Трудовой коллектив в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть трудовой коллектив как неотъемлемую часть организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие трудового коллектива и определить его сущность;
2. определить принципы и методы построения стабильного трудового коллектива;
3. определить важность руководителя в трудовом коллективе;
4. рассмотреть коллектив как социально-психологическую характеристику групповой деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ 4
1.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 8
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ГЛАВНЫЙ РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1. КОНФЛИКТЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 13
2.2. КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 24
ЗАДАНИЕ 1. 24
ЗАДАНИЕ 2 32
ЗАДАНИЕ 3 38

Файлы: 1 файл

!!Готовая+курсовая.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

Конфликт между личностью  и группой возникает чаще всего  тогда, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов  всей группы.

Межгрупповые конфликты. Каждая организация состоит из множества  групп (формальных и неформальных), поэтому это, прежде всего конфликты между формальными группами, между организацией и неформальными группами.

По скорости протекания конфликты делятся на быстротечные и затяжные. Быстротечные в свою очередь могут быть остродинамичными (опасными для жизни) и динамичными (опасными для здоровья). Затяжные конфликты делятся на остростатичные (опасные для психологического состояния) и статичные (снижающие активность личности). [11]

Теория и практика менеджмента предлагает множество  способов разрешения конфликтов. В любом конфликте необходимо четко выделять стратегию и тактику разрешения конфликтов. Стратегия определяется содержанием самого конфликта и его восприятием.

В стратегии разрешения конфликтов можно выделить следующие  моменты:

уклонение от конфликта  представляет уход от конфликта. Уклонение желательно, если цель не очень важная;

доминирование - когда  цель важна, первостепенна;

капитулянство - когда  отношения в коллективе важнее целей  соперников.

Модель конфликта как  процесса обозначена на рисунке 1.

Управленческая ситуация


 

Источники конфликта

 

Возможность разрастания  конфликта

 

Реакция на ситуацию

 

Конфликт происходит                                                                  Конфликт не происходит

 

Управление конфликтом

 

Функциональные и  дисфункциональные последствия

 

Рис 1. Модель конфликта  как процесса.

В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы:

  • поддержание статуса-кво - такая тактика может применяться для выигрыша времени, это тактика союзников, тактика накапливания информации;
  • доминирование - такая тактика может применяться при необходимости быстрого реагирования, когда нет времени для дискуссий, когда руководитель уверен, что ничего дельного предложить уже не могут, когда руководитель свою точку зрения считает единственно правильной;
  • компромисс может применяться в случаях, когда обе стороны убеждены, что сближение возможно. Компромисс, может быть, достигнут путем: взаимных уступок (когда обе стороны ощущают свою выгоду), уступок по незначительным вопросам, сотрудничества (когда конфликтующие стороны желают мирного исхода).

Методы и способы  разрешения конфликтов разнообразны - от бесед, просьб, убеждений, разъяснений до силового разрешения (подавление, перевод, разъединение, приказ, решение суда и т.д.).

Главная задача менеджера  в том, чтобы уметь "войти" в конфликт и разрешить его, используя разные методы. [7]

2.2. Коллектив как социально-психологическая  характеристика групповой деятельности

 

Трудовой коллектив  характеризуется определенным набором  социально-психологических признаков. Наиболее существенные из них следующие:

1. Совпадение ценностных  ориентаций коллектива с ценностными  ориентациями общества.

2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.

3. Доброжелательное отношение  к "новичкам".

4. Преобладание оптимистического настроения.

5. Удовлетворенность  работой и коллективом. 

6. Хорошая трудовая  и производственная дисциплина.

7. Предрасположенность  к общению в нерабочее время. 

8. Свободное обсуждение вопросов, связанных с трудовой деятельностью  и жизнью коллектива, доброжелательная критика.

Выделяют следующие социально-психологические  параметры развития трудового коллектива, влияющие на эффективность деятельности: направленность, организованность, психологическое единство.

Направленность изучается с точки зрения ее движущих сил и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).

Организованность – важнейшая  характеристика организации. Это ее способность сохранять устойчивость структуры при обогащении и динамичности функций. Она проявляется в объеме и скорости реакций данной организации на изменение внешней и внутренней среды, в способности коллектива сочетать разнообразие мнений и форм поведения ее участников с единством действия, направленного на достижение единой цели.

Организованность характеризует  трудовой коллектив:

а) с количественной стороны (полнота  согласованности изменений и  действий);

б) с качественной стороны (совершенствование  организационных отношений, обогащение форм активности участников коллектива).

Эмпирические показатели организованности коллектива следующие: стремление к сохранению группы (коллектива) как целого; наличие авторитетного  и компетентного руководства; единство мнений об организаторах; субординационная совместимость; способность к согласованным действиям; инициативность и самостоятельность членов группы;

стремление к сотрудничеству и др.

Психологическое единство (сплоченность) – это общность межличностных  отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий, положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений, "признанность" всех членов группы друг к другу.

В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:

1) сплоченный (консолидированный)  коллектив. Он характеризуется относительно стабильным составом работников, отношением дружбы и взаимного уважения, высокой дисциплиной и трудовой отдачей;

2) расчлененный (слабосплоченный)  коллектив состоит из ряда  социально-психологических групп, имеющих своих лидеров. Трудовые показатели, активность и дисциплина этих групп различна;

3) разобщенный (конфликтный) коллектив  характеризуется отсутствием личных  дружеских контактов, официальными связями его членов, высоким уровнем текучести кадров, низкой трудовой активностью.

 

 

По своей направленности сплоченность может быть

а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;

б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.

Различают следующие стадии сплочения  трудового коллектива:

1. Ориентационная – это этап  становления. Эта стадия характеризуется  тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе путем целенаправленной ориентации и самоориентации.

2. Взаимоадаптационная  стадия – представляет собой  формирование единых установок поведения членов коллектива при целенаправленном, воспитательном воздействии руководителя или путем самоадаптации (подражание и идентификация). На этой стадии создается актив, выделяются добросовестные исполнители, организаторы и дезорганизаторы, складывается группа пассива.

3. Стадия консолидации, сплочения. Это этап зрелости коллектива. Группы формируются по интересам. Большинство работников воспринимает коллективные задачи как личные, возникает сотрудничество, единство работников.

Особую значимость все  указанные выше параметры имеют  в современных условиях, когда необходимо формирование компетентного рыночного мышления.

Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.

Социально-психологический  климат – это целостное социально-психологическое состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.

Социально-психологический  климат бывает:

а) благоприятный, характеризующийся  взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общем благо.

б) неблагоприятный, характеризующийся  неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем  конфликтности в коллективе.

в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.

Социально-психологический  климат зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов  руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических  знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через них на организационные и экономические процессы, протекающие в коллективе.

Английские специалисты  по управлению М. Вудкок и Д. Френсис  выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов:

1. Непригодность руководителя. Руководство – это, видимо, самый важный фактор, определяющий качество работы коллектива. Организаторские способности имеются далеко не у каждого. Установлено, что такая одаренность встречается в несколько десятков раз реже, чем музыкальные или математические способности.

2. Неквалифицированные  сотрудники. Эффективный коллектив  должен представлять собой сбалансированное объединение людей, где каждый качественно исполняет свою роль и все решают общую задачу.

3. Ненормальный микроклимат. Коллектив составляют люди с разными ценностями и пристрастиями. Объединяют их не только общие цели, но и эмоции. Преданность коллективу – один из признаков нормального климата в коллективе. Высокая степень взаимной поддержки также естественное состояние эффективно работающего коллектива. Недоверие, подозрительность друг к другу разъедают коллектив.

4. Нечеткость целей.  Если нет ясного видения общей  цели, то отдельные члены коллектива не смогут внести свой вклад в общее дело. Изучение экономических гигантов США и Японии показало, что их успех во многом обусловлен наличием делового кредо, то есть совокупности основных целей и задач. Эти цели конкретно формулируются для трудовых коллективов нижестоящих подразделений в виде принципов деятельности, правил или даже лозунгов, а затем постоянно и умело доводятся до сознания и чувств всех работающих.

5. Неудовлетворительные  результаты работы. Бывает, что хороший  микроклимат, высокая компетентность сотрудников не дают хороших результатов. Неудачи, как правило, оказывают демотивирующее воздействие на членов коллектива. Задача руководителя в таком случае – поддержать высокий моральный дух сотрудников, предложить соответствующие стимулы для активизации работы подчиненных.

6. Неэффективность методов  подготовки и принятия решений.

7. Закрытость и конфронтация. Когда в коллективе нет свободы  суждений, в нем возникает нездоровый климат. Члены коллектива должны иметь возможность высказывать свое мнение друг о друге, обсуждать все разногласия. В эффективно работающих коллективах не избегают деликатных и неприятных вопросов, а обсуждают их честно и прямо, не боясь столкновения взглядов и конфликтов.

8. "Неразвитые сотрудники". При прочих равных условиях  наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов. "Развитые сотрудники" энергичны, умеют совладать со своими эмоциями, готовы, открыто обсуждать свою позицию, могут изменить свою точку зрения только под воздействием аргументов, хорошо излагают свое мнение.

9. Низкие творческие способности коллектива. Эффективный коллектив имеет способность генерировать творческие идеи и осуществлять их.

10. Неконструктивные отношения  с другими коллективами. Оппозиция  по отношению к другим подразделениям организации чаще всего снижает эффективность деятельности. Руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для совместного решения проблем, добиваться личного взаимопонимания и налаживания сотрудничества.

Учет названных типичных сложностей в организации эффективной  деятельности коллектива способен помочь руководителю в выполнении функциональных обязанностей.[1]  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или  производственные коллективы. Трудовой коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой  трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей.

В первом разделе данной курсовой работы был рассмотрен трудовой коллектив и его роль в современных  условиях, откуда стало ясно, что  трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию и психологию. Были определены принципы и методы построения стабильного трудового коллектива и место руководителя в трудовом коллективе. Выяснилось, что руководитель, обладающий всеми качествами лидера – это идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения.

Во втором разделе  курсовой работы была определена сущность конфликта в трудовом коллективе и его виды. Конфликт - столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Конфликт - это элемент человеческой деятельности и существования.

В третьем разделе  был проведен анализ управления трудовым коллективом в ООО "АРТА". На предприятии работает метод косвенного воздействия на работников. Начальник создает условия для осуществления целей, а служащие добиваются результатов. Цель организации – удовлетворенность клиентов в качественном продукте, отличном сервисе и при этом получение прибыли.

Информация о работе Трудовой коллектив в организации