК ОСОБЫЙ ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 12
2.1. ВИДЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 12
2.2. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДСТВА И ПОДЧИНЕННЫХ 15
2.3. КОНФЛИКТЫ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДСТВА И ПОДЧИНЕННЫХ 18
3.ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 21
3.1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОССЛУЖБЕ 21
3.2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛДОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Rybkina_Darya_gr_3112_Kursovaya_rabota_po_TU.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

В теории государственного управления, традиционно выделяют два типа управленческих внутриорганизационных отношений: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) отношения.

Формальные управленческие отношения - это система отношений  между субъектами и объектами  управления регулируемые законами, нормативными актами, приказами и распоряжениями. Они являются такими отношениями, где ролевые функции взаимодействующих в процессе управления заранее определены без учета тех или иных конкретных типов личности. Формальные отношения всегда: рациональны; принципиально безличны и имеют исключительно функциональные цели.

 Одним из видов управленческих отношений в государственном управлении являются отношения централизма и самостоятельности.

Отношения централизма - это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Две стороны отношений - централизм и самостоятельность в деятельности государственного управления взаимно дополняют друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма государственного управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели.

Преодоление негативной тенденции  к чрезмерной централизации в  социальном управлении требует перераспределения прав и обязанностей между вышестоящими и нижестоящими органами управления в пользу последних, ограничения прав и обязанностей вышестоящих органов теми, которые необходимы для обеспечения общей цели управления. Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса в государственном службе достигается через установление отношений субординации и координации.

В структуре формальных управленческих отношений в государственном управлении выделяют отношения субординации и координации. Далее рассмотрим данные отношения более подробно.

Госорганизация состоит из двух крупных подсистем – управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связи между субъектом и объектом государственного управления и составляют существо интересующих нас управленческих отношений. Главной специфической характеристикой государственных управленческих отношений является определенное совпадение субъекта и объекта управления. В соответствии с положениями теории систем каждая система одновременно является частью более крупной системы, а каждая подсистема в свою очередь является самостоятельной системой. Таким образом, каждый государственный управленец одновременно является подчиненным вышестоящего руководителя, а каждый подчиненный руководителем.

Отношения субординации - это отношения распорядительства и администрирования, с одной стороны, и исполнительства, подчиненности - с другой. Отношения субординации складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней. Суть отношений субординации состоит в том, что руководитель на основе существующего правового статуса и нормативных актов определяет обязанности и задачи подчиненных, а последние должны четко выполнять предписания руководителей.

Наряду с отношениями  субординации в структуре управленческих отношений существуют отношения координации, которые устанавливаются между работниками, занятыми в различных звеньях аппарата управления по горизонтали, между отделами, службами, департаментами. Отношения координации предполагают согласованность действий органов, работников, сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности во имя достижения общих положительных результатов. Суть отношений координации в обмене информирует о состоянии работы по выполнению общих задач.

Государственные управленческие отношения могут быть линейными и функциональными. Суть линейных отношений в том, что у руководителя много подчиненных, а у подчиненных только один руководитель. Это отношения между руководителями и подчиненными по вертикали. При линейной системе отношения управления носят ступенчатых характер и складываются по цепочке: подчиненные - руководитель низового уровня - руководитель среднего уровня - руководитель высшего уровня. В системе государственного управления, на наш взгляд, линейные системы малоэффективны, так как руководителю высшего уровня приходится решать многие вопросы, быть своего рода универсалом. Это ведет к обезличиванию подчиненных, ограничивает возможность проявлению с их стороны инициативы, затрудняет участие работников в управлении, приводит к бюрократизму и волоките. Данные негативные явления могут быть преодолены утверждением функциональных управленческих отношений. Они строятся на основе специализации функций между работниками, занятыми в различных функциональных подразделениях. Отношения руководства и подчинения здесь строятся по определенным группам проблем, на решении которых специализируются функциональные руководители. Суть этих отношений в том, что высшее руководство организации не должно вмешиваться в дела функциональных руководителей, когда речь идет о вопросах, требующих специальных знаний. В то же время функциональные руководители не могут обойти руководителей высшего уровня, если дело касается решения вопросов, затрагивающих организацию в целом. Решение принимает высшее руководство на основании рекомендаций функциональных руководителей. Преимущество функционального вида управленческих отношений состоит в более высоком уровне компетенции и профессионализме. Вместе с тем, функциональный вид управленческих отношений сложен и требует высокой слаженности в работе. При ее отсутствии возможны безответственность и хаос. На практике имеют место отношения смешанного порядка, в которых сочетаются линейные и функциональные отношения.

 Между работниками  в сфере государственного управления устанавливаются также неформальные управленческие отношения.

Неформальные управленческие отношения - это связи между людьми в процессе осуществления управленческого труда, которые возникают на основе психологической совместимости личных качеств, совпадения интересов, соответствия характеров, симпатии и антипатии. Эти отношения ничем не регламентируются, строятся на доверии, на добровольности. Они выходят за рамки официальных, возникают стихийно. Неформальные управленческие отношения имеют большое значение в создании нормального психологического климата в коллективе. Но и могут играть в организации и негативную роль, противодействуя общим целям, способствуя «низвержению» авторитетов и пр.

Можно сделать вывод о том. что  две системы отношений (формальные управленческие отношения и неформальные управленческие отношения) позволяют говорить о целесообразности выделения двух относительно самостоятельных организационных структур - формальной структуры и неформальной структуры. Обе структуры, будучи относительно независимы, взаимодействуют друг с другом.

Одним из важнейших элементов  системы управленческих отношений в государственной службе, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели всего госаппарата. Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации.

В наше время современный руководитель не может самостоятельно и единолично эффективно управлять  государственной администрацией. Развитие госорганизации может идти только по пути усложнения ее структуры, поэтому госуправленцам приходится использовать технологии делегирования полномочий. В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. В администрации всегда существует определенная степень децентрализации организационных полномочий. Децентрализации абсолютная и нулевая в организации невозможны. Важным моментом в делегировании является вопрос о том, какую долю работы руководитель должен оставить себе, не делегируя никому.

Руководители должны решать только такие вопросы, с которыми другие люди не в состоянии справиться. Не подлежат делегированию: постановка задач и выдача заданий подчиненным; контроль результатов деятельности подразделений и подчиненных; подбор, расстановка, оценка деятельности подчиненных работников; задачи особой важности и высокой степени риска и задачи строго доверительного характера.

Делегировать в любом случае надо: рутинную работу; специализированную деятельность и неактуальные, частные вопросы;

Для подчиненных из делегирования  вытекают специфические обязанности : принимать решения под свою ответственность и своевременно и подробно информировать руководителя; повышать профессиональную квалификацию.

Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя.

Проанализировав научную литературу по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что реализуя цели и задачи государственного управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. В узком смысле управленческие отношения в государственной службе - это связи между субъектами государственного управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими государственных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью. Существование подобного вида управленческих отношений в системе государственного управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей государственной системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения в государственной службе предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.

3.2. Особенности управленческих  отношений на примере администрации  Талдомского муниципального района

 

           Администрация Талдомского муниципального  района – исполнительно-распорядительный  орган местного самоуправления  муниципального района, наделенный  настоящим Уставом полномочиями  по решению вопросов местного  значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Московской области. Администрация муниципального района формируется главой   муниципального района в соответствии с  федеральными  законами,  законами  Московской  области  и  настоящим Уставом. Заместитель (заместители) главы  администрации  назначается (назначаются)   на  должность  главой  муниципального  района. Заместители  главы  муниципального района  осуществляют часть функций по  руководству администрацией муниципального района в соответствии с распределением  обязанностей,   установленным главой  муниципального  района. В структуру администрации муниципального района входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального  района. Органы администрации муниципального района осуществляют  исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение  решений  Совета  депутатов,  постановлений главы муниципального  района  и  актов  органов  государственной   власти,  принятых  в  пределах их компетенции. Администрация района обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом.

По своему содержанию управленческие отношения в администрации Талдомского района представляют собой процесс взаимодействия субъектов управления по поводу осуществления государственных управленческих функций, выработки и реализации управленческих решений. От того, как распределены управленческие функции, какую роль в процессе подготовки и принятия решений играют отдельные субъекты управления, зависит характер их взаимодействия, эффективность достижения целей администрации в целом. Можно сделать вывод о том, что администрации Талдомского района присущи в большей степени отношения централизма - это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах государственного управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций государственного управления. На наш взгляд в администрации сложилась чрезмерная централизация, которая сужает возможности для учета всей специфики положения объекта государственного управления. При этом, как показывает практика, резко возрастает загруженность центральных органов государственного управления частными задачами, падает способность видеть стратегическую перспективу, повышается вероятность необоснованных решений, снижается творческая инициатива исполнителей в подразделениях администрации. Важно также отметить тот факт, что определенные противоречия между интересами нижестоящих и вышестоящих участников управленческого процесса в администрации возникают в силу отличия их положения в системе государственных управленческих отношений, наличия особых интересов у каждого из них. Превалирование особых интересов вышестоящих органов государственного управления приводит к стремлению расширить свои права, усилить централизацию, а у нижестоящих - как можно полнее освободиться от нее.

Преодоление негативной тенденции к чрезмерной централизации в государственном управлении администрации Талдомского района требует перераспределения прав и обязанностей между вышестоящими и нижестоящими органами управления в пользу последних, ограничения прав и обязанностей вышестоящих органов теми, которые необходимы для обеспечения общей цели государственного управления. Особенно, важно создание условий, определение гарантий невмешательства в деятельность нижестоящих участников управленческого процесса со стороны вышестоящих вне рамок их установленных полномочий. В свою очередь, должна быть обеспечена способность вышестоящих органов воздействовать на нижестоящие для приведения их деятельности в соответствие с общественно необходимыми требованиями. Для администрации Талдомского района характерно использование административных методов управления. Административные методы (организационные, организационно-распорядительные) выражаются в прямом воздействии на объект управления в целях побуждения его к принятию определенного решения. Администрирование означает, что любое предписание объекту управления является директивой, приказом, а не рекомендацией, т.е. имеет принудительный характер. Отношения между органами управления носят распорядительный характер, когда исходят от вышестоящего органа нижестоящему (по вертикали), или в виде согласования, характерного для отношений различных органов управления, не подчиненных друг другу, т.е. по горизонтали.

Информация о работе Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация